Американское общество было весьма консервативным, пока Америка процветала экономически - до конца 60-х
На первом показе прославленного кинофильма «Унесенные ветром» в 1939 году произошел громкий скандал:
- один из героев (Ретт Батлер), разгневавшись на героиню (Скарлетт О’Хара),
- бросает ей в лицо по тем временам немыслимо кощунственную фразу: “I don’t give a damn”
- редкий по дерзости вызов нормам общественной нравственности, эквивалентный тому, чтобы сказать “Пошла ты к черту!».
- Негодованию общества не было предела.
То была первая голливудская разведка боем в войне аморализма с американскими протестантскими ценностями:
- предназначенная прощупать, насколько цепко держится общество за свои моральные ценности.
- тогда оказалось, что достаточно цепко.
До середины 60-х годов любое сквернословие, включая богохульство, было по-прежнему абсолютно неприемлемо в общественном дискурсе,
- а среди культурных людей - и в частных разговорах.
- Употребление непечатных слов и выражений считалось дурным тоном, верхом вульгарности.
Деградация культуры - предвестник краха общества
Но прошла всего пара десятилетий - одно поколение - и все изменилось!
Одним из самых поразительных явлений последнего полувека стало моральное, духовное и культурное оскудение американской жизни:
- Ныне поношение всех прежде незыблемых норм нравственности, публичный секс и густой мат составляют ее привычный фон.
- Популярные кинофильмы состоят из непрерывной череды кровавых и порнографических эпизодов, кое-как связанных невразумительным диалогом и убогим сюжетом.
- Матерщина обильно уснащает страницы популярных книг и журналов, бурными потоками льется с экранов кинотеатров и телевизоров.
- Матом насыщены тексты популярных песен и пьес, матом публично изъясняются гламурные знаменитости обоего пола, мат все чаще проскальзывает в телевизионных новостных репортажах.
- А уж про приватное общение и говорить не приходится - чтобы слыть своим в просвещенных кругах и непринужденно поддерживать светскую беседу, ныне вполне можно обойтись всего двумя словами: fuck и shit с их производными.
На знаменитые политические дебаты Линкольна и Дугласа в 1858 году съезжались зрители за десятки миль.
- Если бы по щучьему веленью перенести в ту эпоху современную интеллигенцию, готов поручиться,
- что в отличие от зрителей тех лет, в подавляющем большинстве простых фермеров
- она просто не смогла бы следить за этими состязаниями в ораторском искусстве,
- настолько недоступно сложными были бы для них синтаксис и лексика тогдашнего языка.
Вторжение вульгарщины самого низкого пошиба в словарь даже культурных слоёв (вернее будет сказать - образованщины) не проходит бесследно.
- Язык, на котором общается интеллигенция, заметно беднеет, растет количество грамматических и фонетических ошибок,
- речь становится все более и более скудной и невыразительной.
- Оно и понятно: зачем пыхтеть и напрягаться, придумывая элегантные обороты,
- когда можно одним-двумя крепкими словами выразить все оттенки эмоций.
- Но, как верно подметил еще Джордж Оруэлл, язык - зеркало мыслительного аппарата;
- чем более убога и бледна речь, тем отчетливее обнищание мысли.
Куда был направлен вектор культурной экспансии на заре буржуазного общества?
В культуре исторически существовала неизменная тенденция:
- высокая культура создавалась в верхах общества и по каплям просачивалась вниз, в упрощенном виде усваиваясь низами.
- Так поддерживался культурный потенциал общества, так шла подпитка цивилизации.
1. Например, разбогатевшее фламандское купечество переняло у аристократии привычку:
- украшать свои жилища портретами его обитателей - натюрмортами и ландшафтами.
- Спрос на живопись, как водится, породил предложение.
- Подсчитано, что на протяжении XVII столетия фламандские художники создали 1.5 миллиона произведений, причем высочайшего качества.
- У «буржуев» - представьте себе! - оказался превосходный вкус, халтуру они не принимали.
2. А разбогатевшая немецкая буржуазия увлеклась музицированием:
- Бах, Телеман и другие классики немецкого барокко писали свои композиции в значительной части по заказам опять-таки буржуазии:
- главным образом, всевозможных гильдий.
