С.П. Капица, "Система Физтеха"

Jul 16, 2018 16:12

Продолжаем знакомство с книгой Сергея Петровича Капицы «Мои воспоминания». Предлагаем вашему вниманию фрагмент, в котором он рассказывает о своей работе в Московском физико-техническом институте.


Петр Леонидович Капица, один из инициаторов создания МФТИ, так сформулировал принципы «системы Физтеха»:
1. Подготовка студентов по специальности проводится непосредственно научными работниками базовых институтов на новом техническом оборудовании этих учреждений.
2. Подготовка в базовых институтах предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом.
3. Каждый студент должен участвовать в научной работе начиная со второго-третьего курса.
4. При окончании института студент должен владеть современными методами теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач.

-- («За науку», многотиражная газета МФТИ, № 13-14, 10.06.1965)

Работа в Физтехе заняла в моей жизни существенное место.
В 1946 г. было создано учебное заведение совершенно нового типа - Московский физико-технический институт (МФТИ).

Этот институт был задуман рядом наших крупнейших ученых, в первую очередь физиков, еще до войны. В 1938 г. в «Правде» появилась статья под названием «Нужна высшая политехническая школа», в которой формулировалась необходимость создания передовой школы, где учеба могла бы совмещаться с практической работой. В университете этого достичь не удавалось, а особенно велик разрыв между наукой и образованием был в области физики. В Физическом институте Академии наук СССР, в Институте физических проблем наука стояла на высоком уровне, но мало кто из крупных ученых имел возможность преподавать в Московском университете. Между этими организациями была большая напряженность, и это, конечно, мешало воспитанию молодых кадров.

Прошла война, взорвалась атомная бомба.
- Этот технологический прорыв показал, насколько важен союз между наукой и практическими возможностями, которые эта наука дает.
- Идея Физтеха получила новое движение.
- В результате сложных переговоров, в которых большую роль сыграли отец и другие крупные ученые нашей страны,
- Петр Леонидович вместе с С.А. Христиановичем написали устав нового института и
- поставили перед руководством страны, в первую очередь перед Сталиным, вопрос о необходимости создания нового учебного заведения.
- Так был организован Московский физико-технический институт.

До этого считалось [кем, бля?! - Х.Н.], что академическая наука должна быть отделена от образования
- и нельзя допускать совместительства преподавания и научной работы.
- В новом вузе, который был призван обеспечить процесс воспроизводства науки,
- главной заботой стало привлечение профессуры и молодых преподавателей из разных институтов Москвы.
- В Физтех пришли люди, которые занимались наукой, теоретической и экспериментальной, самых разных направлений.

В начале 1960-х гг. стало ясно, что Физтеху нужно дать новый импульс.
- Старые кадры, старые люди, которые его создали, должны были передать эстафету дальше.
- И тогда ректором Физтеха стал Олег Михайлович Белоцерковский,
- ученик Анатолия Алексеевича Дородницына, с которым мы вместе начинали работать в ЦАГИ.
- Потом он перешел в вычислительный центр Академии наук, а я - в ГеоФИАН, и наши пути разошлись.

В 1959 г. я начал читать в Физтехе курс
- электроники СВЧ и ускорителей,
- а с 1964 г. стал заведовать кафедрой общей физики,
- которую до этого возглавлял научный сотрудник Института физических проблем, член-корреспондент Академии наук Николай Евгеньевич Алексеевский*.
- Я заведовал кафедрой 35 лет, до 1998 г., посвятив этому делу половину жизни.
- Это была очень интересная и ответственная работа,
- у нас было 130 преподавателей, половина из которых были совместителями
- из самых крупных исследовательских институтов Москвы разных ведомств:
- Академии наук, Атомного ведомства, ЦАГИ и многих других учреждений.

Кафедра физики и курс общей физики занимают центральное место в учебном плане, во всем учебном процессе Физтеха
- Это определено значением физики в современной системе естественных наук.
- С одной стороны, физика стала основой наших представлений о природе в целом - от бесконечно удаленных галактик Вселенной до звезд и планет, мира живого и неживой материи, наконец, атома, ядра и самих элементарных частиц. С другой стороны, практически все достижения современной техники, множество технологических процессов стали возможными благодаря открытиям физики и пониманию природы, которая она дает. Именно в понимании природы вещей заключено все могущество физики как науки, и поэтому так ценно образование, которое дает физика.

Моя главная ответственность была даже не столько читать лекции - я читал механику на первом курсе, - сколько обеспечивать комплектацию профессуры этой кафедры.
- Надо было находить людей, которые действительно способны были учить, хотели учить и могли научить.
- Далеко не всегда эти способности соединяются в одном человеке.
- А нам нужно было найти именно таких людей, которые на почасовой основе раз в неделю приезжали бы в Физтех вести занятия. Часть из них читали лекции - это была наиболее сложная работа. Курс был един, программа была единой, но исполнение могло было разным. Я считаю, что так и должно быть, - каждый может по-своему аранжировать музыку, которую он играет.

