Мухиба Талатжановна Махмаджанова, "РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖАЛОЛУДДИНА РУМИ" - Часть 5

Oct 28, 2008 03:02

Окончание. К предыдущей части: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1856501.html
________________________________________________
Понятие любви в этике Руми

является одним из важнейших этических понятий, которое является также средством Богопознания и самопознания человека. В отличие от западного понимания любви, определяемого как «чувство, трудно поддающееся формальному определению, характеризующееся высшей эмоциональной и духовной напряженностью и основанной на открытии максимальной ценности человека», в исламе и суфизме данное понятие трактуется иначе.

Суфизм рассматривает любовь как:
- основную составную часть доктрины единства сущего: Любви, Любящего и Возлюбленного.
- Они составляют одно единое - любовь к Возлюбленному.
- Ее нельзя понять умом, так как разум бессилен перед этим чувством.
- Ее качества - это покровы Сущности, включенные в эту сущность.
- Ее величие - это Тот, кто любит ее красоту, и
- ее красота является частью данного Величия.
- Любовь направлена сама на себя и сосредоточена лишь на себе.
- Каждое мгновение Любовь поднимает вуаль с лица влюбленного и в это время возникает новая песня любви.
- Она собственным языком шепчет собственный секрет в собственное ухо, и слышит свои собственные слова.
- Своими глазами видит красоту свою, демонстрируемую самому себе и становится ежесекундно свидетелем своим.

Мавлоно Руми считает любовь важнейшей проблемой суфизма, без осмысления которой не возможно понять сути суфийского учения. Любовь есть понятие, которое трудно объяснить, и может притча о слоне и слепцах, заимствованная Мавлоно у Санои, является лучшей иллюстрацией различных мнений и трактовок, когда кто-то стал уподоблять слона букве «дол», а другой букве «алиф».

Слово «ишк» (любовь, на фарси) появилось из арабского «ашк» - прилипчивый, пристающий и относится к растению вьюн или плющ, которые прилепляясь к стволу другого дерева, обвивают его и высосав все соки данного дерева, в конце концов уничтожают его.

Это качество совершенно идентично чувству любви, которое вселившись в сердце человека, становится роковым и приводит к увяданию и умиранию. У Мавлоно любовь является основой его суфийского учения, ключом тайны состояний, мысли и наследия.[221] Сам он подчеркивает, что его Маснави начинается с определения любви и заканчивается темой любви, и подобно размышлениям влюбленных, не имеет покоя, порядка и уравновешенности.[222]

Источником любви в сердце человека является взаимное притяжение, которое есть в сердце изначально. Это притяжение является врожденным и существует в сердце с рождения:
- Оно из притяжения ("джазб")
- перерастает в «мехр» - привязанность и
- «мухаббат» - любовь.
Мавлоно видит в любви преобразующую и совершенствующую силу. Любовь возвышает человека и унижает его, что зависит от степени его моральной подготовленности к любви.[225]

Мавлоно полагаeт, что лишь только Бог достоин любви своего раба. В Коране любовь раба и Господина обозначаются словами «хуб» и «мухаббат» (и их производными), в связи с чем можно утверждать, что любовь является на ряду с другими качествами Бога, вечным качеством.

Любовь является причиной сотворения мира и суфии в доказательство этого, ссылаются на «Хадиси Канз», в соответствии с которым, считают любовь причиной активности и целью бытия:
- «ﻒﺮﻋن۱ تﭙﺑﺤﺂﻓ» является свидетельством активности, а
- ﻒﺮﺀﺁ ﯽﻜﻟو - указывает на цель сотворения мира.
Подобно этому, Мавлоно считает мир созданным из любви и для любви.[228]

Мавлоно поясняет, что любовь пронизывает всё бытие, сущее и проистекает в нем. Нет в мире ничего, что бы не испытало воздействия любви.[229]
К свойствам любви Мавлоно относит также то, что именно любовь может решать проблемы бытия, ибо проблемы бытия и проблемы любви, они суть проблемы Бога. Поэтому Любовь является астролябией тайн Бога.[230]

В «Фихи» Мавлоно пишет:
"если бы была душа у глиняной чаши, то она была бы влюблена в гончара и она бы с ним имела любовные игры.
А сейчас, когда эта глиняная чаша создана, некоторые говорят, что ее нужно так и так ставить на скатерть.
А некоторые говорят, что ее нужно мыть изнутри,
другие говорят, что ее нужно очищать снаружи,
третьи считают, что необходимо держать в чистоте запретные места,
а четвертые, что она не достойна очищения.
В общем-то разногласия лишь в этих вопросах,
а то, что чашa эта создана и она ему принадлежит, принимается всеми и это не вызывает споров."

