Ч. П. Сноу, "ДВЕ КУЛЬТУРЫ И НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

Nov 15, 2012 02:13

Пройдя долгий путь развития, Англия оказалась в более неустойчивом положении, чем другие высокоразвитые страны. В этом равно повинны история и случай, и сейчас мы не можем возложить ответственность за то, что произошло, на кого-то одного из своих соотечественников.
Если бы наши предки употребили свои способности на развитие промышленной революции, а не на создание колониальной империи, положение Англии оказалось бы гораздо более прочным.
Но они этого не сделали.

Население Англии вдвое превышает количество людей, которое страна может прокормить, поэтому в глубине души мы всегда испытываем большее беспокойство, чем Франция или Швеция. К тому же наши природные ресурсы очень скудны (по масштабам великих мировых держав их просто нельзя принимать в расчет). По существу, наше единственное достояние - это наши способности. И они совсем неплохо нам послужили:
1. мы проявили немалую искусность - врожденную и благоприобретенную - научившись ладить друг с другом, а это уже значит стать сильными;
2. мы показали, что творческая энергия и изобретательность англичан несоразмерны с их численностью.
Я не слишком верю в разделение народов на "умные", "менее умные" и т. п., но, во всяком случае, по сравнению с другими мы не оказались более глупыми.

Обладая такими качествами, мы, казалось бы, должны были раньше других осознать наступление научно-технической революции, лучше подготовиться к ее приходу и стать во главе нового движения. Кое-что мы действительно сделали. В некоторых областях - в области атомной энергии, например, - мы сделали даже больше, чем можно было ожидать. Несмотря на мертвые шаблоны нашей системы образования и глубокий разрыв между двумя культурами, мы по мере наших скромных сил и возможностей пытались приспособиться к новым условиям.

Горько признаться, но это даже отдаленно не напоминает то, что нужно было сделать. Сказать, что мы должны перевоспитаться или погибнуть, - значит несколько сгустить краски и унизиться до мелодрамы. Наверное, правильнее сказать, что мы должны перевоспитаться, иначе мы увидим, как почва уходит у нас из-под ног. Но мы не в силах что-либо предпринять - теперь я твердо в этом уверен, - не разрушив сложившихся канонов нашей жизни.

Я понимаю, насколько это трудно. Почти все мы внутренне этому сопротивляемся. И я тоже в душе всячески сопротивляюсь неприятной необходимости опираться одной ногой на мертвый или умирающий мир, а другой нащупывать какой-то другой, неизвестный мир, которому мы должны взглянуть в лицо, чего бы это нам ни стоило. Я хотел бы быть уверенным, что у нас хватит мужества сделать то, что велит разум.

Один исторический миф тревожит меня чаще, чем хотелось бы. Содержится ли в нем подлинная историческая правда или нет, в конце концов, не так уж важно - он все равно производит на меня гнетущее впечатление.
Я не могу забыть о последних 50 годах существования Венецианской республики:
- как и Англия, Венеция когда-то была сказочно богата;
- как и Англия, она разбогатела случайно;
- венецианцы обладали исключительной политической ловкостью, и англичане тоже;
- среди них было немало упорных, трезвых людей, любящих свое государство, и среди нас тоже;
- они понимали - так же хорошо, как понимаем сейчас мы, - что их корабль плывет против течения истории;
- многие из них напрягали все свои силы и способности в поисках спасения;
- чтобы выжить, им надо было разбить сковавшие их традиции;
- но они их любили так же, как мы любим свои;
- и у них не хватило на это сил.
___________________________________________________
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/SNOW/TWOCULT.HTM

кризис, англия, история

Previous post Next post
Up