Пари, Пери, Пэри

Feb 18, 2009 13:26

в иранской мифологии один из духов. Термин "П." этимологически восходит к реконструируемому индоевропейскому:
- "пер" - "производить на свет, рожать", или
- "пеле" - "наполнять".

В «Авесте» П. - "паирика" - злокозненные существа женского пола.
Тиштрйа сражается с паирика небес, "захватывает паирика, которые падают, словно выстреленные звёзды, между небом и землёй" («Яшт» VIII 8).
Митра после захода солнца "сокрушает паирика" («Яшт» Х 26).
В "Бундахишне" (5, 25) "воровка" Мушпар П. (авест. "Муш паирика", "мышь-П.",
«Ясна» XVI 8) в образе летучей мыши пожелала затмить свет солнца и луны, но была одолена солнцем, присоединившим её к своему сиянию.
Известны запретительные формулы против паирика, приближающихся к огню, воде, скоту и растениям («Видевдат» II 9).
Выделяются:
- паирика - персонификации отрицательных явлений, например засухи и неурожая,
- паирика-крыса - демон чувственности.
- Существовал миф о паирика, жившей в лесу в образе собаки. Когда герой разрубает её, появляются две собаки и т. д.
- Другие паирика имели человеческий образ и своей красотой обманывали или обольщали людей и героев.

Вместе с тем, образ П. имел и положительную нагрузку:
- зороастрийское жреческое имя Парик.
- в средневековой персидско-таджикской поэзии изобилуют положительные значения слова П.
- П. бывает невидимкой, а когда появляется - "очень красива и мила", очаровывает
- в этом качестве образ П. вошёл и в европейскую литературу,
- иногда творит добро, но способна и лишить сознания, разума
- Колдуны (парибанд, париафсой) призывают на помощь П. или изгоняют их.

Образ П. сохранился в преданиях таджиков, в т.ч. памирских, афганцев, персов, белуджей и др., проник к дардоязычным и тюркоязычным народам:
- П. у таджиков выступают в антропоморфном и зооморфном обликах.
- добрые П. являются в виде красивых птиц, бобра или неядовитой, белой и жёлтой, змеи,
- злые - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в т.ч. хищных, зверей, в частности тигра.

В антропоморфном облике П. бывают:
- добрые:
--- красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или
--- мужчины, причастные отправлению культа,
- злые: имеют отталкивающую наружность и грязную одежду.
- У П. есть свой «шах», старшие и т. д.
- Они вступают в сексуальную связь с людьми, от таких браков рождаются необыкновенные люди.
- П. могут уносить с собой людей и летать с ними по воздуху.
- Мужчины - избранники П., становятся шаманами, а сами П. выступают как шаманские духи-помощники.
- П. в таджикском фольклоре нередко связаны с горными козлами (козами) и деревьями
на Ближ. и Ср. Востоке с глубочайшей древности популярна мифологема:
дерево - П. - козёл/сатир.
- В одном из селений Бартанга (Памир) жители считали себя потомками охотника Байга и П., разводившей горных коз. Когда Байг, за которым следовал его односельчанин с собакой, возвращался к П. из селения, П. и её родственницы доили коз. Испуганные козы разбежались, молоко пролилось, а разгневанная П. покинула мужа.
- В Гильгите П. считаются воплощениями богини Маркум - владелицы горных козлов (иногда и баранов), помогающей при родах, хранящей мать и дитя.
- К архаическому слою представлений о П. относится также их ночной характер и утрата ими активности при свете дня,
- Связь П. с водой - источником плодородия (таджикские, памирские, персидские верования) и
- с цветами, они падают изо рта П., когда она смеётся (памирские верования).

Б.А. Литвинский
____________________________________________

У тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и Поволжья П.- один из духов.
Чаще всего представлялись в человеческом образе (как мужчин, так и женщин),
но считалось, что они могут также принимать вид голубя, других животных, пламени и т.п.
Иногда П., выступая в человеческом облике, имеют и некоторые зооморфные черты (напр., представляются девушками с птичьими ногами).

Образ П. восходит к древним пластам иранской мифологии, и упоминается уже в тюркских литературных памятниках 11 в. («Кудатку-билиг»). В большинстве мифов П. благосклонны к людям, в человеческом облике вступают в любовную связь с ними, похищают молодых женщин и девушек. Некоторые П. считались жёнами героя Кёр-оглы (Ага-Юнус в туркменских и таджикских вариантах эпоса, Юнис-пари, Мискал-пари и Гюльнар-пари - в узбекских вариантах).

По представлениям турок, П. рассказывают людям, с которыми состоят в любовной связи, о судьбе пропавшего человека, животного, вещи и т.п.; западносибирских татар - помогают по дому.
Однако П. могут приносить и вред, известно представление о них как враждебной силе
(напр., духи джин-пери у киргизов, казахов, татар Поволжья, тобольских татар и отчасти узбеков).
У большинства народов Средней Азии П.- также главные духи - помощники шаманов, составляющие их «войско» [Абдуррахман-ав-пари (начальник «войска»), Джунус (Юнус)-пари, Юлдуз-пари, Кундуз-пари, Мискал-пари; Рахман-пари, Мулла-пари и др.].

Туркменско-узбекское название шамана «порхан» и таджикско-уйгурское «парихон» означают "отчитывающий П.". У уйгуров шаманский сеанс называется «пари уйнатмак», букв. «заставить П. играть». Шаманский дар у узбеков и таджиков нередко объяснялся сексуальной связью человека с П. С утверждением ислама П. стали делиться на мусульман и «неверных» (кафир), иногда выделялись П. индуисты и иудаисты.

В некоторых мифах П. имеют связь с водной стихией, существует даже их особая разновидность - водяные П. (у узбеков - су пари, азербайджанцев - су пяриси, туркмен - сув-периси и т. д.), имеющие характер «хозяек воды». В Поволжье П. обычно сближаются с дэвами и объединяются с ними в единый образ (духи дню пэрие), иногда выступают и как самостоятельные персонажи (ср. башкирских духов - хозяев ветров пярей).

В.Н. Басилов.
___________________________________________________________
В низшей мифологии лакцев, аварцев, лезгин, цахуров П.- духи, покровительствующие избранному ими человеку. Выступают в облике красивых женщин. Согласно широко распространённым в прошлом поверьям, П. влюбляются в человека, вступают с ним в любовную связь. Мужчина, не принявший любви П., наказывается болезнью. Своего избранника П. награждают способностью изгонять злых духов, предугадывать судьбу, излечивать болезни.
В лакском эпосе П.- избранница нартов Бархху и Арин, живёт на вершине снежной горы во дворце из хрусталя. В лиро-эпической любовной песне аварцев и лакцев герой полюбил Парил Мисиду («золотая дочь П.»), обитающую в хрустальном дворце румского царя.

X.X.
___________________________________________________
Источник:
"Мифологический словарь", Гл.ред. Е.М. Мелетинский, М., 'Советская энциклопедия', 1990 г., 672 с.
http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s26/a002681.shtml

пери, миф, иран

Previous post Next post
Up