Данная трактовка любви ведет к универсальности Бога, когда абсолютным монизмом отвергается различие религий и остается лишь любовь к Богу. Руми описывает следующие стадии любви:
- «джазб» - притяжение, где проявляются усиление чувства и всё большая направленность их к объекту любви.
- «мехр» - привязанность - является более высокой степенью, чем «джазб»; затем эти чувства перерастают в
- «мухаббат» - человеческую любовь, которая считается истиной, выше которой только
- "ишк" - любовь к Богу.
- Мавлоно же полагает, что всякая любовь, даже земная, - вид божественной любви
и исследователи считают данный факт его собственным вкладом в развитие теории любви.[232]

Любовь:
- всепоглощающая сила, ибо полностью овладевает умом, чувствами и телом влюбленного.
- Она превращает раба - в «совершенного человека»,
- она чрезвычайно требовательна,
- требует бесконечной работы души - полировки сердца.
- Любовь начинается для Мавлоно со скорби и печали.
- Она олицетворяется в песне свирели, скорбящей о потерянном первичном бытии.

Мавлоно под термином «отказ от разума» понимает:
отказ от материальных преград, воздвигаемых рациональными доводами,
которые считает ничем иным, как земными привязанностями человека.
В подобной точке зрения Мавлоно налицо:
- выдвижение этических принципов на пути достижения своего идеала
- то есть, полное отречение от земных привязанностей.
- Вместе с тем, эта позиция не разрушает существовавшие моральные ценности.
- Она лишь добавляет к ним новое отношение - хочет, чтобы человеку были очевидны духовные ценности - вечные и нетленные,
- взамен земных соблазнов - временных и непрочных.
Такими соблазнами он считает:
- красоту женщин,
- земные красоты,
- желания и т.д.
Он считает, что:
- страсть существует для того, чтобы от нее воздержаться,
- полностью же от неё освободиться не возможно.
Любовь и страсть находятся в борьбе и единстве, каждая из них является условием существования другой и каждая проявляется в противодействии своему антиподу.

Любовь Джалолуддина Руми тесно связана с другими понятиями этики. Она считается основой духовного совершенствования путника и подразумевает единство всех положительных моральных качеств в человеке. Из понятия «любовь» он выводит поведенческую этику суфия. Так, влюбленный никогда не в состоянии грубить и обижать кого-либо, для него дорога не только возлюбленная, но и всё её окружение.

Что касается проблемы свободы воли и идеи непротивления злу насилием

Мавлоно через любовь приходит к доктрине непротивления злу насилием - всеобщей и всепроникающей любви Бога и человека. Она является сущностью гуманизма Руми. Любовь переполняет суфия глубокой нежностью к человеку и через это - ко всему человечеству, как к высшему творению Бога. Это чувство исключает всякую воинственность.

В своих этических воззрениях Джалолуддин Руми немалое внимание уделяет проблеме свободы воли. Одилов Н.Ф. считает, что этика Руми логически вытекает из его учения о свободе воли человека.[241]

Свобода воли представляет собой этическую социальную категорию подразумевающую возможность человека поступать в соответствии с собственным желанием и волей, свободу его в решении различных вопросов. Она связана с понятием воли.

В этической концепции Джалолуддина Руми проблема свободы соприкасается с проблемой определения роли и места человека в мироздании.

