Есть у тебя божественное свойство: войдя в дыханье людям невзначай,
Их озаряешь пламенем геройства, - так с Моисеем вспыхивал Синай.
Ещё есть лучезарной лампы свойство: войдя в неосвещённый, грязный дом,
Ты льёшь роскошный свет на неустройство, не тяготясь свидетельства стыдом.
И есть вина дурманящее свойство: войдя в, казалось, крепкой дружбы круг,
Рождаешь ты раздоров беспокойство, пленяя сладкой щедростью пьянчуг.
* * *
Когда хладеет страсть, уходит младость, всё ж процветают нежных роз кусты,
Коль их, даруя чувственную радость, живой водою орошаешь ты.
Когда сей мир на время замерзает, когда его веселие мертво,
Кто, как не ты, в незримом открывает душе иного мира торжество?
Раз от тебя исходит тяготенье настойчивых и пламенных сердец,
То что ж ещё влечёт земную темень в объятия сияющих небес?
Ты небо, вкруг земли и днём и ночью кружащее с тех пор, как создан свет.
Что ж, небо, ты от тёмной глины хочешь? Ведь это ты нам светишь, разве нет?
Зачем, дождями землю поливая, ты моешь из грязи златой песок?
Ведь ты же сам есть шахта золотая! Какой тебе от этой пыли прок?
Зачем тебе стараться с почвой гиблой, как золотоискателю в скале?
Не сам ли ты молящимся был киблой*? Так почему ты молишься земле?
Диковинно ль, что нищий молит шаха, надеясь разживиться от щедрот?
Диковинно, коль шах у горсти праха вымаливает милости с высот!
Чуднее, если шах так страстно молит, что нищий начинает верить в то,
Что сам он шах, лишённый шахской доли, положенной неведомо за что.
Не ты ли, небо, шах наш полномочный? И не тебе ль рабынею земля?
Зачем же ты кружишься днём и ночью, кормя её, поя и веселя?
Вдруг небо отвечает: «Без причины никто б меня в круженье не увлёк.
Коль искорка кружится в небе синем, знать, где-то пышет жаром уголёк».
* * *
Мои слова для ангелов, как мясо; коль прерываю я рассказа нить,
То ангелы голодные томятся и умоляют с ними говорить.
Но ты - не ангел, что ты можешь ведать об их еде, - от святости далёк?
Их манной не рассчитывай обедать, ты заслужил пока один чеснок.
Что знаешь ты о несравненной пище, что варит интеллекта котелок
В поварне тех хором, что тщетно ищешь, где днём и ночью обитает Бог?
* * *
Тебриз, моли владыку Шамсэддина: «Обороти к нам свой лучистый лик!»
Но нет, тут я обмолвился невинно! «О солнце*, ты со всех сторон велик!»
_________________________
* Кибла - в исламе направление на храм Кааба в г.Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и отправления ряда ритуалов. - Прим. перев. на русск. яз.
** В оригинале игра слов: Шамс означает «солнце» на фарси. - Прим. проф. Арберри.
Диван Шамса Тебризи # 2838
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at
http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/122410.html