H.С. Юлина: о работе А.Н. Уайтхеда "ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ. ОЧЕРК КОСМОЛОГИИ", 1929

Jan 12, 2016 17:45

Работа написана на основе Гиффордовых лекций, прочитанных в Эдинбургском университете в 1927-28.
Уайтхед утверждал, что "полнокровная философия с необходимостью должна быть космологической метафизикой".
Отбросив возражения Канта относительно ее “интеллигибельности”, он поставил перед собой задачу доказать не только ее эмпирическую содержательность, но и приоритетность по отношению к науке.
И в этом смысле “философия организма представляет собой рецидив до-кантовского способа мышления” (р. XI).

Уайтхед так определяет цели и масштабы этой работы:
- “Спекулятивная философия представляет собой попытку сформулировать цельную, логичную, необходимую систему общих идей,
- в терминах которой мог бы быть интерпретирован любой элемент нашего опыта” (р. 14).
- “Это предполагает, что ни одна сущность не может быть мыслима в полной абстракции от системы Вселенной, и
- спекулятивная философия призвана демонстрировать эту истину”.
- “Философская система должна быть “необходимой” в том смысле, что в ней самой заключены доказательства ее собственной универсальности во всех опытах...”.
- “Не существует первого принципа, не познаваемого в себе, не могущего быть схваченным в пламени прозрения” (р. 6).

Центральным в космологической метафизике Уайтхеда является понятие “опыт”:
- “Вся Вселенная состоит из элементов, раскрываемых в опыте субъектов” (р.252).
- Специфика его эмпиризма состоит в утверждении их органичности:
- опыт существует во Вселенной, а Вселенная в опыте.
- Опыт - это организм, “процесс-жизнь”, состоящий из творческой, целеполагаювдей ткани.
- Он создается из переплетения концептуальной рефлексии, эмоциональных чувств, ценностных представлений, глубинной интуиции и всегда эстетически уникален.
- В органической связи опыта и Вселенной имеют место произвольные, необъяснимые, иррациональные, случайности, не являющиеся детерминированными и не поддающиеся точному анализу.
- Обычные понятия - “субъект”, “объект”, “пространство”, “внешний мир” и др. - не годятся для описания такого опыта.
- Тем не менее опыт не хаотичен и поддается рационализации, но не на жестком научном языке, а с помощью категорий спекулятивной метафизики.
- Они позволяют выделять онтологически-космологические, субъект-объектные, этическй-эстетические, социально-индивидуальные и другие срезы.

В “Процессе и реальности” Уайтхед предложил 4 группы философских категорий:
- “конечное”,
- “существование”,
- “объяснение”,
- “категориальные обязанности”,
каждая из которых имеет свое подмножество категорий, а у каждой категории Подмножества - свой куст категорий.

Предполагается, что вся категориальная схема метафизики представляет собой логически связное образование
- в котором новое вводимое понятие определяется в терминах предыдущих
- до тех пор, пока не останется одна категория - Бог,
- как фундаментальная для всей системы.
Уайтхед замыслил свою метафизику как неформальную систему, способную выразить качественную, а не только количественную конкретность бытия.

Mатематический строй его мышления проявился в архитектонике категориальной схемы метафизики:
- математика присутствует в структуре бытия в эстетическом смысле,
- как гармония пропорций в скульптуре, архитектуре, изобразительном искусстве.
- В целом он не исключал, что реальности присущ некий математически-подобный Логос, который может быть выражен в логосе мысли.

Подчеркивая многообразие аспектов опыта (и возможность их фиксации с помощью разнообразных категорий), Уайтхед особо выделял 2 его основных компонента:
- “актуальные события” (actual occasions) и
- “вечные объекты” (eternal objects).

“Актуальные события” - это реальные, индивидуально окрашенные факты жизни, понятия, переживания,
- напр., понятие “Бог” или чувство радости, “включающие в себя друг друга” (р. 20).
- Они не находятся в пространстве и времени, наоборот,
- пространство и время определяются при помощи этих плюральных событий.
- “Любая характеристика актуального события репродуцируется в прехенсии” (от англ. prehension - схватывание, понимание) (р. 9),
- в которой сращены его вектор развития, цель и каузальность.
- Все события пронизаны “чувством” (feeling),
- в т.ч. и относимые к “мертвой материи”, напр., энергетические импульсы, изучаемые физиками.
- “Актуальные события” находятся в процессе самотворчества, путем селекции и реорганизации исходного материала,
- результат которого выступает исходным материалом для следующего процесса самотворчества.
- Вся реальность представляет собой совокупность плюральных индивидуальных “актуальных событий”
- (Уайтхед сравнивал свою концепцию с монадологией Лейбница),
- но она не атомарна; благодаря пронизывающему “актуальные события” “чувству”, она - социетальна и релятивна,
- в ней все имеет отношение ко всему.