Утвердив центром и целью мироздания человека, он приходит к выводу, что человек не может быть игрушкой в руках у провидения, что он способен выбирать свой путь в жизни. По Мавлоно путник соприкасается с вопросом свободы воли с самого начала пути. Он добровольно отказывается от своей собственной телесной и духовной свободы и отдает себя в руки наставнику - пиру. Он выбирает путь умерщвления своих страстей, одним из составляющих которых является воля. Путник должен полностью передать свою волю в руки наставнику, без этого процесс совершенствования души не возможен.
Мавлоно считает каждого разумного человека обязанным использовать рассудок в выборе действия. Он подчеркивает, что Бог дает толчок к действию, а человек должен используя знания и опыт вершить свою жизнь.

Веротерпимость Мавлоно снискала глубокое уважение. Мавлоно на личном опыте показывал, как следует жить человеку, считающемуся достигшим совершенства и уничтожившему в себе никчемные земные качества: чувство религиозной розни, фанатизм, презрение к людям других религий, наций и народов.[252]
В этическом учении Джалолуддина Руми прослеживается концепция непротиводействия злу, терпения, толерантности негативным проявлениям людей, к причиненному злу, всепрощения, которая названа нами условно «не противление злу насилием». Суфии считали устойчивость и непротивление к проявлениям зла положительным качеством путника, связываяе ее с упованием и «суфийским безволием», как качество «совершенного человека».

Терпение, проповедуемое мистиками, несотворение зла в любой форме, отношение ко злу, как к испытанию, ответ добром на зло, составляют гуманную основу этики суфизма, в последующих течениях приобретает форму этической теории. Данная теория так же имеет глубокое социальное значение и смысл, как - то привлечение людей к труду, ремеслу, полезной жизнедеятельности, отрицание безделья, которые, несомненно, являясь прогрессивными аспектами его этических воззрений, обеспечивали популярность учения мавлавия в народе.

Высокие моральные качества совершенного человека позволяют ему оценивать свой духовный уровень:
- «шохи баланд» - высокая ветвь, которая отличается от других веток своим развитием и устремленностью вверх, к Богу.
- «высокие ветви» на дереве единения - "тавхид", полны плодов единения - «пур аз меваи тавхид»,
- они - постигшие тайну зрелости, готовности приносить плоды, узнавшие, как эти плоды наполняются зрелостью, а это всё - суть, образное выражение процесса перерождения, совершенствования духа, его прогресса.
- Они с одной стороны ощущают единство своей собственной души с общим Богом, с другой стороны - своё единство с человечеством.

Человек в данном случае имеет не индивидуальные, частные, единичные параметры, а приобретает глобальность, став универсальным человеком, составной частью человечества. Этот призыв - свидетельство совершенного человека о своих познаниях, о том, что он видит всех людей равными, едиными, он знает о силе и недостатках человека и осознаёт его мощь, поэтому имеет силы не творить зла.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ приведены ВЫВОДЫ
по основным положениям исследования
Взгляды Джалолуддина Руми на:
- бытие и его формы,
- общество и нравственность
представляют собой форму суфийской философской мысли в лучших традициях её теории, выраженной в концентрации внимания на человека.

С этой точки зрения представления Руми о человеке и его обществе:
- стали основой концепции глобального понятия человечество и
- создали почву для развития антропоцентрического взгляда на мир.

Суфийские представления стали основой «раскрепощающих» линий в философии и культуре мусульманского Востока.
Величайшие мыслители новейшего времени черпали и черпают в суфизме идеи, оправдывающие и поддерживающие активный, динамичный подход к жизни. Именно подобные аспекты наследия Джалолуддина Руми привлекали и привлекают внимание к его творчеству видных поэтов и мыслителей с мировым именем - Данте и Гёте, Гегеля, Ж.П. Сартра, Х. Ортега-и-Гассета и др.

Мавлоно рассматривает бытие с позиции монистического принципа единства бытия в свете теории “вахдати вуджуд” Ибн Араби. Между тем, в его концепции “вахдати вуджуд” проводится умеренная линия, разработанная и развитая хорасанским суфизмом и его видными представителями Абулмаджидом Санои и Фаридуддином Аттором.

