Сверхестественные дамы: Апсары, Гурии, Пери, Суккубы

May 15, 2010 05:48



Апсара (санскр. अप्सरस्, apsara, «многоводная») - полубогиня в индуистской мифологии, дух облаков или воды (ср. с нимфой в греческой мифологии). Изображалась в виде прекрасной женщины, одетой в богатые одежды и драгоценности. В ведической мифологии - жена или возлюбленная гандхарвы. При переходе в индуистскую мифологию приобрела функцию небесной танцовщицы и куртизанки. Ублажает павших героев в раю Индры.

Происхождение А. в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне» упоминается, что А. возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам, наиболее знаменитых А. (таких как Менака, Урваши, Тилоттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число А. колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. А., находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения асуров или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.
_________________________________________________________


Гурия (араб. حورية‎‎- «черноокая, глазами подобная газели») - в арабской мифологии - любовница праведника в раю.

Основные эпитеты: приснодева (Коран 55:56), полногрудая (Коран 78:33) и черноокая (Коран 56:22). В роскошных, вечнозелёных садах Г. возлежат на зеленых подушках в шатрах (Коран 55:70-76), в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство.

Коран решительно противопоставляет Г. другим небесным существам - ангелам, запрещая называть ангелов женскими именами (Коран 37:150; 53:27). Г. происходят из земных женщин ("дочерей глины"). Некоторые земные пары сохранят свой союз и в посмертном существовании, когда муж станет праведником, а жена - его гурией.

По мнению некоторых богословов, Г. подобны красивым женщинам тридцатилетнего возраста. Первой Г. стала Хавва - жена Адама.

Г. бесплодны (Тирмизи, Джаннат 23, 2566). В некоторых хадисах указывается, что у каждого праведника будет по 72 Г., в других - по нескольку тысяч.
_________________________________________________________


Пери - в персидской мифологии - сверхъестественное существо в образе прекрасной женщины с крыльями, произошедшей от павших ангелов, охраняющее людей от злых духов. П. нередко покровительствуют людям; в мифологии лакцев, аварцев, лезгин, цахуров П. - духи, покровительствующие избранному ими человеку. Согласно широко распространённым в прошлом поверьям, П. влюбляются в человека, вступают с ним в интимные отношения. Мужчина, не принявший любви П., наказывается болезнью. Своего избранника П. награждают способностью изгонять злых духов, предугадывать судьбу, излечивать болезни.

В «Авесте» П.- паирика - злокозненные существа женского пола. Выделяются паирика - персонификации отрицательных явлений, например засухи и неурожая, паирика-крыса - демон чувственности. Существовал миф о паирика, жившей в лесу в образе собаки. Когда герой разрубает её, появляются две собаки и т. д. Другие паирика имели человеческий образ и своей красотой обманывали или обольщали людей и героев. Вместе с тем образ П. имел положительную нагрузку, ср. зороастрийское жреческое имя Парик. В средневековой персидско-таджикской поэзии изобилуют положительные значения слова «П.»; П. бывает невидимкой, а когда появляется - «очень красива и мила», очаровывает (в этом качестве образ П. вошёл в европейскую литературу), иногда творит добро, но способна и лишить сознания, разума. Колдуны (парибанд, париафсой) призывают на помощь П. или изгоняют их.
Образ П. сохранился в мифологиях таджиков, в т.ч. памирских; афганцев, персов, белуджей и др., проник к дардоязычным и тюркоязычным народам. П. у таджиков выступают в антропоморфном и зооморфном обликах. Доброжелательные П. являются в виде красивых птиц, бобра или неядовитой, белой и жёлтой, змеи, а злые - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в т.ч. хищных, зверей, в частности тигра. В антропоморфном облике доброжелательные П.- красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины, причастные отправлению культа, злые П. имеют отталкивающую наружность и грязную одежду. У П. есть свой «шах», старшие и т. д. Они вступают в сексуальную связь с людьми, от таких браков рождаются необыкновенные люди. П. могут уносить с собой людей и летать с ними по воздуху. Мужчины - избранники П., становятся шаманами, а сами П. выступают как шаманские духи-помощники.

По верованиям казахов, шайтаны бесполы и не могут продолжать род свой сами, без помощи людей, поэтому они оборачиваются П. и приходят к сбившимся с пути путникам или просто расположившимся на ночлег мужчинам, чтобы обрести потомство. Но мужчина после ночи, проведенной с П., сходит с ума до конца дней своих. Самое известное у казахов место, где опасно оставаться на ночь - это Кортогай или Чарынский Каньён. Считалось, что встреча в дороге к вечеру или глубокой ночью с одинокой женщиной не к добру; и лучше скакать, покуда она не отстанет. И еще, нельзя оставаться на открытой местности на ночевку, лучше найти Кумбез (мавзолей предков) и остаться там до утра.
_________________________________________________________


Суккуба (от лат. succuba, наложница) - в средневековых легендах демоница, посещающая ночью молодых мужчин и вызывающая у них сладострастные сны. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко. Для именования этого класса существ использовалось другое латинское слово: succubus, которое относится к мужскому роду. Вероятно, это связано с тем, что демонологи считали суккубу Дьяволом в женском обличье. Часто описывается как молодая привлекательная женщина, однако, имеющая когтистые стопы ног и, иногда, перепончатые крылья.

Невозможно однозначно причислить суккубов к злым или добрым демонам, поскольку сказания о них разнятся. Разумеется, церковь видела в суккубах слуг Дьявола или даже самого Сатану, принявшего женский облик. Поэтому мы обнаружим множество историй, в которых суккуб рисуется как безобразная ведьма или демоница, медленно выпивающая жизненные силы своих любовников-жертв, отчего их иногда отождествляют с вампирами.

Тем не менее, в ранних сообщениях суккуб предстаёт существом желанным, а не ужасным. Пожалуй, самой интересной из таких историй является легенда, поведанная Уолтером Мапесом в «De Nugis Curialium» (около 1185) о папе Сильвестре II (999 - 1003). Согласно этой легенде ещё юный, будущий папа встретил однажды девушку удивительной красоты по имени Меридиана, которая обещала молодому человеку богатство и свои магические услуги, если тот согласится быть с нею. Юноша согласился; каждую ночь наслаждался он обществом своей таинственной любовницы, а между тем его социальное положение быстро менялось: юноша стал архиепископом Реймса, кардиналом, архиепископом Равенны, и, наконец, папой.
__________________________________________________
http://www.diary.ru/~Fiolette/p52402648.htm

рим, гурия, араб, пери, индия, иран, коран, зелёный, европа

Previous post Next post
Up