Борис Клейн, "НОЧНОЙ ПАРИЖ"

Apr 01, 2017 13:32


Во Франции опять входит в моду "героика" коллаборационизма с нацистами.
- предвестием чего это является?
- французская страница в "летописи европейской измены" долго оставалась закрытой в СССР
- хотя в советских СМИ и клеймили позором некоторых политиков, повинных в разгроме Франции:
--- назывались имена Петэна, Лаваля и т.п. "фашистов"
- но не было ни слова о коммунистах!

Поведение французских комми во время тесной дружбы Гитлера со Сталиным
- давно перестало быть секретом, что тогда ЦК французской компартии
--- по приказу Коминтерна выдвинул лозунг: "Долой империалистическую войну!" и
--- дал коммунистам инструкции саботировать военные меры французского правительства
- за что компартия Франции была тогда же запрещена
- лидер компартии, Морис Торез, дезертировал из армии и сбежал в Москву
- другой лидер, Жак Дюкло, приказал
--- установить контакт с немецкими оккупантами и
--- возобновить в Париже выпуск «Юманитэ»
--- а немцы и не возражали, но распространять свою газетёнку комунякам мешала французская полиция,
--- поскольку компартия, ввиду ее предательства, была распущена в самом начале войны с Германии
- приветствуя дружелюбие французских рабочих к германской армии, "Юманите" восклицала:
--- «Браво, товарищи, продолжайте, даже если это придется не по нраву каким-нибудь буржуа...»

Конец нацыстско-коммунячей идиллии
- разумеется, после нападения Германии на СССР, ЦК всех компартий мира переобулись на ходу
- внезапно призвав дисциплинированных комуняк бросить все силы на борьбу с гитлеризмом
- но, увы, этих сил почти не осталось, т.к. компартия была деморализована коллаборационизмом с оккупантами

Тысячи коммуняк переметнулись к нацистам
- подобно миллиону немецких коммуняк, получивших "второе рождение" в составе НСДАП
- например:
--- Поль Мэрион, член ЦК компартии Франции и глава марксистского колледжа в Бобиньи
--- стал министром правительства Виши, чтобы потом воглавить французские "Ваффен СС"
--- а лидер французских фашистов Дорио был, так сказать, выпестован Коминтерном.


Начало коллаборационизма французов с нацистами
- первым назвал себя "коллаборационистом" глава оккупированной Франции - маршал Петэн
- встретившийся с Гитлером в октябре 1940 г.
- и определивший своей побежденной стране путь "конструктивного сотрудничества" с оккупантами
--- "в рамках нового европейского порядка:
- мучит ли сограждан совесть, или не нет - неважно, жизнь должна идти своим чередом
- большинство французов не верило, что немцев удастся разбить при их жизни
- и поначалу общее настроение было таким - "с ними надо как-то ужиться"
- и устроиться так, чтобы Франция могла побыстрее перейти "из стана побежденных в стан победителей"

Уничтожение евреев
Профессор Сорбонны, литературовед Морис Бардеш писал:
- "От всего сердца я одобрял коллаборационизм, как путь восстановления дружбы между нашими странами,
- и как единственный способ самозащиты Европы от СССР.
- мы были убеждены, что войну спровоцировали евреи...
- Вопреки тому, что стали утверждать после 1945 года, в период оккупации
- большинство французов смотрело на происходящее с евреями равнодушно"

Мягкое немецкое управление
- политика немецких оккупационных властей во Франции была доброжелательной и, насколько можно, эластичной
- чтобы меньше раздражать население, они управляли через посредников - французов
- немцы высоко ценили возможности спокойного отдыха и веселого досуга во Франции
- в особенности их привлекал "Paris bei Nacht" - "ночной Париж"
- более 100 заведений были открыты специально для обслуживания германских воинов
- эти пункты "франко-германского сближения" не испытывали нехватки в чем-либо
- "Я никогда не была так счастлива" - признавалась хозяйка борделя, давая интервью кинодокументалистам

Kультурная жизнь оккупированной Франции
- дух оптимизма своевременно подкрепила художественная выставка «За сильную Францию в объединенной Европе»
--- открывшаяся в Большом дворце, под охраной СС.
- интеллектуальную и художественную элиты немцы мягко взяли под покровительство,
--- охотно давая выход накопленной ими творческой энергии