Бог, в представлениях Джалолуддина Руми, является трансцендентным, в силу того, что мир является отражением Бога и имманентным человеку и миру, ибо Бог - внутри каждого из нас и ближе к нам, чем яремная вена. В связи с этим, можно сделать вывод, что онтологические представления Мавлоно Джалолуддина Руми четче вписываются в каноны хорасанского и нишапурского направлений суфизма. На этой основе Джалолуддин Руми закладывает основы и теоретическую базу суфийского ордена мавлавия.

В связи со своей концепцией миропорядка Мавлоно развивает:
- теорию диалектического развития мира
- в рамках концепции «вахдати вуджуд»,
- центральной из проблем которой является человек:
--- центр вселенной,
--- причина и венeц творения
- Человек, по мнению Мавлоно, является единственным творением Бога, которому посилен интеллектуальный труд,
- делающий возможным не только получение знаний о Боге, но и
- возможность самому познавать Его.
- Мавлоно обосновывает доктрину исключительной миссии, места и роли человека в мироздании:
мир создан Богом ради человека, на которого возложена миссия Богопознания.
- В связи с этим, можно утверждать, что не только этика Мавлоно, но и вся его философия являются антропоцентричными.

Теория Богопознания Мавлоно изложена в рамках теории «вахдат-и-вуджуд», которая в данной части обосновывает возможность и невозможность познания Бога и мира человеком. Мавлоно совершенно очевидно, что Богопознание невозможно без человекопознания, которые являются важными этапами в познании мира, познавая себя и открывая в себе сокровенные божественные качества и свойства, заложенные в нем изначально Богом, но сокрытые от него, дабы стимулировать в нем самом, познающие силы, человек приходит к Богопознанию, приобретает возможность раскрыть в себе свойства и качества, скрытые в нем на стадии человекопознания, познав Бога, человек возвращается к себе в виде Совершенного человека.

Совершенный человек представляет собой конечную грань совершенства человека и мира, в котором предполагается беспредельность. По выражению Руми снимается различие между «Ты» и «Я», полностью растворяется человеческое «Эго» в Божественной Истине. Вместе с тем, миссия человека не завершается достижением данной стадии, человек должен стать предводителем человечества и вести его к Богу и Богопознанию, это и есть пророки, ведущие человечество к развитию, спасая его от уничтожения.
В его воззрениях некоторые вопросы религии и философии решаются в пользу свободы личности, Джалолуддин Руми считает человека венцом творения и повелителем своей воли и чувств, способен осмыслить свои нравственные недостатки, корректирует их, поэтому и человек приравнивается к Богу.

Этические воззрения Руми имеют универсальные и суфийские параметры. По существовавшей суфийской философской традиции в Средние века, Мавлоно разделяет этическое учение на несколько разделов:
- социальный,
- семейный и
- суфийский.
Руми касается всех вопросов этики суфия, в форме притч рассматривая различные практические поведенческие ситуации. В его этике ощущается живой анализ поведения современников, из жизни которых он черпал материал для своих наставлений.

Адолат - справедливость - понимается Мавлоно, как категория нравственной оценки личности, предполагающая правомочность поступка с позиции намерения совершить зло. Она существует в 2-х видах:
- абсолютная, божественная и
- относительная - людская.
Особенную важность этого качества он подчеркивает для царей и правителей, которые должны править в соответствии с земными и божественными законами и не причинять насилие и гнет своим подопечным. «Справедливость преимущество и удел царей» - считает Мавлоно Руми. А суфии должны отрешиться от вопроса справедливости, ибо они должны воспринимать этот мир как воплощение Абсолютно справедливого Бога.

Мавлоно не принимает успокоения в жизни и его кредо - движение. Лишь после смерти человек может себе позволить успокоение от земных и неземных забот, не стремиться ни к чему, поэтому Мавлоно показывает, а иногда противопоставляет два значения смерти - универсальную и индивидуальную. Он учит бережно относиться к каждой человеческой жизни, к каждой ее минуте.

«Совершенный человек» определяется Мавлоно как:
- зеркало отражения Бога,
- наичистейшее существо на свете,
- но не абстрактная идея.
- приравнивается к пророкам и "полюсам"(кутбам) - святым, приближенным к Богу.
- считается избранником Бога.
- является наставником праведных,
- проводником путников пути и истины.