- Моцарт сочинял для двора оперы на итальянском языке, а для простонародья - на немецком.
- Придворные слушали «Дон Жуана» и «Свадьбу Фигаро»,
- а простые немцы наслаждались «Похищением из сераля» и «Волшебной флейтой»
3. Об Италии вообще говорить не приходится:
- галерка разбиралась в музыке не хуже партера и была не менее взыскательна.
Но сейчас этот вектор повернулся на 180 градусов
1. Жалкие остатки классической культуры выхолостили себя:
- ударившись в самоубийственный эпатаж и высокомерную самоизоляцию:
- главное - ни в коем случае не потакать «низменным» вкусам простонародья, не опускаться до его уровня.
- В результате «высокая» культура в значительной части выродилась в пародию на самое себя.
2. Массовая культура превратилась в эхо культуры гетто:
- ее подпитка идет снизу вверх, из клоаки - в салоны.
- Интеллигенция и знать старательно подражают культурным образцам, создаваемым на дне общества:
- Молодежь из благополучных белых семей боготворит «рэп»,
- в упоении внимая страхолюдным черным громилам, которые, угрожающе жестикулируя и
- поминутно хватая себя за промежность (дескать, мужская сила распирает, мочи нет!),
- хрипят о крови и насилии, воспевая брутальный секс, призывая бить смертным боем возомнивших о себе «шалав» и «давить ментов».
3. Моду ныне диктует андеркласс:
- Женщины одеваются по панельным канонам, соревнуясь в том, кто будет выглядеть экстравагантнее, кто оголится еще более вызывающе.
- Татуировки и пирсинги стали нормой для обоих полов.
- Целые джинсы, не испещренные дырами и порезами, воспринимаются как проявление мещанства.
- Вкусы гетто, позаимствованные прямиком из тюремного быта, решительно вторгаются в сферу высокой моды.
Столь же разительная перемена произошла и в общественной морали
Было время, когда общество придерживалось определенного строгого кодекса поведения и незыблемого понятия чести.
1. Истинного джентльмена отличали такие качества, как:
- храбрость, верность и честность,
- готовность отвечать за свои слова и не отнекиваться от своей вины
- Нельзя было: обидеть женщину, бить лежачего и публично плакаться на судьбу.
- Слово джентльмена было крепче письменного контракта.
- Когда тонул «Титаник», мужчины уступали свои места в спасательных шлюпках женщинам и детям и,
- с улыбкой попрощавшись навсегда с близкими, спокойно усаживались на палубе в ожидании гибели.
- Чувство собственного достоинства и незыблемые понятия чести превозмогали страх смерти.
2. Сидеть на чужой шее считалось постыдным:
- даже в годы Великого кризиса 30-х годов отчаявшиеся люди лишь с превеликим стыдом принимали общественные подаяния и
- стремились при первой возможности сойти с пособий.
3. Внебрачное материнство (как форма неизбежного социального паразитизма) не было распространено:
- мать-одиночка была объектом общественного презрения
- Осуждая отдельных беспутных женщин, общество успешно защищало свои устои.
4. Но шло время, и старый кодекс, служивший главной скрепой нравственности, рухнул.
- Моральный вакуум заполнился новыми правилами, общество переняло нравы андеркласса:
- хапай всё, что можешь;
- всё, что плохо лежит, - твоё,
- всё, что можно отодрать, - плохо лежит;
- изыскивай способы вырвать у государства побольше льгот, за чей счёт - неважно;
- бей лежачего, топчи слабых, лги, обманывай;
- победителей не судят…
5. Всё это - тривиальные, общеизвестные факты:
- нормы социальных низов, маргиналов ныне восприняты ВСЕМ обществом, как образец для подражания.
Но чем объясняется эта перемена морали? Почему так произошло?
1. Ответ много лет назад предложил знаменитый английский историк Арнольд Тойнби:
- Одна из глав его 12-томного opus magnum «Постижение истории» называется «Раскол в душе».
- В этом разделе, посвященном кризису цивилизаций, описывается процесс, который Тойнби назвал «пролетаризацией доминантного меньшинства».
- Это главный симптом распада общества, при котором «доминантное меньшинство», как Тойнби называет элиту,
- утрачивает веру в свое предназначение и начинает подражать деклассированному маргинальному и распущенному «дну».
