Начало. К Окончанию:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2862010.html___________________________________
В сборнике, подготовленном профессором исторического факультета МГУ д.и.н. Д.Ю. Араповым и профессором кафедры современного Востока РГГУ д.и.н. Г.Г. Косачем, представлены документы, воссоздающие предельно ясную и четкую картину того, какую тактику вели органы советской госбезопасности по отношению к мусульманскому духовенству.
Среди авторов документов были как аналитики и оперативники - кадровые работники Восточного отдела ОГПУ, так и, возможно, привлеченные для их подготовки эксперты-исламоведы и востоковеды-арабисты.
Оглавление:
А.Хабутдинов. От издателя 4
Д.Ю.Арапов, Г.Г.Косач. Ислам и советское государство (По материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 г.) 11
№ 1. О съезде мусдуховенства в Уфе, о нашей подготовке к нему. О некоторых перспективах 25
№ 2. О съезде мусдуховенства в Уфе 30
№ 3. Сводка фактов, характеризующих деятельность духовенства за вторую половину 1926 года 32
№ 4. Мусдуховенство 49
№ 5. Казахстан (Мусдуховенство) 50
№ 6. Внутренние национальные республики (Мусдуховенство) 51
№ 7. (Мусдуховенство) 52
№ 8. Наступление мусдуховенства и меры борьбы с ним 53
№ 9. Всемусульманский конгресс в Мекке (Интервью с главой делегации мусульман СССР - председателем ЦДУМ муфтием Ризауддин Фахретдиновым) 60
№ 10. О Всемусульманских конгрессах в Каире и Мекке (По материалам спецосведомления и инопрессы) 64
№ 11. Докладная записка о съезде мусдуховенства и представителей верующих в г. Уфе 77
№ 12. Дневник Совета улемов /ученого совета при ЦДУ/ 86
№ 13. Дневник работ 3-го съезда мусдуховенства и верующих внутренней России и Сибири, состоявшегося в г. Уфе с 25 окт. по 4 ноября вкл. 91
№ 14. Пункты, принятые 3-м Всероссийским съездом мусдуховенства и верующих на заседании 2 ноября по докладу Комиссии по рассмотрению наказов 102
№ 15. Пункты, предложенные комиссией по разбору наказов 3-му Всероссийскому съезду мусдуховенства и верующих на заседаниях 2 и 3 ноября 1926 г. и им отвергнутые 104
№ 16. Пункты, принятые 3-м Всероссийским съездом мусдуховенства и верующих на заседании 3 ноября по докладу Комиссии по рассмотрению наказов 105
№ 17. Некоторые вопросы по работе мус. дух., возникшие в связи с Уфимским съездом 106
Примечания 110
Сокращения 145
_______________________________________________
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Доброжелательное отношение к исламу и мусульманам - второй по численности после православия вероисповедной группе населения России1 - было декларировано большевиками уже в первые дни после их прихода к власти. Тому есть важное свидетельство - преданное гласности 20 ноября (3 декабря) 1917 г. обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», подписанное председателем Совета народных комиссаров (СНК) России В. И. Лениным и наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным. Оно объявляло верования и обычаи российских мусульман, их культовые учреждения «свободными и неприкосновенными». Не менее важно и то, что это обращение содержало страстный призыв ко всем мусульманам Востока оказать большевикам «сочувствие и поддержку» в борьбе за «освобождение угнетенных» всего мира от социального и империалистического гнета2.
Спустя два месяца, руководствуясь, с одной стороны, известными и по сути своей сугубо буржуазными просветительскими принципами, а с другой собственными прагматическими политическими соображениями, 20 января (2 февраля) 1918 г. советское руководство обнародовало Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви3. Последняя часть этого законодательного акта вызвала практически одинаково негативную реакцию у представителей всех отечественных, включая и мусульманскую, конфессиональных общин. Впрочем, в исламской среде в сложных условиях гражданской войны 1918-1920 гг. и первых лет нэпа реализация «школьного раздела» Декрета от 20 января 1918 г. происходила медленно4. Множество обстоятельств внутреннего и внешнего характера определило гибкую и осторожную политику правящей партии и созданных ею органов власти, в том числе и специальных служб, по отношению к мусульманским духовным кругам и рядовым последователям этого вероисповедания. В целом в те годы российский ислам и его служители находились в более благоприятном положении, чем жестко и беспощадно преследуемая новой властью Русская православная церковь (РПЦ)5.
