Харис Исхаков, "Ислам в творчестве А.С. Пушкина"

Dec 09, 2009 10:37


Встреча поэта с миром Ислама произошла во время его путешествий
- по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии
- Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в молитвы, наблюдал и размышлял о мусульманах.
- Отсюда его поэмы:
--- «Кавказский пленник»
--- «Бахчисарайский фонтан»
--- «Подражания Корану»

Светлое отношение Пушкина к Востоку, Исламу и Пророку Мухаммаду удивило современников<.
- «Слог восточный был для меня образцом, - писал Пушкин поэту Денису Давыдову,
- сколько возможно нам, благоразумным, холодным европейцам»
- Друзья и знакомые называли его «апостолом Мухаммада»,
- писали об его арабских (?) предках Ганнибалах.

Само название поэмы - «Кавказский пленник»
- предвидение прискорбных событий в Чечне, настоящих «кавказских пленников»
- Концовка «Черкесской песни» - «Чеченец ходит за рекой» - вошла в поговорку
- означающую любую опасность для человека
- Оправдалась и его «печаль» о нынешней Грузии

Одноименные произведения создали воевавшие на Кавказе М. Лермонтов и Л. Толстой
- Оба гения в разной форме повторяли мысль Пушкина о необходимости понимания
- что «нельзя вечно жить вооруженным, в постоянной тревоге набегов, этому должно положить конец
- Но придет время, и мы заживем мирно и дружно».

Эпиграфом к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкин взял слова персидского поэта Саади
- «Многие, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, а другие странствуют далече»

- о совершении хаджа в Мекку,
- о Рае - награде погибшему воину:
Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед?
Блажен факир, узревший Мекку,
На старости печальных лет.

Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему на встречу дева Рая
С улыбкой страстной полетит.
______________________________________________

ПОДРАЖАНИЯ КОРАНУ

1. В первой части «Подражаний Корану»
- строки о ниспослании Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, Сияющего Корана,
- о могуществе Творца,
- милости и любви Бога к Пророку, мир ему и благословение
- и к верующим в Судный день и Рай:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянусь Я утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул Я тебя,
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не Я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не Я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и Мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

Слова «Люби сирот» навеяны сурой «Подаяние»
- Это память о заботе Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, о детях погибших мусульман
- пример следования вере.
- Слова «Мой Коран» вновь подчеркивают характер ниспосланности Священного Корана Пророку Мухаммада
- мир ему и благословение, Всевышним.

2. Вторая часть «Подражаний»
- посвящена женам и жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение
О жены чистые Пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины

Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!

А вы, о, гости Магомета!
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить Пророка Моего.

В паренье дум благочестивых,
не любит он велеречивых,
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых.

«Жены пророка! Вы не то, что все другие жены
если вы богобоязненны, то не будьте слишком ласковы в словах ваших,
чтобы в том, у кого в сердце болезнь, не было желания на вас;
говорите разговором хорошим»
- сказано в Коране.

Первая жена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, вдова Хадиджа
- была старше его на пятнадцать лет
- Она первой уверовала в его пророческую миссию, став первой мусульманкой
--- При ней Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, не брал себе других жен
- После ее смерти его женами были дочь первого халифа Абу Бакра Айша
--- запомнившая более тысячи хадисов о том, как поступал Пророк, мир ему и благословение, в том или ином случае
--- что он говорил по тому или иному поводу
- были ещё вдовы погибших братьев
- сестра одного из могущественных его противников, впоследствии принявшего Ислам.

3. В основу третьей части «Подражаний»
- положены суры «Нахмурился», «Хадж», «Падающие»
- Она начинается с явления слепого человека:
Смутясь, нахмурился Пророк,
Слепца послышав приближенье:
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан
Тебе, Пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не пробуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился?
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что Бог и умертвит
И воскресит его - по воле
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.

И все пред Бога притекут
Обезображенные страхом,
И нечестивые падут
Покрыты пламенем и прахом.

Последние 2 четверостишия навеяны многими аятами, например:
«В тот день, как вы Eго увидите,
каждая кормящая забудет того, кого кормила,
а каждая обладательница ноши сложит свою ношу.
И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны.
Но наказание Аллаха - сильно»
- (22:2).

