Святитель Алексий (Бяконт) - митрополит Киевский и всея Руси (1354 - 1378)

May 17, 2015 01:43



Настольная грамота Константинопольского Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года:
- согласно ей, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения,
- за его добродетельную жизнь и духовные достоинства.
- Для помощи в управлении епархией ему придавался в качестве экзарха диакон Георгий Пердика

Отношения с Литвой

Отношения между Киевским (в Москве) и Киево-Литовским митрополитами продолжали оставаться напряженными
- Опираясь на военные успехи Ольгерда,
- подчинившего своей власти к концe 50-х гг. XIV века Брянское княжество, ряд смоленских уделов и Киев,
- литовский митрополит Роман, в нарушение условий поставления на митрополию,
- распространил свою власть на Брянск и первопрестольный центр митрополии
- (с начала 50-х гг. XIV в. Смоленск и Брянск были вассалами великого князя владимирского).

В январе 1359 г., во время смоленско-московско-литовских военных действий
- святитель Алексий отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей),
- но был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности.
- Однако святителю Алексию удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в Москву.
- В том же году, вновь нарушая условия, митрополит Роман прибыл в Тверь
- В 1361 г. по жалобам святителя Алексия Патриарх Каллист
- разбирал вопрос о границах Киевской и Литовской митрополий, подтвердив условия 1354 г.

За время отсутствия святителя Алексия
- в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и
- святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (род. в 1350).
- В этих условиях, в первую половину правления великого князя Димитрия Иоанновича
- роль святителя Алексия, бывшая значительной уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна Иоанновича, ещё более возросла
- (хотя до смерти в 1365 княгини-матери, традиционно сильным оставалось влияние её брата - московского тысяцкого Вельяминова).
- Ярлык на великое княжение владимирское получил суздальский князь Дмитрий Константинович,
- и юный московский князь временно лишился многих территориальных приобретений - «купель» своего деда Ивана Калиты.
- Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию,
- связавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет Первосвятителя.
- Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при князе Димитрии Иоанновиче.



Митрополит Алексий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде --------->

Церковная политика Ольгерда не давала святителю Алексию возможности компромисса
- позиции невмешательства в борьбе между двумя соперничавшими политическими центрами - Москвой и Литвой,
- даже если оставить в стороне московские корни и связи святителя Алексия,
- Великому князю литовскому нужно было не сотрудничество с Православной Церковью, а её подчинение его политическим планам
- Язычник, стоящий во главе государства, подавляющее большинство населения которого составляли православные,
- женатый дважды на русских княжнах и связанный брачными союзами с православными князьями,
- Ольгерд не мог, разумеется, игнорировать существование Церкви,
- но смотрел на неё главным образом как на вспомогательный инструмент своей внешней и внутренней политики.
- Обязательным условием своего обращения в Православие и крещения языческой Литвы
- в переговорах со Вселенским Патриархом он ставил создание особой подвластной ему митрополии
- Такая митрополия за годы его правления создавалась дважды (в 1355 и 1375),
- однако ответного шага за этим не последовало
- сам Ольгерд крестился, по преданию, только на смертном одре
- (а по свидетельству немецких источников, умер язычником).
- Поэтому, по всей видимости, святитель Алексий даже не колебался в своем выборе между упорным огнепоклонником и православными московскими князьями,
- чьи предки в свое время оказали существенную поддержку святому митрополиту Петру в трудную для него минуту.

Периоды сравнительно мирных отношений между Ольгердом и святителем Алексием были нечасты и непродолжительны
- Наиболее значительный из них пришёлся на 1363-1368 гг., когда
- после смерти митрополита Романа (1362) святитель Алексий ездил в Литву и, очевидно,
- достиг там какого-то соглашения с великим князем, в результате чего поставил епископа в Брянск.
- Затем, следующим летом, святитель Алексий крестил в Твери дочь Ольгерда,
- привезенную из Литвы её бабкой, вдовой тверского князя Александра Михайловича - Анастасией.

Противостоянию Великого княжества Владимирского экспансии Литвы на восток
- и захвату литовскими великими князьями русских земель препятствовало
- отсутствие среди русских князей политического единства.
- На Владимирский великий стол наряду с московскими Даниловичами в конце 50-х - 60-х гг. XIV в. претендовали
- и суздальский князь Дмитрий Константинович (в 1359-1362, даже занимавший его реально),
- и в 1371-1374 и в 1375 гг. князь Михаил Александрович Тверской.

Первоочередной задачей святителя Алексия, как руководителя московской политики, являлось
- установление равновесия сил в регионе
- при главенстве Москвы и
- по возможности восстановление политического и церковного влияния в Смоленске и Брянске,
- достигнутого великим князем Симеоном Иоанновичем и
- утраченного с утерей его малолетним племянником владимирского стола.
- Опора на авторитет митрополита всея Руси позволяла в это время великому князю Димитрию Иоанновичу
- игнорировать ярлыки на великое княжение, выдававшиеся его соперникам
- в раздираемой усобицами Орде, часто сменявшимися ханами и претендентами на сарайский трон,
- и отстаивать свои интересы силой оружия.

