Христианские толкования на Исайю (6:3)

Oct 29, 2017 05:08

И взывали они [серафимы] друг ко другу и говорили:
- "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славою Его!"

_____________________________________________________
Свт. Амвросий Медиоланский, "О Святом Духе"

Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят:
- Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!
- Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве,
- не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа,
- и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности,
- но трижды повторяют и говорят одно и то же,
- чтобы и в гимне ты уразумел:
--- различие лиц Троицы и
--- единство Божества.
- Когда они говорят это, называют Бога.
_______________________________________________
Свт. Иоанн Златоуст
"К народу антиохийскому"

Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением?
"Видел я Господа, - говорит пророк, - сидящего на престоле высоком и превознесенном…
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по 6 крыл:
- двумя закрывал каждый лице свое,
- и двумя закрывал ноги свои,
- и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славою Его!"
- Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем?
- Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения;
- и одни говорят: Слава в вышних Богу (Лк 2:14);
- серафимы взывают: "Свят, Свят, Свят" (Ис 6:3),
- и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.

"Против аномеев"

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят».
И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления:
- они не просто воспевают, но весьма громко,
- и не только громко, но и постоянно делают это.
- Тела светлые, хоты бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры;
- а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам.
- Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся;
- но чрез один или два дня уже не удивляемся.
- Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела?
- Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам;
= но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив:
--- Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются;
--- потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу,
--- никогда не переставали восклицать с изумлением;
--- то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами,
--- это они испытывают постоянно,
--- и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление.
--- Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу,
--- что служит знаком сильнейшего изумления.
--- Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем,
--- но и сбегаемся в домах друг к другу.
--- Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».

"Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии. О серафимах"

Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское,
потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14).
Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение.
Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию,
но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли,
и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола"
_______________________________________________________________
Свт. Кесарий Арелатский, "Проповеди"

Исаия тоже причисляет ко славе Троицы единого Святого Духа:
- Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…
- Вокруг него стояли Серафимы… И взывали они друг к другу и говорили:
- Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! - и далее:
- И услышал я голос Господа говорящего:
--- … "пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите"
_________________________________________________________________
Свт. Кирилл Александрийский, "Комментарий на пророка Исаию"

Уста серафимов полны славословий, потому что они славословят, и при том попеременно, не по причине усталости, как я думаю,
- а скорее, уступая честь один другому и попеременно воздавая славословие.
- Ибо вышнее все находится в порядке и благоустроении.
- Трижды же произносят Свят и заключают славословие словами: Господь Саваоф, полагая через это во едином естестве Божества Святую Троицу,
- потому что мы несомненно признаем здесь подразумеваемым Отца, а равным образом и Сына и Духа Святого.
- И никакое слово не рассекает каждого из поименованных на различные естества,
- но в трех ипостасях разумеется единое Божество.

Говоря, вся земля полна славою Его! - серафимы провозглашали будущее и предвозвещали тайну совершенного Христом домостроительства.
- Ибо прежде того, как Слово стало плотью (Ин. 1:14), над поднебесною имел власть тот губительный демон, змей, отступник;
- воздавалось также и поклонение твари вместо Творца и Создателя (Рим 1:25).
- Когда же Единородное Слово сделалось человеком, тогда славою Его наполнилась вся земля.
____________________________________________________________________
Свт. Кирилл Иерусалимский, "Огласительные слова для просвещаемых."

Мы вспоминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия,
- стоящих окрест Божия престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же ноги, а двумя летающих
- и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.
- И для того преданное нам от серафимов богословие это повторяем,
- да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами.
_____________________________________________________________________
Сщмч. Дионисий Ареопагит, "О церковной иерархии"

Сказанное же в Писании: взывал один [серафим] к другому, - показывает, я думаю,
- что они свои умозрения боговидения щедро передают друг другу.
- И еще то объяснение имени серафим мы сочтем достойным памяти,
- что еврейский язык Писаний называет святейшие существа серафимов выразительным именем серафимов из-за того,
- что они в своей божественной и вечно подвижной жизни пламенны и кипящи.
___________________________________________________________________
Прп. Ефрем Сирин, "???"