Мы готовили молодых студентов на младших курсах, а затем они растекались по кафедрам различных специальностей.
- По той же системе их учили математике, и эта физико-математическая основа была единой для всех факультетов.
- Первоначально «Курс общей физики» читался первые 5 семестров, а позже он продолжался уже полных три курса и, как и раньше, завершался заключительным экзаменом.
- Это было уникальное событие.
- К экзамену привлекались не только преподаватели самой кафедры, но и ученые из основных базовых институтов.
- Таким образом, каждый год не только экзаменовались наши студенты, но и кафедра выносила на нелицеприятный смотр коллег результаты своей работы.
- Я сам при этом многому научился.

В основе нашей работы лежала идея, что мы должны добиваться не столько знаний, сколько понимания. Студенты представляли на экзамен собственное самостоятельное исследование или реферат какой-либо актуальной работы, выполненные под руководством преподавателя, ведущего семинарские занятия. Так, уже со студенческой скамьи устанавливалась связь поколений и происходил отбор учеников, что и привлекало к преподаванию работающих физиков очень высокой квалификации.

Экзаменов было два - устный и письменный
- На письменном студенты решали задачи, причем каждый раз составлялись новые задачи. Придумать задачи для такого экзамена - это своеобразная творческая работа, способность человека поставить задачу для такого экзамена характеризует его творческий потенциал.
- И, как правило, наши совместители, люди, занимающиеся живой наукой, справлялись с этим гораздо лучше, чем профессиональные преподаватели, не связанные с корпусом мировой науки.
- На устный экзамен студент приходил с вопросом, который он сам приготовил. Никаких билетов не было, можно было пользоваться любыми пособиями, любыми справочниками, записками.
- Нельзя было только одного - консультироваться с товарищами и преподавателями.

На экзаменах бывали разные анекдотические случаи.

1. Один раз я пришел на экзамен и вижу крайне затрудненную обстановку:
- сидит комиссия из трех человек, а перед ними высокая, симпатичного вида, но худая и изможденная девица, пытается что-то ответить.
- Видно, что ей как-то не по себе, да и экзаменаторам тоже не по себе.
- Я спрашиваю: «В чем дело?».
- «Вот мы, говорит, не знаем, что делать, надо двойку ставить...»
- А я смотрю в ее зачетку и вижу лучшие отметки по физике за все предыдущие экзамены.
- А сейчас, судя по тому, что говорят преподаватели, «ни в зуб ногой».
- Я попросил девицу выйти и позвал преподавателя ее подгруппы. Он приходит.
- «Вот мы никак не можем разобраться с этой студенткой».
- «Так она две недели назад родила двойню!»
- Тогда я потребовал поставить ей четверку или пятерку, а эти зануды говорят:
- «Вы имеете право повысить нашу оценку только на один балл. Мы ей ставим двойку, так что выходит не больше тройки!»
- «Нет, - говорю, - ставьте ей четверку и отстаньте от нее».
- Я все-таки завкафедрой, так что пришлось им послушаться.

2. Как-то раз чуть ли не целый поток решил задачу с одинаковой ошибкой.
- Было очевидно, что произошла утечка информации. Мы стали выяснять, в чем дело, и обнаружили, что студенты наладили радиопередатчик и передавали решение задачи по радио.
- Такая целая операция.
- Через несколько часов после конца экзамена приехала на машинах страшно грозная комиссия, вооруженная какими-то специальными аппаратами.
- Это в КГБ прослушали сигнал, который содержал всякие технические подробности, они как-то проследили, где мы находимся, и прибежали искать злоумышленников.
- К тому времени экзамен уже кончился, и обнаружить никого не удалось, поскольку они все разбежались.
- Потом в ректорской уборной я обнаружил на стекле кабинки надпись, что такого-то числа во время госэкзамена отсюда велась передача.
- И надо же было им спрятаться именно в этом месте!

3. Студенты готовили экзаменационные доклады на больших листах ватмана
- их развешивали перед комиссией: слайд-шоу тогда еще не было.
- И была традиция: после экзаменов эти листы развешивались по заборам вокруг института.
- Это тоже приводило в ужас все наши секретные организации, говорили, что будто бы враги со спутника увидят, чем мы тут занимаемся.

В нашей стране время от времени возникает вопрос об отсрочках при призыве в армию.
- Всякий раз когда по различным причинам количество призывников не устраивает наших военных,
- они пытаются компенсировать нехватку солдат за счет студентов.
- Это тема, которая очень будоражила умы, и мы не раз обсуждали ее на Физтехе.
- У меня на это счет совершенно определенная позиция: студенты - это интеллектуальный потенциал страны, и
- забирать их в армию - значит наносить огромный вред государству.