C той же целью святитель Алексий стремился не допустить возобладания пролитовских сил
- в севернорусских княжествах, где они имелись:
- семейство князя Александра Михайловича в Твери,
- зять Ольгерда - Борис Константинович Городецкий в Нижегородском княжестве,
- выступая в качестве верховного арбитра во внутри-династических распрях.
- При верности интересам Москвы, его политика была в этих вопросах весьма взвешенной
- и не носила характера грубой и неприкрытой поддержки «своих» против «чужих».
- Даже тверское летописание (Рогожский летописец), сохранившее наибольшее число известий о деятельности святителя Алексия
- и настроенного по отношению к нему не слишком дружелюбно, лишь однажды,
- в связи с насильственным задержанием в 1368 г. в Москве князя Михаила Александровича,
- содержит прямое обвинение в адрес святителя
- (при этом следует иметь в виду, что для того времени подобное насильственное задержание было весьма мягкой формой давления на тверского князя, с целью подписания мирного договора на московских условиях).

Во всех спорных ситуациях, святитель Алексий выступает, как поборник освященной временем традиции:
- В конфликте 1357 г. между великим князем тверским Василием Михайловичем и его племянниками - детьми казненного в Орде Александра Михайловича,
- святитель Алексий взял сторону старшего в роде (и союзного Москве) князя против Всеволода Александровича, претендовавшего на тверской стол.
- В 1363 г., после смерти нижегородского князя Андрея Константиновича,
- митрополит поддержал недавнего соперника Москвы - суздальского князя Димитрия
- в его противоборстве с младшим братом Борисом, захватившим в обход прав старшего Нижний Новгород.
- По приказу митрополита его посланцы - игумен Герасим и архимандрит Павел, прибывшие в город для вызова князя на митрополичий суд, «церкви затвориша».
- В споре из-за наследства удельного тверского (городокского) князя Семена Константиновича
- между братом покойного, клинским князем Еремеем, и великим кн. Михаилом Александровичем (которому удел был завещан)
- в 1365 г. митрополит поддержал ближайшего родственника; спор послужил причиной войны между Москвой и Тверью.

Многолетнее фактическое руководство святителя Алексия внешней политикой Великого княжества Московского
- при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче
- придавало московско-литовскому соперничеству ощутимый характер религиозного противостояния христиан и язычников
- и святитель умело использовал сложившуюся ситуацию
- в интересах Православной Церкви и государственного ядра будущей России

Cвятитель Алексий оказывал воздействие на русских князей - вассалов и союзников Ольгерда:
- Когда в конца 60-х гг. XIV в. смоленский князь Святослав и ряд других князей нарушили крестное целование,
- данное великому князю - Димитрию Иоанновичу о союзе против Ольгерда, и перешли на сторону Литвы,
- святитель Алексий за выступление в союзе с язычниками против христиан отлучил их от Церкви,
- отлучен был и традиционный союзник Литвы - князь Михаил Александрович Тверской,
- а также поддерживавший его Тверской епископ Василий.
- Эти действия святителя Алексия получили понимание и поддержку Патриарха Филофея,
- который в грамоте 1370 г. предлагал отлученным князьям покаяться и присоединиться к Димитрию.

Однако позднее Ольгерд Литовский перехватил инициативу
- в послании к Патриарху (отразившемуся в Патриаршей грамоте 1371)
- обвинил митрополита в том, что тот «благословляет москвичей на пролитие крови» и
- освобождает от присяги литовских подданных, переходящих на сторону москвичей.
- Ещё более опасным со стороны литовского князя было лицемерное обвинение святителя Алексия в том,
- что он не занимается делами западной части митрополии (хотя виноват в этом был в первую очередь сам Ольгерд),
- на основании чего, выдвигалось требование создать вновь отдельную митрополию для Литвы и её союзников
- «на Киев, на Смоленск, на Тверь, на Малую Россию, на Новосиль, на Нижний Новгород».
- В грамоте, посланной в августе 1371 г., Патриарх Филофей потребовал от святителя Алексия
- снять отлучение с тверского князя и
- приехать в Константинополь для судебного разбирательства
- по вопросу о западнорусской пастве, оставленной без пастырского поучения и надзора.
- Позднее вызов на суд был отменен, но
- Патриарх настойчиво советовал святителю добиваться примирения с Ольгердом
- для беспрепятственного окормления западнорусской паствы.
- Святитель Алексий в свою очередь заявлял, что был вынужден защищаться, поскольку
- великий князь литовский хотел «приобрести себе власть и в Великой Руси».
- Позже Ольгерд выдвинул требование постоянного пребывания митрополита в Киеве (то есть в литовской части митрополии).
- В связи с этим участились поездки Патриарших послов в Литву и к святителю Алексию:
- в 1371 в Москву приезжал Иоанн Докиан, а в 1374 - болгарин Киприан (впоследствии - митрополит Московский).

В результате, из-за позиции язычника Ольгерда, единство общерусской церкви в то время сохранить не удалось:
- в 1371 Патриарх Филофей из-за угрозы обращения в католичество
- православного населения областей, подвластных Польше,
- восстановил Галицкую митрополию,
- в 1375, уступая давлению Ольгерда, поставил на митрополию Малороссии и на Киев - Киприана,
- назначив его наследником святителя Алексия на митрополичьем столе всея Руси.
- Объяснение этих действий было изложено Патриархом в грамоте,
- доставленной в Москву в начале 1377 послами Иоанном Докианом и Георгием Пердикой,
- но здесь они не были приняты,
- и Киприан в качестве преемника святителя Алексия не получил признания.
- За святителем Алексием в это время на территории Литвы продолжал оставаться лишь Брянск,
- куда он около 1375 поставил епископа Григория.
____________________________________________________
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%91%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82)
Фильм Прошкина "Орда":
Читать - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B0_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29
Смотреть - http://allfilmonline.ws/news/orda_2012/2012-10-17-6348

греция, москва, польша, история, россия, жрец, католичество, православие, единство, европа, хохляндия, турция

Previous post Next post
Up