Особое значение нацы придавали «важнейшему из искусств» - кино
- за годы оккупации французская киноиндустрия выпустила:
--- 240 полнометражных + 400 документальных и мульт фильмов
--- превзойдя объём продукцию самой Германии
- для финансирования киностудий и, естественно, идеологического контроля,
--- немцы создали специальную компанию «Континенталь Фильм»
--- 30 фильмов были созданы прямо на немецкие деньги
--- шумным успехом пользовалась экранизация романа Мопассана «Милый друг»
--- осуществленная под надзором Рейхминистерства пропаганды
- в программы регулярно включались обзоры новостей, снятые военными операторами.
- я посмотрел французский документальный фильм, не допущенный к показу в СССР,
--- должно быть, из-за слишком смелого отступления от стереотипов
--- советский зритель не увидел знакомых блистательных мастеров французкой культуры
--- окруженных друзьями в нацистской форме
--- впрочем, это не показывали и широко не освещали в ту пору и на Западе
- на этих-то нацистских дрожжах и поднялась «новая волна» французского кино
--- а в роли сценаристов выступали такие мастера, как Жираду, Деснос, Превер, Ануй и др.
--- именно тогда начинали свою карьеру знаменитые актеры Жан Марэ, Даниэль Даррье, Жерар Филипп


Разнообразию дарований соответствовала и изощренность их сексуальных вкусов
- в книге американца Д. Прайс-Джонса о Париже во времена «Третьего Рейха» рассказывается, между прочим,
- о сожительстве Жана Марэ с драматургом Жаном Кокто
- девизом которого была фраза: «Да здравствует позорный мир!»
--- эта сладкая парочка, занимавшая апартаменты в «Пале-Рояле», не испытывала военного недостатка
--- даже в опиуме, которым обеспечивался Кокто
- в 1943 году ими была поставлена пьеска «Тристан и Изольда»
--- в которой Жан Марэ представил не столько легендарного любовника, сколько идеализированного эсесовца
- когда же один из критиков написал о «гомосексуальной ауре», исходившей от Марэ
--- тот ответил ему публичной пощечиной. Дело замяли, что легко объяснимо:
--- актер удостоился бюста, вылепленного немецким скульптором Брекером, входившим в окружение Гитлера.
--- Жан Марэ, снискавший впоследствии мировую славу, не испытывал угрызений совести по поводу подобных эпизодов

С приходом оккупантов явно оживились и парижские театры
- в 1943г. их кассовый доход вырос в 3 раза по сравнению с довоенным 1938 годом
- не ударили лицом в грязь и опера с балетом

Oсобенно, когда руководство ими взял в свои умелые руки Сергей (Серж) Лифарь
- Лифарю посвящено немало панегириков, авторы которых превозносят его заслуги перед русской культурой в эмиграции
- но предают забвению его связи с нацистским руководством
--- в июле 1940г. Лифарь был персональным гидом Геббельса, когда тот знакомился с парижской оперой
--- в 1941, когда немцы захватили родной город Лифаря, Киев, он дал приветственную телеграмму Гитлеру
--- в 1942 артист трижды посетил Германию, где был тепло принят верхушкой Рейха
--- как завсегдатай раутов в «Дейче Институт», гнезде парижских коллаборационистов
--- он красовался на фотографиях в журнале «Сигналь», органе министерства пропаганды.
- в своих мемуарах Лифарь не обошел и мелких курьёзов:
--- когда началась охота за евреями, на него, русского человека, поступил донос, что он - скрытый еврей:
--- если, мол, его фамилию прочесть «наоборот», то выйдет «Рафил»
--- последовал вызов к немецкому офицеру для доказательства арийского происхождения
--- растерявшись, знатный танцовщик продемонстрировал физическую «ненарушимость» деликатной части своего тела
--- что едва не расценили, как "оскорбление германской армии"
- Однако, уже в июне 1944 года он подсуетился и посчитал своевременным поставить балет «Шота Руставели»
--- само собой, на эти репетиции собирался «весь Париж»
- Правда, влиятельный приятель-немец все же посоветовал ему бежать,
--- и даже предложил для этого место в личном самолете дирижера фон-Караяна
--- но поскольку до занятия Парижа союзниками оставалось недолго
--- вдруг подскочила в цене незапятнанная репутация...
- Теперь на светских приемах Лифарь то и дело выслушивал: «Как вы себя чувствуете, Серж? Готовьтесь постоять за себя?»
--- А он, считая бесцельным побег в самолете фон-Караяна в Германию, нашел себе приют и моральную поддержку у близкого человека - Коко Шанель

