Ральф Уолдо Эмерсон, "Доверие к себе", 1841

Dec 13, 2008 06:17



В духовной жизни каждого человека наступает такой момент, когдa он приходит к убеждению
- что зависть порождается невежеством;
- что подражание - самоубийство;
- что человек, хочет он того или нет, должен примириться с собой, как и c назначенным ему уделом;
- что какими бы благами ни изобиловала вселенная, хлеба насущного ему не найти,
- коль скоро он не будет прилежно возделывать отведенный ему клочок земли.
- что силы, заложенные в нем, не имеют подобных в природе,
- и лишь ему самому дано узнать, на что он способен,
- а это не прояснится, пока он не испытает себя.

Верь себе!
- Нет сердца, которое не откликнулось бы на зов этой струны.
- Прими то место, которое было найдено для тебя Божественным провидением,
- прими общество своих современников и связь событий.
- Так всегда поступали великие люди;
- как дети, они отдавались во власть гения своих юных лет,
- невольно тем признавая, что их сердце - вместилище абсолютно истинного и надежного,
- что истина действует через их посредство и проникает все их существование

Мы же - взрослые мужи, и нам следует совершенно осознанно принять ту же трансцендентную судьбу
- и станем мы не нищими духом,
- не калеками, забившимися в защищенный от ветров уголок,
- не трусами, панически страшащимися потрясений,
- но проводниками человечества, его спасителями и благодетелями,
- подчинившими себя Всемогущему и вступившими в бой против Хаоса и Тьмы.

Повсюду общество состоит в заговоре, направленном против мужества людей, входящих в него
- Общество - это акционерная компания,
- где держатели акций, чтобы надежнее обеспечить кусок хлеба каждому пайщику,
- согласились пожертвовать для этого свободой и культурой
- и собственной, и тех, ради кого они стараются.
- Несамостоятельность духа - здесь добродетель, на которую самый большой спрос,
- а доверие к себе - предмет отвращения.
- Общество не любит правды и творчества;
- оно предпочитает им ничего не значащие слова и условности.

Кто жаждет стать человеком, должен обладать самостоятельностью духа.
- Тот, кому суждено пожать неувядающие лавры, не должен слепо верить вo благо
- лишь потому, что оно почитается благом;
- он призван сам убедиться, действительно ли это - благо.
- В конечном счете священно лишь одно - неповторимость твоего собственного духовного мира.
- Отпусти грехи свои самому себе, и ты получишь право простить весь мир.

Мне вспоминается, как я, совсем юнцом, беседовал со своим весьма достопочтенным наставником
- который имел обыкновение докучать мне обветшалой церковной премудростью
- Я спросил его: "Вы говорите, что традиции священны;
- как же в таком случае поступать мне, если я живу только своим внутренним миром?"
- Он возразил: "Но ведь если так, твои побуждения могут быть лишь низменными, а не возвышенными".
- На что я ответил: "Я вовсе не считаю их низменными".

Ибо для меня священным могут быть лишь те законы, которые диктует мне моя природа
- Добро и зло - не более чем пустые слова,
- которые не составит ни малейшего труда приложить к чему угодно;
- правильно только то, что отвечает моей природе,
- неверно - все, что ей противно.
- С чем бы ни сталкивался человек, пусть он ведет себя так, словно все несущественно и эфемерно, кроме него самого

Мне стыдно думать о том, с какой легкостью капитулируем мы
- перед знаками отличия и лишенными смысла титулами,
- перед обществом и косными институтами.
- Всякий умеющий себя вести и складно говорить воздействуют на меня,
- выбивает меня из колеи больше чем допустимо.
- Я должен жить честно, быть полон жизни, всегда и всем говорить правду, какой бы она ни была.
- Если в одеждах благожелательности выступают злоба и тщеславие, неужели мириться с этим?

Если кипящий яростью фанатик прикрывается служением, разве я не имею права сказать ему:
- "Друг мой, научись любить собственных детей,
- любить работника, которого ты нанял напилить дров,
- научись скромности и доброжелательности, обогати себя этими достоинствами
- и не стремись скрасить свое слишком явное и не ведающее жалости честолюбие
- этой уж очень подозрительной нежностью к чернокожим, что живут за тысячу миль от нас.
- Твоя любовь к чужедальнему отдает злостью по отношению к своему и родному"

Да, это прозвучало зло, неприятно, но истина прекраснее, чем поддельная любовь.
- Доброта должна быть не лишена известной твердости, иначе это не доброта.
- Когда проповедуют любовь, в которой излишне много хныканья и слезливости,
- в противодействие надо учить ненависти.

Если же ты подчиняешься обычаям, утратившим в твоих глазах смысл
- ты поступаешь неверно, прежде всего потому, что
- тем самым впустую растрачиваешь отпущенные тебе силы.
- Ты теряешь время и позволяешь стереться своеобразным чертам твоего характера.
- Допустим, что ты состоишь прихожанином изжившей себя церкви,
- или жертвуешь что-то лишенному цели библейскому обществу,
- или голосуешь за правительство или против него лишь потому, что так голосует большинство,
- или накрываешь на стол, как прижимистая экономка,
- за всеми этими масками уже нелегко разглядеть, что же ты, в сущности, представляешь собой как человек.
- И разумеется, все это в определенной мере лишает тебя сил, необходимых для настоящей жизни.