2. По Тойнби, в стадии роста цивилизации:
2А. oбщество управляется и ведется вперед созидательным меньшинством:
- уверенным в себе,
- воодушевляемым сознанием своей добродетельности и
- руководящимся идеалом общественного служения
2Б. Пассивное большинство следует в кильватере этой элиты
--- механически и поверхностно имитируя образцы поведения и вкусов, предлагаемые лидерами
2С. с маргинальными низами никто не считается
3. Но когда цивилизация вступает в фазу распада:
3А. созидательное меньшинство вырождается
- впадает в депрессию,
- теряет уверенность в себе и
- перестает позиционировать себя в качестве модели для широких масс.
3Б. Элита утрачивает былой идеализм,
- погружается в цинизм,
- перестает верить в свою цивилизующую миссию и
- слагает с себя груз ответственности за судьбы масс
- Одновременно она капитулирует перед силами бескультурья и хаоса:
--- перед вульгаризацией нравов, искусства и языка,
--- подражая порождающим их низам общества - «пролетариату».
--- Этот процесс вырождения Тойнби называет «пролетаризацией»,
--- хотя, на мой взгляд, точнее было бы называть его «люмпенизацией».
Термин «пролетариат» (в классическом марксистском понимании) описывает работающую бедноту:
- которая, тяжело трудится и
- подвергаясь нещадной эксплуатации, едва сводит концы с концами
Люмпены ("оборванцы"), по Марксу, - опустившиеся и деклассированые низы пролетариата
- которым регулярный, упорный труд незнаком и чужд
- если говорить об эксплуатации, то именно люмпены выступают в роли эксплуататоров общества, паразитируя на нем.
- Это в полном смысле «дно», торжествующее победу на стадии распада цивилизации.
- именно люмпенами, а не тружениками, и восторгается ныне массовая культура,
- люмпенам подражают, они диктуют обществу новые ценности, они чувствуют себя хозяевами жизни
- Свято место пусто не бывает: вакуум, создавшийся при разрушении обветшавшего культурного кодекса элиты,
- быстро заполнил извечный кодекс паразитической люмпен-культуры
Во всякой революции инициативу всегда захватывает ничтожное меньшинство, навязывающее инертной массе свою волю и цели, ведя её за собой
Так и в нынешней деградации западной культуры - проводником маразма выступает крохотное, но активное и шумное меньшинство:
- динамичное, уверенное в себе и - в отсутствие отпора - задающее тон
- этот "авангард" считает себя гегемоном всего общества,
- а общество пассивно покорилось новым господам.
Британский историк не зря назвал описываемое им явление «расколом души»
Деградация общества, гниение цивилизации - отнюдь не монолитный процесс.
Тойнби указывает, что верным признаком разваливающейся цивилизации является раскол в культуре и в элитах.
В то время как основная часть элит начинает пассивно перенимать люмпен-культуру,
немногочисленные их остатки, «осколки разбитого вдребезги» (по выражению Аркадия Аверченко) мечутся:
- лихорадочно пытаясь нащупать твердую почву под ногами:
- одни из них ударяются в утопизм,
- другие в религиозные поиски и аскетизм (отсюда повальное увлечение буддизмом и кришнаизмом среди интеллигенции),
- третьи цепляются за рудименты старой культуры, затыкая уши, чтобы не слышать звериного рева люмпен-толпы.
- но все их метания напрасны - начертанные на стене огненные слова «Мене, мене, текел, фарес» неумолимо предвещают скорый конец
- попытки если не отбить, то хотя бы сдержать натиск противника - это лишь арьергардные бои разгромленной и отступающей армии;
- oни не в состоянии переломить ход войны
Быдло одержало решительную победу и навязало свой культурный кодекс всему обществу
- Перед лицом реальности, элитам - былым властителям дум не осталось ничего другого, кроме как приспосабливаться к новому режиму
- который они же взрастили и выпестовали
- Им только и остается что следовать мудрости слабых: если не можешь победить, присоединяйся к победителям
___________________________________________________
https://viktorvolsky.wordpress.com/2015/07/01/%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8 Бонус - England: 'The whites have become black':
http://www.bbc.com/news/uk-14513517