Герберт фон-Караян, кстати, часто выступал с парижскими концертами
- и, по мере сил, способствовал разлагающей работе «Дейче Институт»
- в последующие годы, сопровождаемый овациями, гастролируя по всему миру
- он затушевал сомнительные моменты своей биографии,
- так контрастировавшей с позицией другого выдающегося берлинского дирижера, Вильгельма Фуртвенглера
--- когда тому предложили выступить в Париже, он отказался и пояснил:
--- выступать перед французской публикой приятно, когда приглашают в знак признания таланта,
--- но не потому, что в город вступила германская армия


Законодательница высокой моды - Коко Шанель
- в годы войны делила роскошные апартаменты в отеле «Ритц» с немецким офицером
- не ограничиваясь произнесением антисемитских тирад на светских приемах,
- Шанель вступила в прямое сотрудничество с гестапо
--- и тайно взяла на себя ответственное задание;
--- oперация имела кодовое название "Model Hut - Модная шляпка"
--- В 1943 Шанель была направлена гестаповским руководством в Испанию
--- чтобы там, через своих светских знакомых, нащупать контакты в правящих кругах Великобритании
--- для переговоров о сепаратном мире и союзе с Германией
--- о проделанной работе она отчитывалась в Берлине перед самим Вальтером Шелленбергом.
- весной 1945 Шанель была арестована во Франции за пособничество врагу, но
--- через несколько часов ее отпустили
--- что дало ей возможность ускользнуть в Швейцарию: услуга анонимных высоких покровителей
- Впрочем, в дальнейшем пришлось раскошелиться и выплатить немалые суммы за молчание ряду нежелательных свидетелей
- Как и в других аналогичных случаях, нацистское прошлое не поставили в упрек любимице ширнар масс

Нацистская ловушка подстерегала многих известных людей
- но не все попадали в них
--- ненавидевший большевиков писатель Иван Бунин воздерживался от любых контактов с нацистами
--- нобелевский лауреат предпочел им голод.
- однако преобладало стремление устроиться поудобнее
--- это подтверждает пример мастеров эстрады, прелестных «шансонье»
--- они не отставали от общих веяний в прирученном искусстве

Не подлежит сомнению талант Эдит Пиаф
- меня не удивляет, что певица так долго сохраняла популярность
- поражает другое: как такое щуплое существо могло вместить столь много разнообразных пороков?
- из этой проститутки даже делали "символ Франции":
--- в ней обнаружили "галльский дух", чистую трепетную душу, и прочие возвышенные штуки
- между тем, когда пришли оккупанты, Эдит Пиаф сочла приличным и удобным в военное время снять в аренду верхний этаж борделя
- за ночное выступление она получала сумму, равную готовому заработку служащего
- Герман Эйх, руководитель парижского «Пропаганда Абтейлунг» - «Отдела пропаганды», вспоминал
--- как залетал к ним этот «воробушек» (так переводится псевдоним «Пиаф»), чтобы поболтать с приятелями
--- а заодно и получить приглашения на концерты, в том числе организованные для немецких военных
--- Их снимали в кино. Публику в нацистской форме воодушевлял репертуар певицы

Обаяние певца Мориса Шевалье вносило разнообразие в будни оккупационного «Радио Пари»
- где он имел постоянный и щедро оплачиваемый ангажемент
- после войны это повлекло некоторые неприятности...
- но нехорошие воспоминания как-то быстро испарились

Ещё о музыке
- в музыкальной энциклопедии Ларусс не найти упоминания о том, что крупный композитор Артур Онеггер ездил из Парижа в Германию
--- в составе одной из групп, подобранных оккупационными властями для пропаганды франко-немецкого «единства»
--- между тем, это подтвержденный документально факт
- что удивительного, если известная пианистка Люсьена Делорж
--- в апреле 1941г. писала в прогитлеровской газете «Пари Миди»:
--- что немцы подбодрили Париж, а сотрудничество с ними, по ее мнению, оправдывалось тем, что «Моцарт в Париже»