Возникла своеобразная ситуация: несмотря на неприятие большевиками религии и их откровенный атеизм
- связанная с исламом советская политика (по крайней мере в описываемое время)
- была все же иной, чем в отношении православия.
- Это своеобразие тем не менее логично и объяснимо
- Православие (пусть теоретически и мировая конфессия) было давно и успешно «национализировано» имперскими предшественниками большевиков
- Его российское ответвление (хотя и располагавшее некоторыми зарубежными «автономиями»)
- имело четко определенные - каноническая территория, в пределах которой и действовала РПЦ,
- «национальные» границы, совпадавшие с границами прежней Российской империи.
- В свою очередь, ислам, даже после создания в эпоху правления Екатерины II российских мусульманских духовных управлений
--- Оренбургского (его историческим наследником стало расположенное в Уфе Центральное Духовное управление мусульман - ЦДУМ) и
--- Таврического,
- никогда не имел статуса официальной доктрины, оставаясь «государственно-терпимой» религией,
- не ограниченной имперской (а в дальнейшем и советской) государственной территорией.
- В политическом же отношении, тем более в контексте мировой политики после прихода к власти большевиков,
- он был вероисповеданием «угнетенного» Востока (что и использовалось советским руководством).
- Если российский ислам и оставался продолжением «всемирного» мусульманского сообщества,
- то это его качество не мешало ему быть одновременно «свободным» от «империалистического порабощения».
- Свершение же «мировой социалистической революции» предполагало, что новое российское руководство будет использовать это обстоятельство.
Исследование истории советской политики в отношении ислама в течение первых десяти лет после октября 1917 г. невозможно без обращения к документам органов государственной безопасности, поскольку в сфере, связанной с проведением этой политики, эти документы обладают принципиально важной, едва ли не первостепенной, познавательной ценностью. В то время, это произошло в феврале 1922 г., «прародительница» советских специальных служб - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) - была ликвидирована. Ее основные функции были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ), которое в декабре 1922 г. после образования СССР было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ)6. Но, как и прежде, это вновь созданное учреждение продолжало исполнять свою важнейшую функцию мощного оружия в руках РКП(б), в дальнейшем - ВКП(б), «карающего меча диктатуры пролетариата», призванного оберегать советскую власть от грозящих ей внутренних и внешних вызовов7.
Эти вызовы шли как с «советского», так и зарубежного Востока. Ради ответа на них, ради работы в «ориентальной» сфере, включая ее важнейшее направление - мусульманское, 2 июня 1922 г. по решению ЦК РКП(б) был создан Восточный отдел ОГПУ (ВООГПУ). Это подразделение должно было принять дела своего предшественника - Восточного отделения ГПУ8. В приказе по ГПУ, изданном в рамках реализации партийного решения, отмечалось, что на ВООГПУ возлагается задача «объединения всей работы органов ГПУ на Кавказе, в Туркестане, Хиве, Бухаре9, Киргизии10, Татарии, Башкирии и Крыму в части, касающейся специфической восточной контрреволюции и восточного шпионажа». Одновременно Восточный отдел ОГПУ должен был разрабатывать и «закордонный материал», поступавший из Турции, Ирана, Афганистана, Индии, Тибета, Китая, Кореи и Японии. В структуре Восточного отдела было образовано три отделения. Первое из них должно было ведать «закордонными делами» и «борьбой с восточным шпионажем», второе - «объединять всю работу» в Средней Азии, Поволжье, Приуралье и Крыму и, наконец, третье - вести дела на Кавказе11.
Ведущему месту «исламского вопроса» в разработках ВООГПУ способствовало наличие ряда внутренних и внешних причин. «Сверхидеей» большевиков было созидание «нового мира» - никогда ранее не существовавшей «социалистической цивилизации». Она могла возникнуть только при условии теснейшего слияния, в первую очередь всех народов СССР, в «единое целое». В советский «плавильный котел» этносов должны были быть «влиты» (их собственное желание никто не учитывал) и отечественные мусульмане. По мнению лидеров большевиков, разделявшемуся, естественно, и чекистами, важнейшим интеграционным инструментом, с помощью которого было бы достигнуто это этническое «единство», должна была стать советская общеобразовательная школа, приходившая на смену в том числе и исламским учебным заведениям.