Серафимы взывали: "Свят, Свят, Свят"… и тем изобразили нам тайну Святой Троицы
___________________________________________________________________
Блаж. Августин, "Проповеди"

Скажите мне, что мы будем там, то есть в Царстве Небесном, делать? Спать?
- Ведь здесь люди, которым нечего делать, спят.
- Однако там не будет сна, поскольку нет там никакой усталости.
- Итак, если не будем мы там делать необходимые дела, не будем также и спать, то что же будем мы там делать?
- Никто пусть не страшится пресыщенности, никто пусть не думает, что и там будет пресыщенность.
- Разве быть здоровым вызывает пресыщенность?
- Все в этом веке надоедает, но здоровье не надоедает.
- А если здоровье не надоедает, неужто надоест бессмертие?
- Итак, какое будет у нас там дело? [Восклицать] «Аминь» и «Аллилуйя».
- Ибо здесь мы делаем одно, а там будем делать другое, не скажу - день и ночь, но весь бесконечный день,
- подобно тому как небесные силы, серафимы, неустанно говорят: "Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф"
_____________________________________________________________________
Блаж. Иероним Стридонский, "Комментарии на пророка Исаию"

А тем, что взывают друг к другу, или, согласно евреям, этот к этому, то есть один к другому
- они взаимно возбуждают себя к хвалению Господа, и говорят: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф",
- чтобы показать в едином Божестве таинство Троицы и
- засвидетельствовать, что не храм иудейский, как прежде, но вся земля полна славою Того,
- Кто ради нашего спасения благоволил принять на Себя естество человеческое и сойти на землю.

И Моисею, когда он, вследствие поклонения тельцу, умолял Господа пощадить грешный народ, Господь ответил:
- "прощаю по слову твоему; но жив Я и славою Господней полна вся земля" (Чис. 14:20-21).
И Псалом 71 поет:
- "Наполнится славою Его вся земля" (Пс. 71:19).
Посему и ангелы взывали к пастырям:
- "Слава в вышних - Богу, и на земле - мир, и в человеках - благоволение!" (Лк. 2:14).

Следовательно, некто нечестиво разумеет под двумя серафимами Сына и Духа Святого,
тогда как мы, по евангелисту Иоанну и апостолу Павлу учим:
- что Сын Божий был виден в царственном величии,
- а Дух Святой говорил.
Некоторые из латинян под 2-мя серафимами разумеют Ветхий и Новый Заветы,
- которые говорят только о настоящем веке.
- Посему-то, говорят они, серафимы и имеют 6 крыльев
- и закрывают лицо и ноги Божии
- и ревностно выражают свидетельство истины
- и все, о чем вопиют они, показывает таинство Троицы.
И они передают удивление друг ко другу:
- что Господь Саваоф, будучи образом Бога Отца,
- принял образ раба и смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной (Флп 2:6-8),
- и что не небесное только, как прежде, но и земное познает Его
_______________________________________________________
Блаж. Феодорит Кирский, "Комментарии на пророка Исаию"

Серафимы, воспевая такую песнь, дают нам знать, что природа Божия едина,
- так как они употребляют слово Господь в единственном числе,
- воспевая свят три раза, указывая на Святую Троицу.
- Ибо "Свят, Свят, Свят" ясно указывает на Троицу,
- а Господь Саваоф относится к одной природе Божества.
- Воспевают же вечную Божественную природу серафимы, как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славою.
- Именно это совершил Господь наш и Спаситель, вочеловечившись,
- ведь после пришествия Господа языки получили луч богопознания.
_____________________________________________________
Ориген, "О началах"

Один еврейский учитель говорил, что:
- под двумя 6-крылыми серафимами,
--- которые по описанию Исаии взывали друг к другу и говорили:
--- "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф",
--- следует разуметь единородного Сына Божьего и Святого Духа.

Так как начало и конец всего никто не может постигнуть, кроме Господа Иисуса Христа и Святого Духа,
- то, по словам этого учителя, Исаия в форме видения сказал, что есть 2 только серафима,
- которые 2-я крыльями закрывают лицо Божье,
- 2-я - ноги Его
- и 2-я летают,
- взывая друг к другу и говоря:
- "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнена вся земля славою Его!"
- Значит, только серафимы имеют по 6 крыл:
--- 2 своих:
--- 2 на лицо Бога и
--- 2 на ногах Его;
- поэтому с дерзновением следует возвестить, что:
- ни воинства святых ангелов, ни святые престолы, ни господства, ни начальства, ни власти
- не могут точно знать начало всего и конец вселенной.