Изобразительное искусство
- Анри Матисс покинул столицу, считая невозможной жизнь при нацистах, и поселился на юге Франции
--- в тогда еще «свободной зоне», подчиненной правительству Виши
--- всемирно известный художник всецело замкнулся в кругу проблем своего искусства
--- чего не одобрила его жена Амели
--- вместе с дочерью Матисса, Маржерит, они вступили в Сопротивление и были арестованы гестапо
--- Пройдя через пытки, Маржерит была отправлена в концлагерь Равенсбрюк
--- но сумела бежать, когда бомбежка союзной авиации задержала поезд.

- скульптор же Поль Бельмондо (отец киноактера Жана-Поля Бельмондо) потянулся к господам из «Дейче Институт»
--- принимая участие в разложении французской элиты.

- в Париже провели годы оккупации и продолжали творить такие мастера живописи, как:
--- Андре Дерен, Жорж Брак, Морис Вламинк, Пабло Пикассо и другие
--- всякое случалось в «той» их жизни
--- одни, как Вламинк, устраивали выставки и ездили «дружить» в Германию
--- другие по возможности воздерживались от демонстрации прогерманских симпатий
--- но складывается впечатление, что ту или иную дань оккупантам платили все
--- мы говорим не о заработке ради куска хлеба
--- разве не имело политического значения даже просто появление на спектакле или вернисаже
--- в обществе немецких офицеров, чинов СС и их французских прислужников?

Жаль, что приходится упоминать в такой связи имена, составившие эпоху в развитии искусства
- но люди искусства - не то же самое, что созданные ими шедевры - картины, симфонии или книги.
- одна из прекрасных французских традиций - уважать "homme de lettres - письменного человека"
- Тем печальнее, что порча затронула тогда и самое «ядро» интеллектуалистов.
- Вот факты:
--- Отто Абетц, один из главных нацистских деятелей в Париже, подтверждал
--- что, несмотря на дефицит, издатели получили значительные ресурсы бумаги
--- в 1941-1944 г.г. среднегодовой выпуск художественной и научной литературы был не ниже, чем до войны
--- притом, что в 1943г., в разгар кровопролитнейших сражений на всех фронтах
--- французские книгоиздательства вышли на ведущее место в мире, опередив Англию, Америку и другие страны. --- Эти условия обеспечивались не зря:
--- Германская пропаганда собирала урожай в форме благодарностей и заверений французских знаменитостей
--- что французская мысль якобы остается «светочем свободы»
--- а оккупационный режим гарантирует свободу самовыражения.
- Пронацистская печать охотно предоставляла место для произведений таких литераторов, как:
--- Жорж Сименон или Жан Ануй
--- а они и не скрывали, что хотят одного: заработать

Даже боевитый левак Жан-Поль Сартр оказался замаран
- oн, требовавший, чтобы ни строчки не появилось в прессе коллаборационистов
- сам на деле отступал от этого.
- В основу его профессиональной известности легла книга о немецкой философии, опубликованная в 1943г.
--- со штампом германского цензора.
- Одну из его пьес немецкий критик из «Паризер Цейтунг» тепло рекомендовал
--- как «первостепенное театральное событие»
- Вместе с Симоной де-Бовуар и группой единомышленников, Сартр наслаждался атмосферой творчества
--- совершал поездки в Альпы, успевал преподавать и т.п.

Случай с анкетой Симоны де Бовуар
- но через много лет, став мировой знаменитостью, она поведала о нем читателям
- Ей, преподавателю Французского лицея, хотелось и при оккупантах сохранить свою должность
- С этой целью она заполнила анкету, подтверждавшую, что она являлась француженкой, а не еврейкой
- «Я считала отвратительным то, что мне пришлось это подписать, - вспоминала Де Бовуар,
--- но никто не отказался, ведь у большинства из моих коллег, так же, как и у меня, не было альтернативы».
- но так поступали не все:
--- Когда началась регистрация евреев для их уничтожения, выдающийся философ Анри Бергсон
--- свел свою анкету к нескольким словам: «Академик. Философ. Лауреат Нобелевской премии. Еврей».
--- Он успел умереть своей смертью 4 января 1941 г.
--- А поэта Макса Жакоба загубили в Освенциме.

