А.Е. Крымский, "ОЧЕРК РАЗВИТИЯ СУФИЗМА ДО КОНЦА III ВЕКА ГИЖРЫ"

Apr 02, 2012 20:08



ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КАРТИНА МОГУЩЕСТВА СУФИЗМА въ ИСЛАМСКОМЪ МІРѢ
Политика, теология, философия, наука, искусства

II. ТРАДИЦИОННЫЯ ПРЕДСТАВЛЕНІЯ 0 СУФИЗМЕ
Когда и какъ возникъ суфизмъ? Для удобства изслѣдованія разобьемъ его на элементы: аскетизмъ, мистицизмъ и пантеизмъ, и будемъ держаться плана: сперва разсмотримъ, какія данныя были для развитія каждаго изъ этихъ элементовъ въ исламе
, a потомъ посмотримъ, могли ли быть тутъ постороннія вліянія и, если
 могли быть, то какія.

III. НАСКОЛЬКО СУФИЗМЪ МОЖЕТЪ СЧИТАТЬСЯ ЯВЛЕНІЕМЪ ИСЛАМСКИМЪ И ВООБЩЕ АРАБСКИМЪ? (І-й ВЕКЪ ГИЖРЫ)
Аскетизмъ въ Аравіи въ доисламскую эпоху. Пессимизмъ Корана, какъ побужденіе къ аскетизму. «Люди скамьи». Овейсъ Карни. Хасанъ изъ Басры и его аскетическая школа.
Мистицизмъ: внутреннее противорѣчіе мистицизма со страхомъ Божіимъ и съ
 природой араба. Насколько возможно было самостоятельное появленіе мистицизма въ
 арабской средѣ?
Участіе женщинъ. Рабія. Первый суфійскій монастырь и появленіе имени суфий.

IV. ЗАПАДНЫЯ НАСЛОЕНІЯ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ІІ-й ВѢКЪ ГИЖРЫ)
Вліяніе христіанское, гностическое и неоплатоническое.

V.
 ВОСТОЧНОЕ ВЛІЯНІЕ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЪ ІІІ-го ВѢКА ГИЖРЫ)
Со времени Аббасидовъ начинается господство персидской образованности, a вмѣстѣ
 съ тѣмъ - вліяніе прежней персидской религіи на исламъ.
Это вліяніе - не парсінское, a индійское. Бѣглый взглядъ на релігіозныя отношенія Индіи и Ирана отъ самыхъ древнихъ временъ.
Послѣ арабскаго завоеванія и насильствсннаго введенія ислама
 индоперсидскія религіозныя идеи сохранились въ сектѣ шіитовъ. Наиболѣе радикальные шіитскіе толки - въ сѣверной и сѣверо-восточной Персіи.
Въ этихъ же мѣстахъ сильно привился арабскій суфизмъ, перенесенный изъ Сиріи; монастырь Ибнъ-Абиль-Хейра.
Какой выводъ приходится сдѣлать изъ всего этого?

VI. ЗHАЧEHIE III ВЕКА ГИЖРЫ ВЪ ИСТОРІИ СУФИЗМА
Многія причины поддерживаютъ въ халифатѣ и аскетизмъ, и мистицизмъ, и пантеизмъ.
Лица, усвоивішія даже одно изъ этихъ направленій, становятся вь ряды суфіевъ, отчего подъ ярлыкомъ "суфизмъ" накопляется хаотическая куча разныхъ воззрѣній.
 Суфіи III в. гижры пытаются дать себѣ отчетъ въ сущности и въ цѣляхъ суфизма.

Послѣ такихъ попытокъ, къ концу вѣка становится яснымъ, что въ суфизмѣ существуетъ два теченія: западное-арабское и восточное-персидское.

________________________________________________________________
Сб. "ДРЕВНОСТИ ВОСТОЧHЫЯ", ТРУДЫ ВОСТОЧНОЙ КОММИССІИ ИМПЕРАТОРСКАГО Московского Археологического Общества, ИЗДАННЫЕ ПОДЪ РЕДАКЦІЕЙ М.В. НИКОЛЬСКАГО, ДѢЙСТВ. ЧЛ. ОБЩ. И СЕКРЕТАРЯ ВОСТОЧНОЙ КОММИССІИ, ТОМЪ 2, ВЫПУСКЪ 1, Съ 3 таблицами и однимъ рісункомъ въ текстѣ, MOCKBA, 1896, с. 28 - 73.

Качать: http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=23802
Виа uylenspiegel

Бонус: Батунский о Крымском: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2887502.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/121649.html

ислам, библиография, суфизм, история

Previous post Next post
Up