МАРК АВРЕЛИЙ (по соч. Ренанa)

Jun 02, 2015 13:11



Слава императора Антонина, как наилучшего правителя, навсегда и безраздельно осталась бы с ним:
- если бы он не назначил своим наследником человека, не уступавшего ему в нравственных качествах
- но зато превосходившего его блеском ума и таланта - Марка Аврелия
- Антонин отличался искренностью, нрав у него был веселый, добряк по натуре, с ясной душой, он философствовал, сам того не замечая
- таким же был и Марк Аврелий, но ум его - беспокойный, пытливый - неустанно заставлял его копаться в своей душе и толкал его на путь личного совершенствования

Смело можно сказать, что и благочестивый Антонин, и Марк Аврелий были достойнейшими императорами:
- Благотворный принцип усыновления сделал то, что римский императорский двор во II веке стал центром добродетели.
- Утверждая такое правило, император Нерва подтвердил благородность своей души и дальновидность свою,
- так как этим актом он обеспечил людям счастье на целое столетие и, вообще говоря, положил начало века преуспевания во многих отношениях

Марк Аврелий в первой своей тетрадке «Размышлений» начертал изображение той жизни, которой жили его предки:
- достопочтенные родители, дед и наставники; по этим портретам можно судить
- насколько тогда еще были крепки и прочны чувства честности, собственного достоинства и прямоты,
- а также дух гражданский и республиканский в старых римских фамилиях, видевших дурные времена при дурных императорах.
- В этих семьях чтили память Брута и Катона, преклонялись перед великими философами, которых не могла сломить никакая тирания, и клеймили время Домициана...
- Императорство Антонинов было в сущности победой той части римского общества, праведно-гневное настроение которого так хорошо изображено историком Тацитом
- Это были люди мыслящие, соединенные чувством ненависти к деспотизму первых цезарей
- И действительно, характер верховной власти Нервы, Траяна, Адриана, Антонина и Марка Аврелия был чисто республиканский
- На этих императорах вовсе не было той печати всевластия, которая так заметна на правителях по праву наследия;
- от них не веяло также и духом военачальника: власть их была скорее широкой гражданской магистратурой,
- причем сам властитель как бы оставался простым гражданином.

Этой чертой особенно отличался Марк Аврелий:
- У Марка Аврелия не было двора, а следовательно, и придворных;
- состояние он имел огромное, но наследственное, a не награбленное и жил он, как богатый гражданин
- он явно показывал своё отвращение к первым цезарям (императорам до Нервы)
- он видел в них роскошествующих развратников, свирепых Сарданапалов...
- Марк Аврелий был чрезвычайно обходителен и, так сказать, общедоступен
- Сделавшись императором, он возвратил сенату все прежнее его значение, и, когда бывал в Риме, не пропускал ни одного сенатского заседания,
- а из сената уходил только тогда, когда консул произносил известную формулу: «Не смею больше задерживать вас, отцы-избранники».

По натуре своей он никогда не представлял себе верховную власть соблазнительной приманкой:
- отчасти потому, что в преемники Марк Аврелий был назначен еще совсем юношей
- 8-летним мальчиком обратил он на себя внимание императора Адриана, которому полюбилось грустное личико ребенка, кроткий нрав его, послушание и отсутствие способности лгать
- На 18-м году жизни Марк был объявлен будущим императором,
- спустя 22 года, когда умирающий Антонин распорядился перенести золотую статую Фортуны в комнату своего наследника
- этот наследник нимало не возрадовался появлению у себя такой золотой гостьи:
- философским своим умом новый император давно познал тщету всех радостей и наслаждений...

Дни юности его протекли спокойно:
- среди мирных развлечений сельской жизни и занятий латинской риторикой и философией.
- Небо было так ясно, а Юниус Рустикус был так мудр и сведущ, что не мог не сделаться любимым наставником Марка,
- внушавшим ему любовь к простоте и строгому порядку в жизни
- Понятно, почему этот наставник навсегда остался близким человеком и советником своего августейшего ученика
- Юниус Рустикус познакомил его с «Беседами» Эпиктета и Марк Аврелий привязался к этому ученому мужу
- Занимался с юношей и другой ученый - Клавдий Север, перипатетик (школа Аристотеля),
- сделавший из своего ученика горячего поклонника философии.

В те времена философия была чем-то вроде религии:
- от своих философствующих друзей она требовала даже подвигов - в виде отказа от чего-либо приятно-обычного
- и предписывала правила почти монастырские

12-летний Марк уже ходил в «плаще философа»:
- приучился спать на жестком ложе и вообще старался жить по аскетическим правилам стоиков
- но такой образ жизни вредно влиял на его здоровье: тело не выдерживало чрезмерности лишений
- но он не унывал, геройски держал себя во главе веселящейся молодежи, когда она справляла какой-нибудь праздник,
- был приветлив с нею и, конечно, не показывал, что насиловал себя
- Только матери Марка удалось настоять на своем: он послушал ее и стал покрывать ложе каким-то мехом
- Несмотря на слабое здоровье, Марк вел весьма деятельную жизнь
- Все часы его дня были строго расписаны для разных занятий
- У этого молодого человека, можно сказать, почти не было страстей
- но зато справедливость его и доброта были безупречны, а чувство долга было в нем очень сильно развито
___________________________________________
Моммзен + Фулер + Ренан, "Аннибал. Юлий Цезарь. Марк Аврелий"


http://www.e-reading.club/chapter.php/126426/33/Mommzen%2C_Renan%2C_Fuler_-_Annibal._Yuliii_Cezar%27._Mark_Avreliii..html

рим, нрав, царь, фаллосопея, воспитание, история

Previous post Next post
Up