Был ли у интеллектуалов выход?
- быть может, немецкие порядки в Париже действительно являлись такими
--- что большинство интеллектуалов не имело иного выхода, кроме как их принять?
--- Некоторые люди, возможно, так думали про себя, а кое-кто и рассуждал в подобном духе

- Но были и исключения:
--- за антифашизм был арестован видный физик - Поль Ланжевен
--- активно участвовала в Сопротивлении семья физиков Жолио-Кюри

- Немецкий цензор в Париже Г. Геллер рассказал после войны, как работало министерство пропаганды:
--- "Уже в 1941 году мы поняли, что невозможно охватить цензурой весь поток литературы
--- мы дали достаточное количество бумаги издателям, и они были очень активны, никогда не жаловались
--- я заключил соглашение с редакторами и издателями:
--- они могли печатать что хотели (пока хватaло бумаги), за исключением немногих тем
--- таких, как война и безопасность, никаких произведений евреев, и ничего антигерманского
--- Самоцензура оказалась лучше всего"

- Tакая "свобода печати" хорошо известна и нам
--- хотя мы и не жили в оккупированном Париже.

Курьёз цензуры - запрет "Майн Кампф" во Франции
- сперва я не мог в это поверить, но оказалось, правда:
- в список книг, запрещенных к распространению во Франции, нацистские власти внесли и ... «Мейн Кампф»
--- oбъяснение такое: французам не полагалось знать, что думал и писал о них Гитлер
--- Им надлежало оставаться в неведении относительно подлинных целей оккупантов и
--- той участи, которая ожидала французский народ в случае победы Третьего Рейха.
--- участи, прямо сказать, плачевной: фюрер доказывал в своей книге:
--- что Франция должна быть уничтожена, она сгодится лишь для эксплуатации в германских интересах
- Значит, никакого «перехода в стан победителей» не предвиделось: уловка для простаков, и только.
- Почему же французская элита верила?
--- потому что правда была неудобной и опасной

Люди трезвели постепенно
- хотя депортация евреев мало кого встревожила
- но когда опустели полки магазинов, парижане ужаснулись: "Немцы выметают всё"
- трудно определить, кто на кого больше воздействовал:
--- погрузившаяся в апатию масса, или
--- прикормленная оккупантами элита.
--- Пожалуй, влияние было взаимным.
- Проблема, увы, не ограниченная пределами той страны…

Философия конформизма
- mожно понять людей, поставленных в безвыходное положение
--- выживать людям надо уметь при любом режиме
--- кто-то сначала поверил гитлеризму, а прозревал потом
--- были и такие, кто сотрудничали как с нацистами, так и с их врагами
--- разные были и мотивы, и поступки, но нельзя не видеть, что во Франции господствовал конформизм

- Поражает философия конформизма, сочиненная французской элитой для оправдания пораженчества
--- осенью 1940 года, всемирно известный французский (жыдо--пидарас и) литератор Андре Жид писал:
--- "Какой смысл набивать себе синяки, ударяясь о тюремную решетку?
--- чтобы меньше страдать от тесноты своей клетки, нужно держаться поближе к ее середине"

Отсутствие французского сопротивления в первые годы оккупации
- oбстановка в Париже при немцах внешне выглядела спокойнее, чем до войны
- за первые 4 года оккупации состоялись лишь 2 демонстрации
--- (одна из них - в годовщину окончания 1-й мировой войны)
- весной 1941 г. во всём Париже насчитывалось менее 50 патриотов, готовых взяться за оружие

Французское сопротивление возникло лишь к концу войны
- в ответ на это немцы стали брать и расстреливать заложников
- в 1943г., по данным Сопротивления, в оккупированной зоне Франции действовали более 25,000 партизан
--- в основном, коммунистических
--- но и эту цифру исследователи считают преувеличенной

- лишь накануне освобождения, когда американцы уже находились в 30 километрах от Парижа
--- при неясных обстоятельствах, в столице вспыхнуло восстание
--- парижане принялись "возводить баррикады и нести потери"

