Несколько лет назад в Уфимской губернии какой-то исправник в своем уезде стал предлагать крестьянам:
- Составьте обществом приговор, что продаете мне ветер, а я вам за это дам на водку
- Крестьяне хохотали до упаду
- Легкомысленно составляли приговор и получали на водку.
А когда исправник «скупил» таким способом ветер во всем уезде, то оказалось, что это вовсе не шутка
- Он начал с того, что обложил налогом все ветряные мельницы и запретил строить новые:
- Bетер, - говорил он, - мой. Я его купил.
- Значит, кто хочет моим ветром рожь молоть, тот пусть сначала аренду мне заплатит.
- Чужой собственностью нельзя пользоваться даром и без разрешения владельца.
Исправник был человек мелкий, и его сместили...
_______________________________________________________
Приказная совесть
Вообще московское правительство стыдливостью не грешило
- О стыде Москва сложила поговорку: «стыд - не дым: глаза не выесть»
- Не слишком боялся московский приказные люд и греха
- На этот счет сложилась другая поговорка: «грех в орех, а зерно в ротъ»
- Пример тому, что стыдиться не следует, подавала верховная власть
- Ея даже письменные приказы норой отличаются неслыханной откровенностью
Например:
1. воеводе Петру Горчакову было приказано:
- «приманить пелымского князя Аблегирима, да жен его, да племянников, да внучат, да лучших людей его»
- внушить им, «чтоб они пошли без боязни к государевым воеводам, государь-де их пожалуетъ»
- а когда «пелымский князь и дети его придут за государевым жалованьем,
- то всех их казнить»
2. Точно также кузнецкому воеводе было приказано:
- «послать к князю Айдарку служилых людей, позвать его в гости, ласково,
- а когда придет, - повесить».
Таково же обращение было и со своим народом
- Пока народ молчал и жил тихо, приказные неустанно грабили и обижали
- Так шло, покуда терпение народное не истощалось
- То и дело в Москве и в разных частях государства вспыхивали восстания и бунты
- Порой не только воеводам или боярам, но самому царю приходилось выходить к бунтовщикам и вести переговоры с ними
- Бунтовщики жаловались на «московскую волокиту» и неправду, на то, что они «в конец разорены» приказным лихоимством, и требовали, чтобы этого больше не было
- Власти клялись, что оне неправду выведут с русской земли
- Обе стороны хлопали друг друга по рукам в знак договора
- Потом в знак примирения целовались
- И целоваться с вожаками бунтовщиков опять таки приходилось не только воеводам, но порой и самому царю»
- А пока шли эти переговоры и лобзания...
в толпе сновали сыщики и записывали «лучших людей» из бунтовщиков
- т.е. людей, которые заметно даровитее других, умнее и влиятельнее
- После «рукобитья» и лобызании наступало, обыкновенно, временное успокоение;
- власти старались не «раздражать народъ»
- А затем всех, кто был записан сыщиками, арестовывали, казнили, ссылали
- и все начиналось по прежнему, до следующого бунта
писатель Н.К. Михайловский сравнивал Россию с "кринкой молока, с которого постоянно снимают сливки"
- едва появлялись «народные сливки»,
- т.е. люди даровитые, преданные народу, способные руководить народом
- как власть старательно их замечала и уничтожала,
- по евангельскому завету - «поражу пастыря и рассеются овцы»
- И народ, лишенный лучших своих людей, действительно, рассеивался, как «овцы без пастыря»
_______________________________________________________
Петрищев Афанасий Борисович (1872-1951), "Из истории кабаков в России", Владивосток, 1990
http://alcdata.narod.ru/Kabak_1906