Временно допуская (по Декрету ВЦИК от 9 июня 1924 г.) ограниченное преподавание основ мусульманского вероучения, советские, в том числе и чекистские, органы подчеркивали, что дети мусульман могли изучать шариат, только достигнув 12-14-летнего возраста, но при условии предварительного получения ими советского «светского» образования в пределах тогдашней школы первой ступени12. Политический и психологический расчет такого рода основывался на вере в то, что за время пребывания в советской школе детское сознание получит профилактическую «материалистическую» прививку, - в него будет заложена первичная идейно-духовная «социалистическая матрица». Мысль большевиков ни в коей мере не была оригинальной. На рубеже XIX-ХХ вв. в царской России не только существовал, но и претворялся в жизнь проект включения мусульман в «единое государственное тело» империи Романовых. Орудием осуществления этого проекта выступала «русско-туземная» школа. В конечном счете и царский, и советский планы интеграции мусульман были чистейшей утопией и потерпели неизбежный провал: в своем подавляющем большинстве российские мусульмане и до, и после 1917 г. не стремились (равным образом это относится и к сегодняшней России) расстаться с основополагающим маркером собственной идентичности13.
Все же относительное «миролюбие» большевиков 1920 гг. по отношению к исламу было не более чем временной тактикой. Программные документы РКП(б) подчеркивали неизбежность грядущего изгнания из советской жизни всех «религиозных пережитков», в том числе и ислама, и сотворение социума, построенного на принципах чистого «научного атеизма»14. Правда, «золотой век» всеобщей атеизации был еще слишком далек, а существовавшие уже тогда в «мусульманском деле» проблемы слишком сложны. Их суть заключалась в том, что «освобожденный» от царского «гнета» советский мусульманский Восток вовсе не спешил воспользоваться «свободой», дарованной ему большевиками.
Наиболее ярким примером тому был Туркестан, где в течение всего времени 1920 гг. шла изнурительная война с выступавшим под лозунгом «джихада» басмачеством - вооруженным антисоветским движением, поддерживаемым значительной частью мусульманского населения Средней Азии15. Датированные 1922-1929 гг. информационные обзоры ОГПУ пестрели сообщениями о многочисленных, кроваво-беспощадных «боестолкновениях» подразделений специальных войск ОГПУ и частей Красной армии с басмаческими «бандформированиями»16. В «секретных» чекистских обзорах содержались откровенные признания того, что «туземный» (сформированный из представителей коренного населения) партийный и советский аппарат, как и милиция, сотрудники которой формально отвечали за поддержание порядка в мусульманских районах, опутан клановыми и племенными связями. Этот аппарат раздирали местнические распри, он был коррумпирован и в крайне малой степени способен чем-либо помочь советской власти17. Стоит ли тогда считать преувеличением утверждения чекистов, подчеркивавших, что на многих удаленных от городских центров территориях Средней Азии советская власть существовала номинально, а интересы большевиков защищали, по сути дела, лишь немногочисленные сотрудники органов ОГПУ! Если красный флаг над зданиями, где располагались райкомы и советы, и не низвергался, то происходило это в силу инерции и (что более существенно) страха перед неминуемостью безжалостного наказания, которая «высшая власть» обязательно обрушила бы на участников возможного антибольшевистского выступления.
На «исламскую» политику ВООГПУ, как и в целом всей системы советской государственной безопасности, во многом воздействовало международное значение «мусульманского вопроса». Это обстоятельство лишний раз подтверждало точность оценки С. Ю. Витте, подчеркивавшего в 1900 г., что российская «внутренняя политика по мусульманскому вопросу является важным фактором политики внешней»18. Именно поэтому, начиная с 1917 г., советские специальные службы старались проводить сдержанный курс (определявшийся, естественно, партийным руководством) по отношению к исламу в областях внутренней России, прежде всего в Поволжье и Приуралье19. Советское руководство нуждалось в исламе и его приверженцах для того, чтобы осуществить как высшие цели собственной миссии - созидание все того же «нового мира», так и для решения сугубо конкретных задач, включая, например, дипломатический прорыв в регион Ближнего Востока, остававшийся «заповедным полем» господства советского стратегического противника тех лет - Великобритании.