- и, как известно, союзники признали Францию одной из держав-победительниц

Для большинства французов главными противниками были вовсе не немцы, а англичане
- которых винили:
--- и в поражении страны,
--- и в попытках захвата заморских французских владений
--- и в потоплении французского флота, чтобы он не достался немцам
--- и в других происках
- летом 1944г., после высадки союзников в Нормандии:
--- маршал Петэн призвал французов дать им отпор
--- и, как подтверждает кинохроника того времени, огромные толпы французов выражали ему поддержку
--- хотя оставалось уже недолго до суда, который приговорит его к смертной казни за госизмену
--- (заменена помилованием и пожизненной тюрьмой)
--- дискуссии о роли режима Петэна ведутся во Франции до сих пор


Военное сотрудничество французов с нацистами
ПОЛИЦИЯ
- в годы оккупации французская полиция ревностно выполняла приказы нацистских властей
- офицер Абвера Виклер показал на судебном процессе:
--- «Чтобы охватить страну, нам нужны были 32,000 агентов - коренных французов, и мы их получили»
- считается, что фактически этих агентов было больше

АРМИЯ
- не менее 100,000 французов стали добровольцами «Ваффен СС» и других подобных частей
- когда вермахт ворвался в СССР, в июле 1941г. в Париже объявили запись в "Легион французских волонтеров"
- одним из первых выразил желание сражаться на Восточном фронте Фредерик Помпиду - дядя будущего президента Франции
- Газеты призывали к "защите западной цивилизации, в одном строю с немцами"
- Опубликован фотоснимок церемонии по случаю отправления 29 января 1943 г. из Парижа эшелона вышеупомянутых волонтеров
- на паровозе лозунг: "Mort aux Juifs" - "Смерть евреям"

Много лет считался "героем Сопротивления" французский президент Миттеран
- которого не донимали расспросами о его принадлежности к:
--- фашистскому движению З0-х годов
--- службе в годы войны в гражданской администрации режима Виши
--- будто бы не знали ничего подобного
- Но стоило ему умереть, как об этом появились хорошо документированные публикации
- Не единичный случай дутых французских биографий
- Как не случайно и то, что членами прогитлеровской партии стали во Франции тоже около 100,000

Насколько принудительным был труд французских рабочих на немцев?
- Не более, надо думать, чем в Чехословакии
- где население обеспечивало качественное обслуживание военных заводов
- а оккупанты неплохо платили
- Рабов же доставляли в Германию из других мест.
- Чтобы получать зарплату выше средней французской, около полумиллиона французов пошли на службу в организацию Тодта
- Под руководством немецких инженеров, они строили вдоль берегов Франции «Атлантический вал»
- систему укреплений, которую при высадке с большими потерями штурмовали союзные войска.

Казни изменников
- по минимальным данным, после освобождения было расстреляно до 40,000 изменников
- из министерства юстиции Франции исходит другая, большая цифра:
--- 105,000 казненных между июнем 1944 г. и февралем 1945 г.
--- по обвинению в "национальном унижении"
- просто арестованных и отсидевших сроки за пособничество врагу было в несколько раз больше
- Рассчитывали, что репрессии помогут хотя бы частично избавиться от позора, покрывшего нацию
- придавали значение своевременному и открытому раскаянию
- Но это ведь грех не только французский

Все это стало историей
- почти никого из ее действующих лиц нет в живых
- негодовать уже поздно
- случившегося не изменить
- как к этому относиться, зависит от каждого.
- в памяти моего поколения осталась с предвоенного времени простенькая песенка:
--- Посмотри, посмотри на прекрасный Париж,
--- И прислушайся к песне его…
- Мы начинали с любовью к этой культуре и к этому городу
- Пронести бы ее до конца, - несмотря ни на что
________________________________________________________
https://www.russian-globe.com/N49/Klein.NochnoyParizh.htm

Бонус - био Мориса Бардеша: https://traditio.wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%88

измена, блудница, искусство, элита, вырождение, сталин, англия, мода, франция, пидары, война, художник, цыанизьм, выживание, нацы, гитлер, культура, изьм, германия

Previous post Next post
Up