“Вечные объекты” Уайтхед сравнивает с
- платоновскими формами,
- локковскими идеями,
- с универсалиями,
- но чаще всего со сферой возможностей
- Будучи активными, они, сращиваясь с “актуальными событиями”, придают им содержательность и качественную специфику.

Этот процесс он называл “конкресценцией” (от лат. сопcrescere - срастание).
- В “конкресценцию” факта, помимо “актуальных событий” и “вечных объектов”, входит также
- “прехенсия”, цель и свободный выбор.
- Восприятие животных образует особую разновидность “конкресценции”,
- на определенном уровне развития выступающей как человеческое сознание.
- Идея “конкресценции”, считал Уайтхед, дает основу для эпистемологического монизма,
- т.е. тождества объекта и субъекта в познавательном акте,
- которой не хватало в концепциях английских и американских неореалистов.
- Поскольку различие между чувствующим и нечувствующим не велико,
- в познавательном отношении субъекта и объекта нет пропасти и реализм возможен.
- Она также дает основание избегать крайностей инструментализма в оценке символических форм:
- хотя вопрос об их истинности имеет прагматический аспект (“Проверка их оправданности должна быть всегда прагматической” - р. 181),
- однако более важен аспект согласования видимости и опытной действительности.

Принципиальная установка философии организма Уайтхеда состоит в том, что
- метафизика может быть логически связанной и обладать интегрирующими функциями
- в том случае, если предполагает, что бытию присущ некий объединяющий принцип, не тождественный самому бытию.
- Этот принцип он называл “Богом”.
- “Бога не следует рассматривать как исключение из всех метафизических принципов, призванного спасти их крушение.
- Он является их главным воплощением” (р. 405).

Уайтхед отверг традиционное христианское представление о Боге
- как о самодостаточном, всемогущем, всеохватывающем, совершенном бытии,
- диктующем миру содержание и нормы.
- В органицистской теории бытия “Бог” имманентен процессу творчества мира и проявляется в эмерджентизме.
- Мир в той же мере испытывает необходимость в Боге, как и Бог в мире:
- только вместе они составляют самотворчество.
- Про Бога можно сказать, что он изначален,
- но нельзя, что он первичен во времени: “Он не до творения, он со всем творением” (р. 405).
- Из состояния потенциальности, через сотворчество с миром Бог прогрессирует к более совершенному состоянию.
- Творческий процесс запутался бы в противоречиях, если бы ему не был присущ телеологизм.
- Бог присутствует не только в космической, но и этической эволюции:
- возможность этики обусловлена наличием упорядочивающего начала.
- Бог, говорил Уайтхед, “не создает мир, он спасает его, или, более точно, он - поэт мира,
- мягко и терпеливо руководящий им в соответствии со своим видением истины, красоты и блага” (р.408).

В период занятий математикой и философией природы, Уайтхед питал неприязнь к спекулятивной метафизике английских неогегельянцев, а заодно и к Гегелю
- В “Процессе и реальности” он признает, что итоговые выводы книги сближают его с Ф. Бредли и
- читатель вправе ставить вопрос: “не является ли демонстрируемый в ней тип мышления переводом некоторых главных доктрин Абсолютного Идеализма на реалистическую основу?” (р. XIII).
- Комментаторы все же склонны считать, что, несмотря на переклички с идеализмом Платона, Лейбница, Гегеля, Дж. Ройса,
- он практиковал особый тип идеализма - монистический плюрализм,
- рожденный когнитивной культурой 20 в.
- Как бы то ни было, философия Уайтхеда - одна из грандиозных попыток выразить философски-рациональными средствами
- уникальность человеческого опыта в его органической связи со Вселенной и
- одна из самых оригинальных версий космологической метафизики 20 в.

Лит.:
- Emmel D.M. "Whitehead's Philosophy of Organism", L., 1932;
- Johnson A.H. "Whitehead's Theory of Reality", Boston, 1952;
- Christian W.A. "An Interpretation of Whitehead's Metaphysics", New Haven, 1959
- Wells H.K. "Process and Unreality", N.Y., 1950
- Shembume D.W. "A Key to Whitehead's Process and Reality", Bloomington, 1966.
- Laslo E. "La Métaphysique de Whitehead: recherche sur les prolongments antropologiques", The Hague, 1970
- Cooper B.Z. "The Idea of God. A Whitehedian Critique of St. Thomas Aquinas' Concept of God", The Hague, 1974
- Ross S.D. "Perspective in Whitehead's Metaphysics", Albany (N.J.), 1983.
________________________________________________
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8950/%E2%80%9C%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A6%D0%95%D0%A1%D0%A1
http://files.lossofgenerality.com/Proc_reality.pdf

математика, бог, христианство, физика, метафизика, теология, космос, англия, фаллосопея

Previous post Next post
Up