Стремясь создать свой «новый мир», большевики в первые годы пребывания у власти рассчитывали на ислам в противостоянии враждебным Советскому Союзу зарубежным капиталистическим кругам и странам. Так, в 1920 г. на I съезде трудящихся Востока в Баку по инициативе проводивших его членов руководства Коминтерна был провозглашен лозунг «красной священной войны» против «мирового империализма»20.
Равным образом это относилось и к халифатистскому движению, развивавшемуся в различных регионах распространения суннитского ислама (в частности, в Британской Индии) после окончания Первой мировой войны и крушения Османской империи в защиту ее правителя, обладавшего титулом верховного мусульманского правителя - халифа. В сентябре 1921 г. в «восточном отделе исполкома Коминтерна (ИККИ)» был подготовлен подписанный его руководителем С. Брике-Бестужевым и направлен в ЦК РКП(б) документ «Перспективы работы Коммунистического Интернационала в Анатолии21». Он был предельно откровенен: «9/10 всех восстаний, имевших место за последние 5 лет в мусульманских странах Востока, выставляли лозунг возрождения халифата. Причина этой зависимости, - отмечалось в документе, - между борьбой за освобождение от власти Антанты и стремлением к возрождению халифата кроется в том, что по извечной традиции участие в выборах халифа могут принимать лишь свободные мусульманские страны. Вот почему борьба за халифат неизменно превращается в борьбу за низвержение ига Антанты». Далее автор документа подчеркивал: «Англия великолепно учитывает опасность этой зависимости и предусмотрительно пытается приручить движение “за халифат” в своих интересах… Но пока Англии не удалось уловить движение в свои сети».
С. Брике-Бестужев не скрывал, что «халифат вообще является фактором реакционным». Но он, как и все большевистское руководство, был прагматиком: «Но он будет вдвойне, втройне реакционной силой, если идейное и организационное руководство им заполучит Англия (здесь и далее подчеркнуто в тексте - Д. А., Г. К.). И - наоборот, - продолжал он, - халифат, не находящийся в руках Англии, уже по одному этому направлен против Англии». Наконец, следовал вывод: «Не приходится говорить, что халифат, находящийся под косвенным влиянием Коминтерна, является в современной обстановке силой выдающегося революционного значения, имея в виду объединение и поднятие многомиллионных отсталых мусульманских масс против Антанты. Завладеть или просто вырвать из рук (Англии - Д. А., Г. К.) халифат явится на Востоке для Коминтерна победой». Здесь же выдвигалась задача: «необходим всемусульманский конгресс», который, как подчеркивалось в цитируемом документе, «будет существенным дополнением к Бакинскому съезду (I съезд трудящихся Востока в Баку. - Д. А., Г. К.), вовлекая широчайшие массы Востока … зовя их, правда, за отсталые лозунги, но во имя объективно революционных целей борьбы против Антанты»22.
В свою очередь, завязывая первые межгосударственные контакты с (в той или иной мере) независимыми странами арабского мира, советские руководители стремились опереться на выходцев из российской мусульманской среды, ставших последователями «коммунистической веры». Возникшая в 1923 г. возможность установления прямых дипломатических связей с Королевством Хиджаз23 (впервые в советской ближневосточной дипломатической практике) поставила перед сотрудниками Yародного комиссариата иностранных дел вопрос о кандидатуре будущего советского представителя в этой стране.
29 декабря 1923 г. глава советского внешнеполитического ведомства Г. В. Чичерин обратился со специальным запросом в аппарат одного из членов высшего эшелона советской политической элиты того времени Л. М. Кагановича. В запросе, в частности, говорилось: «В Геджас, где находится Мекка, желательно послать нашим представителем мусульманина. Не можете ли указать мусульманского товарища, который был бы подходящим для этой цели?». Запрос сопровождал список возможных кандидатов, включавший (ставшего в конечном итоге этим представителем, а в дальнейшем и главой советской дипломатической миссии в Саудовской Аравии) Карима Хакимова24, а также двух других коммунистов мусульманского происхождения. Он, по мнению Г. В. Чичерина, был в этом списке самым подходящим кандидатом поскольку «имел опыт» работы в сфере внешней политики, «политически вполне надежный и знает турецкий и фарсидский (язык фарси, персидский язык. - Д. А., Г. К.) языки»25. Да и сам Г. В. Чичерин не скрывал, что действия его ведомства определялись задачами, которые были поставлены перед ним советским руководством. В 1921 г. он писал по этому поводу: «Интерес мировой политики за последнее время переносится на Восток, обострился вопрос о взаимоотношениях с мусульманским миром, который мог стать нам союзником … Двинется ли мусульманский мир по пути национального движения против империализма или выступит на защиту мусульманских традиций (против СССР. - Д. А., Г. К.), опираясь на своего врага Антанту?»26.