Но займись работой над собой, и я буду знать, кто ты
- Займись своей работой, и у тебя появится новые силы.
- Давно пора понять, что, капитулируя перед обычаями,
- ты проявляешь не больше зоркости, чем играя в жмурки.

Если я знаю, к какой партии ты принадлежишь, мне наперед известно любое твое суждение
- Вот священник возвещает, что свою проповедь он посвятит доказательству необходимости того или иного церковного института.
- Да разве я не знаю еще до того, как он заговорит, что нет ни малейшей надежды услышать от него хоть одно-единственное новое, небанальное слово?
- Так вот, большинство людей придумали ту или иную повязку себе на глаза и накрепко привязали к какой-нибудь группе,
- придерживающейся только одной точки зрения.
- Человек, пораженный духом несамостоятельности, не просто кривит душой в определенных случаях;
- он не прав не в отдельных частностях, а во всем.
- Любая истина, если она изрекается им, уже не вполне истина;
- когда они говорят "два" - это на деле не два, и четыре это - не четыре;
- и какое бы слово от них ни исходило, оно вызывает у нас досаду;
- мы не знаем, как приступить к исправлению таких людей.

Человек - существо боязливое, вечно оправдывающееся
- он больше не осмеливается сказать "я думаю" и "я убежден",
- но прикрывается авторитетом какого-нибудь святого или знаменитого мудреца.
- Ему должно быть стыдно при виде побега травы или розы в цвету.

Розы, растущие у меня под окном, не оправдывают свое существование
- ни тем, что до них здесь тоже росли розы,
- ни тем, что бывают и более красивые экземпляры;
- они то, что они есть, они живут сегодня и живут вместе с Богом.
- Для них не существует времени.
- Существует просто роза, и она совершенна во всякий момент своей жизни.
- Прежде чем пробьется листок, приходит в движение вся жизнь;
- в распустившемся цветке не больше жизни, чем в первом побеге,
- и в голых корнях под землей - не меньше.
- Природа этого растения удовлетворена,
- и оно одиноко удовлетворяeт природу в любой миг своего существования.

Но человек всегда погружен в воспоминания
- он вечно что-то откладывает;
- он не живет в настоящем, но,
- отводя от него взор, отдается сожалениям о прошлом
- либо, не замечая рассыпанных вокруг него богатств,
- встает на цыпочки и вытягивает шею, чтобы разглядеть будущее.
- Но он не будет ни счастливым, ни сильным,
- пока тоже не станет жить с природой в настоящем, поднявшись над временем.

Будем же больше доверять себе:
- нетрудно увидеть, что это должно привести к перевороту во всей деятельности,
- во всех взаимоотношениях людей,
- и в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят,
- их образе жизни и знакомствах,
- их отношениях к собственности,
- в философских воззрения.

Какие молитвы возносят люди!
- То, что они называют священным, на деле не назвать даже просто смелым и достойным.
- Молитва устремлена в иные края и просит добавления извне,
- которое должно появиться вместе с какой-то извне позаимствованной добродетелью;
- молитва исчезает в нескончаемых лабиринтах рассуждений о естественном и сверхъестественном,
- об открытом через чье-то посредство или чудотворном.
- Если в молитве просят добиться той или иной частной цели,
- просят чего угодно, кроме вселенского добра, это порочно.
- Молитва - это созерцание фактов жизни с самой высокой точки наблюдения.
- Молитва - это монолог созерцающей и ликующей души.
- Молитва - это голос Бога, говорящий, что все, им созданное, хорошо.
- Ложны и те молитвы, которые полны сетований.
- Недовольство проистекает из недостаточного доверия к себе, это болезнь воли.
- Сетуй на напасти, если тем можно помочь страждущему,
- если нет, займись делом, и бедствие от этого станет уже не таким непоправимым.

Итак, поставь себе на службу все, что называют судьбой.
- Большинство людей играют с ней в азартную игру,
- и с каждым поворотом ее колеса кто-то приобретает все на свете, а кто-то все теряет,
- но ты научись считать эти приобретения незаконными и не стремись к ним,
- ты отдайся служения Делу и Пользе, этим канцлерам Всевышнего.
- Отдайся Воле, трудись, приобретай, и ты сумеешь сковать движение колеса Случая
- и не будешь страшиться нового его поворота.
- Когда тебе удается одержать победу на политическом поприще,
- когда ты добиваешься повышения своих доходов,
- когда кто-то болел у тебя дома и выздоровел,
- когда вернулся долго отсутствующий друг,
- когда произошло какое-нибудь другое приятное событие,
- тебя охватывает радость,
- ты мнишь, что впереди тебя ждет прекрасная пора.
- Не верь этому.
- Никто не вселит в твою душу мира, кроме тебя самого.
- Ничто не вселит в душу твою мира, кроме полной победы твоих принципов.
______________________________________
(в сокращении)
http://unityway.net/russian/art/ems1.htm
Original: http://www.nationalcenter.org/SelfReliance.html

гармония, самоуправление, бог, невежда, будущее, человек, молитва, американа, эго, фаллосопея, хаос, судьба, общество, дух, роза, зависть, вера, величье, суеверие, прошлое, природа, память

Previous post Next post
Up