Притчу Руми "Моисей и Пастух" в моём переводе можно прочесть тут:
http://www.livejournal.com/users/hojja_nusreddin/450751.html_________________________________________________________________________________
Впервые её изложение на русском языке опубликовал Лев Толстой:
"Есть такое арабское сказание: Моисей будто бы, странствуя в пустыне, услыхал, как один пастух молился Богу. Пастух молился так:
- "О, Господи, как бы мне сойтись с Тобой и сделаться Твоим рабом. С какой бы радостью я обувал Тебя, мыл бы Твои ноги и целовал бы их, расчесывал бы Тебе волосы, стирал бы Тебе одежду, убирал бы Твое жилище и приносил бы Тебе молоко от моего стада. Желает Тебя мое сердце".
Услыхав такие слова, Моисей рассердился на пастуха и сказал:
- "Ты богохульник. У Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь".
И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он больше молиться и служить Богу и пришел в отчаяние. Тогда Бог сказал Моисею:
- "Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для тебя нехорошо, то для другого хорошо; что для тебя яд, то для другого мед сладкий. Слова ничего не значат; Я вижу сердце того, кто ко Мне обращается".
Л. Толстой. "На каждый день (1906-1910 гг.)" - Полное собрание сочинений. М., 1959. т. 43. с. 124.
__________________________________________________________________________________
После этой публикации (и кончины Л. Толстого !), знаменитый Иоанн Кронштадский записал в своём дневничке эдакое благомудрие:
"Л. Толстого возьми.
Лев Толстой и пред кончиной своей, по своей непостижимой и упорной гордости, занимается баснями о каком-то пастушке простосердечном (а простоты-то, вон, и нет у Толстого), который очень хотел бы умывать ноги Богу и пр.; а Моисей, пророк, узнал будто бы об этом, пригрозил ему: зачем ты Бога представляешь человеком и просишь у Него того, в чем Он не нуждается, и с того времени пастух разсердился на Бога и не стал ничего просить у Него. Бог, будто бы, сделал выговор Моисею: зачем он отогнал от Него, от Гда, этого простого человека? И я, говорит Толстой, хочу быть, как этот пастушок, и не чрез кого-либо, а лично хочу угождать Ему, как умею!
Какая идиллия! Какая дурь в старости! Какая сатанинская гордость! Не хочу знать Сына Божия, чрез Которого одного можно придти к Богу; не хочу Троицы; не хочу Церкви. Какое невежество, дикость."
Проницательный мыслитель, св. Иоанн доктринально и социально был ультра-консерватором и навесил на Льва Толстого ярлык: "невежество и дикость"!
В том же дневничке Иоанн пишет такое:
- "3емное отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России."
"Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого (часть III) 3 октября - 11 ноября 1908 г.
http://www.voskres.ru/pravilo/dnevnik3.htm_____________________________________________________________________________________
Любопытно, что ту же самую притчу Руми, но уже в совершенно доброжелательном ключе процититирует спустя полвека другой святитель - Митрополит Антоний Сурожский:
"В еврейском (Тут митрополит Антоний ошибся: не в еврейском, а в арабском. -X. H.) фольклоре есть сказание о жизни Моисея, и в нем - замечательное место.
Моисей встретил в пустыне пастуха. Он проводит с ним весь день и помогает ему доить овец, а к вечеру видит, как пастух собрал лучшее молоко в деревянную миску и поставил в отдалении на плоский камень. Моисей спрашивает его, зачем он это делает, и пастух отвечает:
- "Это Божье молоко".
Моисей озадачен и спрашивает, что он имеет в виду.
И пастух отвечает:
- "Из всего молока я всегда собираю лучшее и приношу его в дар Богу".
Моисей, куда более изощренный умом и утонченный, чем пастух с его наивной верой, спрашивает:
- "И Бог пьет молоко?"
- "Да," - отвечает пастух, - "пьет”.
Чувствуя, что надо просветить бедного пастуха, Моисей объясняет ему, что Бог - чистый Дух и молока не пьет; но пастух уверен, что Он молоко выпивает. У них происходит спор, в заключение которого Моисей говорит пастуху, чтобы тот спрятался в кустах и посмотрел, действительно ли Бог приходит пить молоко, - после чего удаляется в пустыню на молитву.
Пастух притаился в кустах, ночь наступила, и при лунном свете пастух видит лисичку, которая бежит из пустыни, оглядывается направо, оглядывается налево и, подбежав к миске, быстро лакает молоко, а потом снова убегает в пустыню. На следующее утро Моисей находит пастуха печальным и подавленным.
- "В чем дело?" - спрашивает Моисей.
- "Ты был прав, Бог - чистый Дух и Ему не нужно мое молоко".
Моисей удивлен и говорит:
- "Ты должен радоваться, теперь ты знаешь о Боге больше, чем знал раньше!"
- "Да," - говорит пастух, - "но единственного, чем я мог выразить Ему свою любовь, я лишился".
Тут Моисей что-то прозревает; он уходит в пустыню и начинает усердно молиться. Ночью, в видении, Бог к нему обращается и говорит:
- 'Моисей, ты ошибся! Действительно, Я - чистый Дух. Но Я всегда принимал с благодарностью молоко, которое пастух приносил Мне в дар как выражение своей любви; но поскольку Мне, как чистому Духу, молоко не нужно, Я делился им с этой лисичкой, которая молоко очень любит' ".
Митрополит Антоний Сурожский, Проповедь "Стучитесь!"
http://www.reshma.com.ru/propovedi/stuchites.htm