Итак, гибкость и неоднозначность «мусульманской» составляющей линии ОГПУ в 1920 гг. (в ее качестве производного от курса партийно-государственного руководства страны) определялись разнообразными внутренними и внешними обстоятельствами, опасениями и ожиданиями. Если, как отмечалось выше, чекисты в своем большинстве и верили, что в грядущем ислам, как и другие конфессии, будет уничтожен «полностью и окончательно», то в настоящем они пока еще по чисто тактическим соображениям терпели «мусульманство» и сопровождавшие его реалии. Одновременно, осуществляя в различных регионах страны многообразные по степени своей толерантности варианты действий по отношению к местным приверженцам ислама, органы ОГПУ старались рационально использовать многие взятые ими на вооружение методы работы царской политической полиции. Чекистами, в прагматизме которых не приходится сомневаться, применялись такие выверенные многолетней практикой приемы, как внедренный с помощью «посредников» раскол в исламские духовные центры, вербовка агентуры и информаторов, распускание нужных слухов и т. д.27.
Анализ связанных с «мусульманскими делами» чекистских документов доказывает, что их авторы, освещая ислам и его реалии, были субъективны. В этих документах (как и в целом в касавшихся ислама текстах советского времени) присутствовали обычные европоцентристские утверждения, вроде «мусульманин - это фанатик», трескучая антирелигиозная риторика и вульгарно-социологические трактовки событий прошлого и настоящего бытия мусульманского мира28. Более того, знание их авторами реалий ислама порой оставляло желать лучшего. Наконец, предлагавшаяся авторами этих документов оценка событий в странах Ближнего Востока, как и действий Великобритании в этом регионе, игнорировала (впрочем, и знание этими авторами ближневосточной действительности вовсе не было адекватным) многие существенные детали и нюансы местного политического процесса. Этот процесс упрощался и схематизировался, трансформируясь в примитивное противостояние «сил реакции и прогресса», «противников» и уже проявивших себя или пока еще остающихся потенциальными «союзников» страны «диктатуры пролетариата».
Приведенная ниже подборка, включающая десять «мусульманских» документов, была подготовлена во второй половине 1926 г. Восточным отделом ОГПУ. Все эти документы появились в связи с тремя важными, хотя и различными по своему значению, событиями в жизни мусульманского сообщества вне и внутри СССР. Два первые события произошли за пределами Советского Союза - Каирский и Мекканский мусульманские конгрессы, проведенные соответственно в мае и июне 1926 г. Третье же (упоминаемое в следующих далее документах) - съезд мусульман Внутренней России, Сибири и Казахстана, состоявшийся в конце октября 1926 г.29В большинстве случаев публикуемые материалы не были точно датированы (кроме документа № 8, подписанного 13 сентября 1926 г.). Однако можно предположить, что все они составлялись не ранее произошедшего в июне 1926 г. Мекканского конгресса, то есть в начале второй половины 1926 г. (исходная временная дата их появления). Конечная же дата составления этих документов может быть точно установлена - 8 октября 1926 г., когда, судя по дате сопроводительного представления, весь блок этих «исламских» материалов был отправлен из ВООГПУ в Агитационно-пропагандистский отдел ЦК ВКП(б)30.
________________________________________________
Сер. "Ислам в России и Евразии", Вып. 1
Вступительная статья, составление и комментарии Д.Ю. Арапова и Г.Г. Косача
Издательский дом Марджани, 2010, 152 с., ISBN 978-5-903715-18-3.
via "uylenshpigel"
Читать:
http://www.idmedina.ru/books/islamic/?1403 Торрент:
-
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3658193-
http://book.libertorrent.com/viewtopic.php?t=21952________________________________________________
Начало. К Окончанию:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2862010.html