Володимѣръ Свѧтославичь - пѣрвый русский монѣтчикъ

Jul 29, 2013 03:28



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя 2-й половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.
Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:
«И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования.
Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее.
Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир - подобно тому, как царь тюрков называется хакан […]
И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их.
И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама.
И обратились они в ислам»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87
_____________________________________________________________________________
Персидский автор Мухаммада ‘Ауфи (ХIII в.), и турецкий историк Шукруллы ибн Шихаба (ХV в.) повторяют рассказ Ал-Марвази о том, сколь пагубно сказалось на русах принятие ими христианства.
Якобы после крещения русам пришлось отказаться от набегов на соседние народы, а поскольку русы жили лишь грабежом, то, вконец обнищав, они обращаются к той вере, которая дает не только небесный, но и земной прибыток. И потому князь русов Буладмир просит шаха Хорезма разрешить ему участвовать в джихаде - священной войне за утверждение ислама.

Буладмир - это, конечно, Владимир Красное Солнышко, а он и впрямь в 887-м отправлял послов в Хорезм, чтобы те посмотрели, какова там вера и пригласили мусульман в Киев на религиозный диспут с немцами, иудеями и греками.

Историки, впрочем, ссылаются на то, что Владимир в 912-м еще не родился. Но в хорезмийском рассказе речь и не идет о мгновенном обнищании русов: кризис, очевидно, наступает спустя десятилетия…

О том, что в хрезмийской легенде спрессованы как минимум 8 10-летий истории начальной Руси, говорит следующая подробность: шах благосклонно принял посольство Буладмира, послав росов воевать прикаспийские и причерноморские города. Вспомним хотя бы восточные походы Святослава в Поволжье и Дагестан, на Тмутаракань, на Саркел. В частности, это привело к тому, что с востока каганат атакуют гузы («турки», как именуют их Ибн Мискавейх и Ибн-ал-Асира). И только вмешательство призванных хазарами на помощь хорезмийцев вынуждает гузов отступить.

Ал-Марвази - современник Ярослава Мудрого. Но он помнит, как под ударами русский князей X века пал Хазарский каганат, как Русь утвердилась в Причерноморье и на Северном Кавказе. И, не стесняясь, выдает желаемое за действительное:
- для него все победы Руси объясняются тем, что она в свое время приняла ислам;
- eсли верить Ал-Марвази, русы восточными походами пополнили киевскую казну,
- а заодно произвели «исправление веры»;
- oтчего и стали самым могучим из известных народов.

Видимо, Ал-Марвази знал больше, чем написал. Он несколько удивлен тому, что 300-летняя годовщина хиджры была ознаменована не чем-то, а крещением русов. Эту странность и пытается осмыслить вышедшая из-под его пера легенда.

… Такое случается, когда простое совпадение оказывается на удивление точным: мало того, что 300 лет - дата круглая, так еще и месяц совпал, а, возможно, даже и день. Вспомним, что Олег подписывает договор в Киеве 2 сентября. Добраться до Царьграда его послы должны были к двадцатым числам того же сентября, то есть именно «в месяцы хиджры» (те месяцы, когда Пророк совершил свое переселение, а это июль-конец сентября 912 года).

Видимо, в руки Ал-Марвази попали какие-то письма, записки или донесения арабского купца, дипломата, а, может, просто путешественника, находившегося в сентябре 912 года в Константинополе, видевшего посольство Олега и встревоженного вестью о крещении русских.
Иными словами, в фундаменте легенды Ал-Марвази:
- должен лежать конкретный документ весьма проницательного современника Вещего Олега,
- решившего, что крещение русских послов должно коренным образом изменить геополитическую ситуацию в Средиземноморье и по всей ойкумене.

Отталкиваясь от этого документа, и строит поучительный свой рассказ о неисповедимости господних путей персидский философ Ал-Марвази.
http://www.readability.com/articles/au59b1ki

владимир, грабёж, ислам, медаль, хорезм, шах, монета, золото, история, иран, святослав, россия, олег, православие, хазары

Previous post Next post
Up