Наталья Гончарова, церковь и цэндура

Apr 09, 2015 04:23

После 1-й персональной выставки Гончаровой в "Обществе Свободной Эстетики" (24 марта 1910 г.)
- газета «Эхо Голос Москвы» публикует анонимку, обзывающую 3 её картины "порнографией":
1. «Натурщица с закинутыми за голову руками»
2. «Натурщица с руками на талии»
3. «Бог» («эта хуже, чем порнография тайных карт»)



На следующий день полиция накладывает арест на эти работы:
- Г. предъявляют обвинение в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»)
- Те же обвинения предъявляют и организаторам выставки:
- В.Я. Брюсову, И.И. Трояновскому, В.О. Гиршману, К.И. Игуменову, В.А. Серову, и
- даже Б.Н. Бугаеву, не имевшему отношению к выставке, но написавшего текст, который обсуждался на ней.

Историки считают этот случай преследования художника в дореволюционной России уникально нетипичным:
1. временное совпадение с после-революционной реакцией
- преследование художника, не занимавшегося политикой, при царизме не поощрялось правительством
- до Гончаровой статья о порнографии не применялась к работам, имеющим художественную ценность
- атака полиции на данную выставку сделалось возможным лишь после законодательной реформы 1906 г.
- расширившего полномочия цензуры, в качестве реакции на революцию 1905 г.
- Г. не работaла в жанре "ню" до 1908 года, когда стала преподавать в школе Машкова
- где и были созданы арестованные «Натурщицы»
2. отмечают и сексистский контекст обвинений Г.
- анонимка «Эхa Голосa Москвы» особенно возмущалась тем, что нарушить моральные нормы позволила себе женщина
- до начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнаженной натурой была существенно ограничена
- жанр "ню" в исполнении дамы был непривычен и провокативен для московской публики

Защите Г. удалось воспользоваться ловкой юридической уловкой - "непубличностью" выставки:
- Гончарова, её адвокат В. Ходасевич и свидетели защиты упирали на то, что выставка была закрытым 1-дневным мероприятием
- не предназначенным для широкой публики
- суд согласился с версией защиты и
- на этом основании оправдал Гончарову

Исследователи отмечают, что данную выставку нельзя считать "закрытой":
- она прошла на одной из самых заметных площадок столицы
- её посетило большое число зрителей
- картины в жанре "ню" традиционно демонстрировались для куда более ограниченной аудитории

Последствие суда:
- согласно каталогу выставки 1913 года, Г. работала в жанре "ню" с 1906 по 1910 годы,
- но после суда прекратила работать в этом жанре

Нo нападки цензуры на Г. не прекратились в 1910 году:
- в 1911 г. с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать eё картину «Бог плодородия»



- в 1912 г. церковь выступила против показа её 4-х частного цикла «Евангелисты» на выставке «Ослиный хвост»
- по мнению цензора, религиозный сюжет картины "противоречил названию и духу выставки"



- в 1914 году по санкции обер-прокурора Свящ. Синода арестовываны 22 картины персональной выставки Г. в питерском «Художественном бюро» Надежды Добычиной
- несмотря на то, что картины были предварительно допущены духовным цензором
- Аресту предшествует донос в прессе, критиковавший использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов:
- "Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки"
- "Нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища"
- "Среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени"
- за Гончарову заступаются: бывш. министр народного просвещения граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств барон Н. Врангель и художник М. Добужинский
- под их давлением картины были возвращены







Оценки новаций религиозной живописи Г. специалистами расходятся:
1. некоторые ценят Г. именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи
- например, современник Гончаровой - архимандрит Александро-Невской Лавры
- такая же позиция встречается и в ряде поздних исследований
- Г. оценивают как «наименее радикального художника русского авангарда»
- для которой провоцирование публики не имело решающего значения, как для большинства других авангардистов
2. поздние исследователи отмечают, что ни до Г., ни долгое время после неё
- «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько,
- что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»
- отмечают наследование Г. традиций лубка и крестьянскиx представлений о религии,
- смешивающих христианские и языческие образы
3. архитектор А. Щусев предлагал Г. расписать спроектированный им Троицкий храм:
- возведенный им в 1912 году году в селе Кугурешты (Бессарабия)
- гражданская война и отделение Бессарабии не дали замыслу осуществиться
- однако сохранились эскизы, выполненные Гончаровой для храма









Сама Гончарова видела особую ценность в объединении художественных, религиозных и патриотических сюжетов:
- столкновения с цензурой она комментировала так:
- "религиозное искусство, которое может прославить государство, - прекрасная и магическая манифестация самого искусства"
- "eсли у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще,
- а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан"
___________________________________________________________________
По состоянию на 2009 год картины Г. стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
«Капризные иконы» Наталии Гончаровой - http://www.bogoslov.ru/text/4235609.html

искусство, цэндура, история, религия, суд, россия, гендер, гражданскаяВойна

Previous post Next post
Up