В начале горбачевской эпохи был такой эпизод.
- Как-то меня пригласил к себе на дачу академик Фролов**, он был тогда помощником Михаила Сергеевича Горбачева***.
- У него я застал компанию малознакомых мне людей и беседу никак меня не касающуюся.
- В какой-то момент Фролов предложил мне выйти с ним в сад и там сказал, что опять пошли разговоры о призыве студентов в армию.
- «Михаил Сергеевич против этого, но ему очень трудно противостоять военным. Не можешь ли ты организовать письмо академиков, что этого делать нельзя?».
- Я ответил, что полностью разделяю эту позицию и постараюсь сделать все, что от меня зависит.
- Тогда у меня уже был компьютер, я подготовил на нем текст и во время очередной сессии отправился в академию наук, где встретился с рядом очень влиятельных членов академии.
- Никто из них не отказался поставить свою подпись, и,
- соблюдая некую конспирацию, я передал подписанное письмо Ивану Тимофеевичу.
- Когда этот вопрос рассматривался на заседании Политбюро, Горбачев сказал:
--- «Да, мы должны поднимать уровень армии. Образованные студенты, конечно, могут в этом помочь.
--- Но вот мне академики пишут, что это погубит наши науку и технику».
- И на этот раз вопрос был снят. Но на этом дело не кончилось.

По-видимому, всякий раз когда ослабевает центральная власть, каждый начинает толкать вперед свои интересы.
- Вопрос о призыве студентов снова возник во время противостояния Ельцина и Хасбулатова.
- В один прекрасный день ко мне в лабораторию явились двое и представились офицерами генерального штаба.
- Я подумал, что у них есть вопросы, как-то связанные с нашими ускорителями, дело было рядом с помещением. где они стояли.
- Но гости пожелали разговаривать в саду.
- «Сейчас опять поднимается вопрос о призыве студентов в армию. Нам известно, что в свое время, при Горбачеве, вы организовали письмо, посвященное этому вопросу. Вы не изменили свою точку зрения?».
- Я ответил, что не изменил свою позицию и думаю, что выражаю мнение всего научно-технического сообщества.
- «Вы готовы встретиться с Хасбулатовым или с Ельциным по этому поводу?».
- Я ответил, что готов, и через несколько дней, поздно вечером, меня отвезли в Белый дом.
- Наверное, минут 40 я ждал около кабинета Хасбулатова, наконец он вышел, и мы с ним пошли гулять по коридорам Белого дома.
- Я объяснил ему существо проблемы, и он предложил мне заготовить письмо от влиятельных академиков.
- «И мне, и Ельцину». На том и разошлись.
- Я тут же ночью поехал в лабораторию, где стоял мой компьютер, нашел файл с письмом, которое много лет назад написал по просьбе Фролова, и перелицевал его на новых адресатов.
- Как и в прошлый раз, я подписал это письмо у самых влиятельных членов нашего научно-технического сообщества.
- История повторилась вновь.

Отстаивать студентов от призыва в армию пока удается
- но мы упорно не хотим замечать, что наш храм науки почти сгорел.
- Когда Ленин изгнал из страны на пароходе 100 философов и обществоведов, которые его не устраивали по идеологическим соображениям,
--- то все кричали: ах, какой ужас, что он сделал!
- А когда десятки тысяч первоклассно образованных ученых вынуждены были покинуть страну,
--- это не сочли чрезвычайным событием.
- Почти все среднее поколение ученых выбито.
- А молодежь, глядя на своих бедствующих старших коллег, не знает, что ей делать.
- В наиболее известных вузах, таких как, например, Физтех, большинство выпускников не видят другого пути реализовать полученные знания,
--- кроме как за пределами своей страны.
- Аспиранты и молодые ученые находятся в самом тяжелом положении.

К счастью, интерес к науке у молодежи сохраняется
- Об этом свидетельствует высокий, как и прежде, конкурс на естественно-научные специальности.
- Главный урок МФТИ - это сама система Физтеха:
- только при тесном союзе и сотрудничестве высшей школы и науки возможно современное и эффективное воспитание нового поколения ученых и инженеров.
- Теперь они рассеялись по всему миру, и, кажется,
- в США есть клуб из полутора тысяч выпускников Физтеха, объединенных в свое землячество.
_____________________________________________________
*Алексеевский Николай Евгеньевич (1912-1993), физик-экспериментатор, член-корреспондент РАН, с 1942 г. работал в Институте физических проблем.

** Фролов Иван Тимофеевич (1929-1999), академик, философ, деятель КПСС, в 1990-1991 гг. - член Политбюро ЦК КПСС, в 1986-1987 гг. - главный редактор журнала «Коммунист», в 1989-1991 гг. - главный редактор газеты «Правда».

*** Горбачев Михаил Сергеевич (р. 1931), с 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, в 1988-1989 гг. - председатель Президиума Верховного Совета СССР, в 1990-1991 гг. - президент СССР.
____________________________________________________
https://scientificrussia.ru/articles/sistema-fizteha-v-mire-nauki-5-6-2018-g

физтех, образование, цыанизьм, войско, разрушенье, компрадоры, американа, мемуар, наука

Previous post Next post
Up