«И взывали друг к другу»:
- не один ко многим (alter ad plures),
- но друг к другу (alter ad alterum).
- Ибо слышать о святости (sanctitudinem) Божией, возвещаемой Спасителем, никто не может по достоинству,
--- кроме Духа Святого;
- и о пребывающей [в мире] святости (sanctimoniam) Божией, возвещаемой Духом Святым,
- никто не может [слышать]
--- кроме одного Спасителя.

Из-за этого они взывали друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят»
- Недостаточно им взывать «Свят» ни единожды, ни дважды,
--- но они принимают совершенное число Троицы,
- чтобы явить множество святости Бога, которая есть повторяемая общность тройной святости:
- со святостью Отца соединяется святость Сына и Духа Святого.
- Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого (Евр. 2, 11).
- Освящающий есть Спаситель, Который по человеческой природе (juxta hoc quod homo est) получает святость от Бога Отца
- Таким образом, они говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»
--- [имя же] «Саваоф» переводится (как Акила передал) «Господь воинств».

- «Вся земля полна славою Его»
--- Прежде один храм был полон славою,
--- а сейчас серафимы возвещают сущим на земле, что грядет [время],
--- когда Христос наполнит всю землю славою Божией.
Конечно, во всех, кто прославляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его,
- и тем самым вся земля полна славою Божией.
- но прежде славою Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли,
- когда говорилось: «Известен в Иудее Бог, в Израиле великое имя Его» (Пс. 75, 1)

Слава Богу, Который послал Сына Своего (Ср.: Рим. 8, 3), чтобы всю землю сделать полной славою Своей
- Но что тебе даст, если земля будет полна славою Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду,
- а ты не явишься причастником славы полноты Божией (Ср.: Еф. 3, 19)?
- Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе,
- чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славою Его.

Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией?
- Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию
- то речь моя и действие становятся славою Божией.
- Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию,
- если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию,
- то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славою Его»
См. Толкование на Ис. 6:2
_____________________________________________________
Лопухин А.П., "Гомилии на книгу пророка Исаии"

И взывали...
- По-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора,
- которые поочередно возглашали хвалу Богу.

Свят...
- т.е. отдален от всего греховного, от всякого несовершенства.
- Это определение, для высшего усиления, повторяется трижды,
- подобно тому как у Иезекииля, напр., трижды повторяется слово: низложу (Иез 21:27; ср. Иер 7:4).
- Но кроме этого толкования троекратного повторения слова свят, имеет свои основания и другое объяснение,
- очень древнее, по которому серафимы здесь изобразили тайну Святой Троицы
- (св. Ефрем Сирии, блаженный Иероним).

Именно у пророка Исаии есть место, доказывающее веру современной ему ветхозаветной Церкви в Троичность лиц Божества.
- Это место - 63 гл. ст. 9 и сл., где упоминается:
- особо о Боге,
- особо об Ангеле лица Его или о Сыне Божием,
- и особо о Духе Святом.
- Отсюда следует, что и в троекратном повторении слова свят Исаия мог указать на эту великую тайну.

_____________________________________________________________________
[В Славянском переводе с 70-и текст 63:9 изложен так:
- "Не ходатай, ниже аггел, но сам Господь спасе их,
- зане любит их и щадит их: сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века"

Как выше указывалось, исключение из Синодального перевода слов:
- о Высшем Совете, посланником которого является Мессия,
- которые есть в греческом переводе 70-и и славянском изводе,
- приземление его (Мессии) сущности (плод земли, вместо - семя небесное),
- привело к забвению многих очевидных указаний на Троическую сущность Всевышнего.
--- Прим. ред.]
___________________________________________________
"ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ"
http://bible.optina.ru/old:is:06:03

Бонус: "непостижимость Бога" [видение Исайи]: https://hojja-nusreddin.livejournal.com/4105105.html

image Click to view


бог, богоявленье, земля, троица, святость, молитва, пророк, исайя, слава, херувим, библия

Previous post Next post
Up