Льюис Мамфорд - выдающийся американский философ, исследователь влияния технологии на культуру и oбщество. Это заметки по поводу его книги "Монастырь и часы" (1934).
Эпиграф - Руми, "Часы.
http://zhurnal.lib.ru/s/sechew_s_a/rumi_mesnawi_b3_2073_chasy.shtml Часы, а не паровая машина были первым полезным механизмом
По меткому определению Мамфорда, часы - это "машина, продуктом которой являются отрезки времени", не просто регулирует наш день, она синхронизирует поведение разных людей не природным циклом захода и восхода солнца, а движениями своих стрелок. Тем самым, появляется возможность стандартизовать любую человеческую деятельность и управлять ею.
Система измерения времени и пространства - составная часть той сети контроля и управления, которую Запад накинул на планету. Мамфорд цитирует Маркса, одним из первых осознавшего особую роль часов, как архетипического "первого автомата имевшего практическую пользу; вся теория автоматического производства и регулярного движения выросла из них".
В книге "Техника и Цивилизация" Мамфорд перечисляет важнейшие технологические изобретения, которые не только революционизировали историю, но и глубоко проникли в коллективное подсознание, часто во вред человечеству. Атеистам может показаться парадоксом, но многие изобретения уходили корнями в самую толщу наиболее религиозных и аскетических традиций европейской культуры.
История возникновения часов
Часы родились в результате фанатичной фиксации монахов на жесточайшем ритуале, которым была отмечена повседневная жизнь средневековых христианских общежитийных монастырей. Важно отметить, что ни Иудаизм, ни Ислам не знали монашества (Иудейские Пророки уединялись в пещерах, но в одиночку, а в Исламе - монашество прямо запрещено).
С целью имитации космического порядка, европейские монахи ощущали духовный долг ведения упорядоченной, "благолепной" жизни. Вся их жизнедеятельность: молитвословие, учение, приготовление и вкушение пищи, сон, и даже испражнение - всё подлежало "железной дисциплине устава".
Папа Сабиниан (понтификат 604-606 г. г.) узаконивает употребление колоколов для возвещения богослужебных часов. Тогда же и возникла идея синхронизации молений, и встал вопрос создания надёжного устройства, которое бы позволило измерять время. Долгое время пользовались водяными и солнечными часами.
Первые механические часы изобрел Папа Сильвестр II в 996 году (
http://www.livejournal.com/users/hojja_nusreddin/86908.html).
Монастыри и монашеские ордена кичились друг перед другом строгостью уставов. Одним из наиболее детальных уставов славились Бенедиктинцы. В их уставе каждый день содержал в себе 7 периодов самоотречения и молений.
И начиная с 12 - 13 века бенедиктинские монастыри оснащаются механическими часами.
Самые старые дошедшие до нас механические часы датируются 14 веком.
Первые часы были весьма дорогими механизмами и их позволяли себе только богатые города и монархи. Но шаг за шагом, из монастыря часы были экспортированы во все уголки общества и началась "рутинизация" повседневной жизни мастеровых, торговцев и управленцев, солдат, обеспечившая гигантский рывок Европейских производственных отношений.
Парадоксально, но именно монастырь, а не семья, явился той ячейкой общества, которая породила многие современные социальные институты: фабрику, госпиталь, казарму, школу, университет, тюрьму. В этом смысле, именно монастыри соткали ткань современности.
Психологические последствия измерения времени
Однако, по мнению Мамфорда монахи не осознавали что "наружные" часы биологически и психологически чужды человеческой природе. Мамфорд противопоставляет "органическое (биологическое)" время, следующее природным циклам "рождения, роста, развития, угасания и смерти" времени "механическому", которое следует заданному извне ритму и которым можно управлять и манипулировать. Механическое время можно задать таким образом, что биологическое время не сможет за ним поспевать и механическое время будет продолжать тикать, даже после истечения времени биологического. (Невольно вспомнилась техника лишения сна на допросах в ЧК. - Х.Н.)
В наше время часы настолько внедрились с саму ткань повседневной жизни, что мы перестали их замечать и слепо подчиняемся ходу "механического" времени. Мамфорд проницательно указывает на самое трагическое последствие засилья часов - веру в того, что "время - деньги". Такое кощунственное уравнивание времени с универсальным эквивалентом стоимости привело к "ускорению темпов цивилизации" и к "росту требований во всё большей власти над временем, приводящему к ещё большему его ускорению".
Каковы же результаты этого ускорения? Мы едим не когда голодны, а по-расписанию. Мы ложимся спать когда надо и не можем заснуть когда хочется. Даже у детей в школах есть специальное время для думания. Подчинение естественной жизни "железному уставу" часов объясняет рост психопатических тенденций в "развитых" обществах.
У всех достоинств есть оборотная сторона. И у технологического прогресса тоже. Технология - это демонстрация мощи человеческого ума, без ее прогресса нам трудно представить свою жизнь. Мы совершенствуем наши машины, а они изменяют нас. Они уменьшили не только нашу зависимость от природы, но и нашу способность поражаться чудесам.
Социальные последствия измерения времени
Мамфорд указывает, что до начала процесса механизации общества должна была пройти культурная его трансформация. Людям необходимо было преодолеть барьеры понимания природы времени и пространства ДО ТОГО, как они смогли понять принципы действия любых машин, не говоря уже об их изобретении. Часы, капитализм, социальная регламентация и способность к абстрактному мышлению, даваемая школой, оказались необходимыми компонентами переходного процесса к механизации.
Часы, парадоксально родившиеся в монастыре, фундаментально отделили события человеческой жизни от абстрактного времени. С возникновением часов, мерой человеческих действий перестала быть Вечность, и стало лишь Время.
Идея измерения времени возникла задолго до средневековья, но именно часы породили массовую веру в то, что мир существует вне нас, что он измерим, что время однородно и события синхронизируемы. Постепенно время стало продаваться кусками, и возникли предпосылки мышления капитализма. Вскоре после возникновения парадигмы часов возникли и другие механистические концепции природы и человеческого тела: рука - рычаг, сердце - насос, лёгкие - меха. Механизация человека логически повлекла за собой и механизацию общественных институтов: армии, фабрики, школы, и т.п.
"Механические часы породили идею регулярного производства, учёта рабочего времени, стандартизации продукта" - писал Мамфорд. Они породили деловое расписание.
Удивительно, как механизм, созданный людьми для полного посвящения себя Богу, превратился в средство зарабатывания денег.
http://bookcomplex.us/015688254X.html