4. Четвертая часть «Подражаний»
- перелагает аят:
«Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его
за то, что Аллах дал ему власть?
Вот сказал Ибрахим: 'Господь мой оживляет и умерщвляет'.
Сказал тот: 'И я оживляю и умерщвляю'.
Сказал Ибрахим: 'Вот Аллах выводит солнце с Востока,
выведи же его с Запада'.
И смущен был тот, который не верил:
Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!».

В пересказе Пушкина:
С Тобою древле, о Всесильный,
Могучий, состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но Ты, Господь, его смирил.

Ты рек: Я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На все подъята длань Моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С Тобою, Боже, равен я.

Но смолкла похвальба пророка
От слова гнева Твоего:
Подъемлю солнце Я с Востока;
С Заката подыми его!

5. В пятой части «Подражаний»
- первые два четверостишия посвящены Творцу и Его могуществу:
Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны Тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.

Зажег Ты солнце во вселенной,
Да светит небу и Земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; Он Могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.

Он Милосерд: Он Магомету
Открыл Сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету
И да падет с очей туман.

Пушкинский эпитет «Сияющий Коран» дополняет известные определения Последнего Писания:
«Ясный, Благородный, Славный, Мудрый».

Слова «небесный Коран» содержат ответ противникам Ислама, отрицающим ниспослание Священного Корана Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение.
Слова «да притечем и мы ко свету» отражают идею мирной сущности Ислама. Слово «притечем» повторяет слово второго стиха «стекаясь».
«Притечем!». Как реки впадают в моря, так и люди вливаются в умму мусульман из среды иудеев, христиан, атеистов и язычников.
«Притечем», чтоб «пал с очей туман».
А слово «Свет» является и именем Всевышнего Аллаха, и названием суры, содержащей следующие слова:
«Аллах - Свет небес и земли… Свет на свете!
Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…»

Вытекает эта песня из суры «Ибрахим»:
«Я Аллах - Видящий. Книга, которую Мы ниспослали тебе,
дабы мог ты вывести по соизволению их Господа из тьмы на свет,
на путь Могущественного, Достохвального».

6. Шестая часть "Подражаний Корану"
- посвящена погибшим на поле брани с язычниками и идолопоклонниками
- В ней - о Рае, ожидающем погибших.

7. В седьмой части "Подражаний Корану"
- Пушкин перелагает суру Корана «Семейство Имрана».
- Она начинается с обращения к Пророку, мир ему и благословение: «Восстань!»
- Да, к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, родившемуся в Мекке,
- где с незапамятных времен жили язычники, иудеи, христиане
- проповедовать новую религию - значит восстать!
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.

Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!

До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную Книгу
До утра читай!

- «В пещере твоей» - в пещере горы Хира, где долгое время молился Пророк Мухаммад, мир ему и благословение
- ночью 24 числа месяца рамадана 610 г. по воле Всевышнего Аллаха
- явился ему ангел Джибраил с «Небесной Книгой», о чем слова суры «Ночь Свершения».
- Как и Пророк Мухаммад, мир ему и благословение,
- как и старцы-пустынники, говорившие: «когда один - я с Богом»
- Пушкин чтил «студенческую келью» Лицея, «маленький грот» в Гурзуфе, «большой серый грот» в Каменке,
- хранил «внутреннюю келью своего сердца» в пещере со «святой лампадой»

B имении Михайловском явились Пушкину и «Подражания Корану» и такие стихи:
В пещере тайной, в день гоненья,
Читал я сладостный Коран;
Внезапно ангел утешенья,
Взлетев, принес мне талисман.

Его таинственная сила…
Слова святыя начертила
На нем безвестная рука.

8. Восьмая часть "Подражаний Корану"
- это молитва на слова «люби сирот», приведенные в первом стихе,
- о чем звучат аяты многих сур, например «Подаяния»:
Торгуя совестью пред бледной нищетою
Не сыпь своих даров расчетливой рукою:
Щедрота полная угодна небесам
В День грозного Суда, подобно ниве тучной,
О сеятель благополучный!
Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
Вручая нищему скупое подаяние,
Сжимаешь ты свою завистливую длань, -
Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что с камня дождь обильный,
Исчезнет - Господом отверженная дань.

