Психофизические приёмы приведения себя в экстаз у всех народов более или менее одинаковы: с внешней стороны они у христианских подвижников почти те же, что и у индусских отшельников. Но далеко не безразлично, производится ли этот "выход из себя" как результат напряжённого молитвенного устремления к Богу, или - ради любопытства и с целью приобрести магическую силу.
В первом случае самое молитвенное устремление является мощным орудием защиты против происков сатаны, нападающего на незащищённую телесной оболочкой душу, и некоторой гарантией божественного источника испытываемых душой откровений и видений.
Во втором - незащищённая душа почти наверняка попадает в сети дьявола, и откровения, полученные ею, имеют сатанинский, а не божественный источник.
Таким образом, приходится признать, что значительная часть, даже большинство мистических откровений, полученных религиозными вождями разных народов земного шара, имеют сатанинское происхождение, и прежде чем пытаться синтезировать их с результатами миcтического опыта христианских подвижников и с учениями Отцов Церкви, следует тщательно испытывать, по заповеди апостола Иоанна "от Бога ли они?".
__________________________________
... представление о мире как о поле действия прихоти и произвола борющихся друг с другом чудотворцев противоречило явному факту правильности течения явлений природы, общей стройности мироздания. Этот факт предполагает существование какого-то божественного субстрата мироздания, и старый брахманизм думал найти его в идее Брахмы. Слово brahman (средн. р.) собственно значит "богослужение". Мы уже говорили о том, что богослужение обоготворялось в ведийскую эпоху, принимая иногда образ "бога" Brhaspati или Brahmanaspati, играющего роль божественного жреца и в этой роли конкурирующего с Агни.
В эпоху старого брахманизма, когда жертвоприношение и связанные с ними аскетические упражнения получили значение самостоятельного космического фактора и источника магической силы людей и богов, понятие Брахмы приобрело новое и особенно важное значение:
- из источника магической силы оно превращается
- в источник бытия, наконец,
- в какой-то "резервуар бытия",
- в субстанцию, обладающую полнотой бытия.
- Брахма смешивается с Атманом (atman), то есть с мировой душой.
Предполагается, что всё существующее в мире непременно заключает в себе частицу этого Брахмы, вне которого никакого бытия нет. Всё существующее преходяще - животные, люди, боги, весь мир - то создаётся, то разрушается, то вновь создаётся.
Возникновение мира с населяющими его зверями, людьми и богами подобно дню Брахмы, разрушение всего этого - ночи Брахмы. Эти "дни" и "ночи" сменяют друг друга, а Брахма остаётся.
Его бытие не похоже на бытие других существ, ибо он не имеет ни чувств, ни мыслей, он как бы спит без сновидений.
Нельзя сказать, чтобы в эпоху старого брахманизма идея Брахмы отличалась большой отчётливостью. Во всяком случае, в эту эпоху Брахма есть главным образом отвлечённое понятие ("абсолютное бытие", "субстанция"), а не антропоморфная или вообще разумная личность, хотя зачатки персонификации и связанного с ней обоготворения уже замечаются. Идея Брахмы как общего источника бытия всего существующего, в том числе и богов, притом источника, так сказать, пассивного, является доминирующей идеей брахманизма.
При нравственном развенчании богов, поставленных на одну доску с людьми, Брахма явился суррогатом абсолютного Бога, но именно суррогатом, ибо никакой нравственной сущности идея Брахмы в себе не заключала и брахма есть "жизненное начало", а не живая личность.
С идеей Брахмы и с нравственным развенчанием богов связан и другой знаменательный фактор этой эпохи - учение о переселении душ. Уничтожив принципиальную грань между богом и человеком, брахманизм должен был естественно уничтожить и другую грань - между человеком и животным. Учение о том, что всё живущее в мире создано из одного и того же материала, из субстанции Брахмы, ещё облегчало уничтожение этой грани. Корни учения о переселении душ лежат, может быть, в далёком прошлом, в пережитках анимизма и тотемизма. Но в Ведах нет никаких указаний на это учение, и как систематическое учение оно вступает впервые в эпоху старого брахманизма в связи с главной новой идеей этой эпохи с идеей Брахмы.
Согласно этой идее, душа есть часть Брахмы. Она соединяется с телом, оторвавшись от своего источника, но в конце концов должна вернуться к этому источнику и вновь раствориться в Брахме. Но для этого ей надо пройти разные стадии развития, чтобы очиститься от связи с материей.
Стадии развития души точно устанавливаются:
- cначала она живёт в червях и других подобных животных,
- потом переселяется в тела более почётных зверей,
- наконец попадает в тело человека низшей касты,
- после его смерти - в представителя следующей касты и т.д.,
- вплоть до представителя высшей касты жрецов (брахмана);
- после смерти этого последнего происходит "освобождение" (moksha) от связи с материей,
- и душа растворяется в Брахме.
Так происходит дело при наилучшем стечении обстоятельств. Порядок, однако, нарушается, если душа во время одного из своих воплощений совершит преступление.
_____________________________________
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/Tryb/_Rel_IndHrist.php О Трубецком:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87