Одной из важных категорий этики Мавлоно является любовь, которая:
- считается также средством познания истины
- мир полон любви,
- всё имеет влечение друг к другу,
- это влечение миру подарено Богом.
- великая преобразующая сила,
- является причиной возникновения всего,
- многокрасочна как мир и
- содержит все эмоции, и
- радость и страдание.
- средство закалки характера и
- мост для соединения с единой Душой

В этических взглядах Джалолуддина Руми закладываются основы учения:
- «не обижай и не обижайся» - «маранчу маранчон» или
- «непротивления злу насилием»,
- которое развито в последующем, в этических теориях многих суфийских течений.
- Проповедуя совершенствование души и избавление от недостатков - негативных качеств,
- Руми приходит к решению, что зло нельзя уничтожить злом.
- Эта тема стала традиционной для такого течения суфизма, как накшбандия,
этика представителей которого была выражена в девизах:
--- «дил ба ёр, даст ба кор» ("Сердце в любви, руки в труде"),
--- «дил ба хак, тан ба халк»,
--- «дар зохир ба кор, дар ботин бо ёр»
- составила основу социального учения суфизма и приобрела социальное значение.

Учение Джалолуддина Руми о любви к человеку:
- провозглашение его совершеннейшим творением,
- основa его гуманистических идей.
- Вся этическая мысль Руми пронизана уважением к человеку,
- признанием его силы и возможностей,
- всевышней его роли и приоритета над творениями Вселенной,
- идеями о не причинении вреда и зла человеку.
- Гуманизм Руми стал основой и причиной его немеркнущего авторитета, любви народа к его творчеству, а его этические воззрения наполнил прогрессивным идеями, ставшими достойны вкладом в развитие этической мысли народов Востока.

Именно эти аспекты учения Джалолуддина Руми, ярчайшего представителя суфизма ХIII века, на протяжении веков приковывают пристальное внимание, интерес ученых и любителей мудрости мира к его жизни, творчеству и воззрениям.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Мулохизоте чанд рочеъ ба ахлоки Чалолуддин Руми.// Известия АНРТ.-Серия: философия и право, № 1-2. Душанбе, 1992 - с.24-32;
2. Тамаддуни башардустона дар тасавуфи давраи сомониён //Фалсафа дар ахди сомониён. Душанбе, 1999. - с. 215-225;
3. Назарияи инсони комил дар андешахои Чалолуддин Руми//Известия АНРТ, - серия: философия и право. Душанбе, 1995. 1 ч.ч.;
4. Этические воззрения Джалолуддина Руми// Душанбе, Деваштич. 2001. -175 стр.
5. Масъалаи инсон дар рубоиёти Умари Хайём.// Умари Хайём. Хаким, Олим ва Адиб 2002. 0,5 ч.ч;
6. Символизм в воззрениях Носира Хусрава и Джалолуддина Руми Носири Хусрав.// Дируз, Имруз. Фардо Худжанд,2005 -с. 181 - 188;
7. Ибн Араби и Джалолуддин Руми, //Известия АНРТ,-серия: философия и право. №3 Душанбе 2007. 1,5 п.л.
8. Теория «вуджудизма» в воззрениях Мавлоно Руми. //Народная газета. 2007 1,5 п.л.
9. Философия Джалолуддина Руми, Душанбе, Дониш, 2007. 15 пл.
_________________________________
Окончание. K Части 1: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1855779.html
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filosof/MaxmadzhonovaMT.doc
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filosof/15-12-2008/MakhmadzhanovaMT.doc
_________________________________
Другие Таджыцкие дисеры по Руми:
Мариям Джамаловна Мекерова, "Суфизм - Мистико-Аскетическое Течение в Мусульманской Культуре" - http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1125195.html

Хуршеддон Махшулович Зиёев, "Суфийский Орден Мавлавия и его Философия (ХШ - начало ХХ вв.)" - http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1109955.html

руми, таджикистан, rumi, соблазн, дисер, фаллосопея, суфизм, наука, бытиё

Previous post Next post
Up