- Сиротство коснулось пророков Моисея и Мухаммада, мир им обоим:
«В Откровении матери Моисея Мы сказали:
вскорми его и, когда ты убоишься за него, кинь его в море.
Не бойся, не печалься, Мы возвратим его к тебе и сделаем его посланником».

- Отец Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, умер еще до его рождения.
- 6-месячным ребенком он был взят на воспитание в племя кочевников.
- В 6 лет он потерял мать.

Закят или подаяние - не милостыня и не любезность для сирот и бедных, это налог братства.
- Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых.
- Имущество человека - достояние Аллаха:
«Если знаете в них доброе, наделите их чем-нибудь из своего имущества, каким наделил вас Господь».
- Милостыня - это и доброе слово, и сочувствие в горе, и любая помощь или услуга.
- «Поэтому у бедняка не меньше возможности подавать милостыню, чем у богача. И в этом они равны».

9. Последняя, девятая часть «Подражаний»
- навеяна 2-ой сурой Корана (2:261).
- В ней о слабости путника, «роптавшем на Бога»,
- о милости к нему «Владыки небес и земли»:
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой;
И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость,
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он далее пускается в путь.

Долгое время после пушкинского стихотворения «Талисман»
- в Крыму были в ходу были аналогичные талисманы
- или лубочные картинки, изображающие «красивую татарскую девочку в нарядной национальной одежде,
- передающей в дар своей подруге кольцо талисман»:
Там, где море вечно плещет,
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,

Где в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
Сохрани мой талисман -
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.

В бурю, в грозный ураган
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников Пророка
Он тебе не покорит.

И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран.
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют вдруг тебя:

Милый друг! От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измен, от забвенья
Сохранит мой талисман.

Язычники Мекки утверждали, что Коран, якобы представляет собой стихи, сочиненные Мухаммадом
- мир ему и благословение
- К ним и их последователям обращены слова Аллаха:
«Да, они говорят: он - путаница сновидений. Он выдумал его; он - поэт».
- и слова Пушкина:
Они твердили, пусть виденья
Толкует хитрый Магомет,
Они ума его творения,
Его ль нам слушать - он поэт!

Тема Ислама не покидала Пушкина
- Не раз в Коране и хадисах звучит, что словам и деяниям предшествуют намерения человека
- Отсюда пушкинские слова («Борис Годунов»):
Твои слова, деяния судят люди,
Намеренья Единый видит Бог.

В рукописи «Евгения Онегина» также были слова:
В Коране много мыслей здравых,
Вот, например: "Пред каждым сном
Молись; беги путей лукавых,
Чти Бога и не спорь с глупцом"

- И в конце стихотворения «Памятник» тоже звучит: «И не оспоривай глупца»

Вспомним строки пушкинского «Пророка»:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстную водвинул.

- Эта идея явно навеяна Кораном:
«Разве не расширили Мы тебе грудь
и не избавили тебя от ноши твоей»

- хадисом о Пророке Мухаммаде, мир ему и благосвение,
--- кому ангелы раскрыли грудь и вынули и очистили сердце снегом и,
--- вложив его в грудь, удалились.

- Завершающие слова исповеди автора и призыва Бога: «Восстань, Пророк…»
- повторяют слова, обращенные к Мухаммаду, мир ему и благословение,
- в начале 7-й части поэмы: «Восстань, боязливый»

Пушкин называл себя "угадчиком"
- ибо Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, был последним Посланником Всевышнего Творца
- Может быть, он первым из пророков муз назвал Ислам мировой религией
_____________________________
Журнал "Ислам"
http://www.islam.ru/newmuslim/izvestn/pushkin/

ислам, толстой, мекка, фонтан, хадж, наказание, лермонтов, пророк, чечня, кавказ, пушкин, литерадуроведение, грузия, ураган, коран, крым, плен, пещера, поэзия, магомет

Previous post Next post
Up