Алексей Хисматулин: "Силсила типа увайси"

Jun 30, 2008 17:34

Статус независимой силсилы обретает в Хваджаган традиция увайси, уходящая корнями в доисламский период и
- воспринятая исламским мистицизмом во всех регионах своего распространения.

В домусульманской Центральной Азии данная традиция, скорее всего, была известна под названием бурхийа
- по имени ее основателя баба Бурха.

В исламе ее стали называть по имени йеменского современника Пророка - Увайса ал-Карани
- который, ни разу не встречавшись с Мухаммадом,
- был инициирован, как считается, его духом.

Суть традиции увайси заключается в отсутствии земного наставника и наличии наставника-духа из почивших пророков и «святых»:
- Среди последних, как правило, можно встретить ал-Хидра/Хизра,
- относимого мусульманской историей к родовому колену одного из сыновей пророка Нуха (Ноя)
- Саму (Симу) - родоначальнику всех семитов.

Центрально-азиатская версия происхождения Хизра
- в передаче Фасл ал-хитаб Мухаммада Парса и Абдалийа Йакуба Чархи,
- наделяя первого куньей Абу-л-Аббас,
- связывая через 3-х передатчиков с Нухом и
- называя пророка Илйаса его дядей,
- выглядит весьма условной: Малакан б. Билийан / Илийан б. Шаман б. Сам б. Нух.

Арабо-язычная мусульманская традиция
- туманно называя имя,
- отводит ему более определенное место среди потомков Малакана и Фалига (Фалек):
- Билийа/Илийа б. Малакан б. Фалиг б. Абир (Евер) б. Шалих (Сала) б. Арфахшад (Арфаксад) б. Сам б. Нух.

Наряду с другими шайхами «центральной» силсилы
- 2 ее ключевых звена - ал-Гидждувани и Накшбанд
- отчетливо соотносятся с традицией увайси:
--- первый, благодаря общению с Хизром,
--- становится основоположником практики тихого богопоминания (зикр-и хафи),
--- второй, общением с духом ал-Гидждувани,
--- приблизительно спустя полтора века
--- возрождает эту практику и так же, как ал-Гидждувани в свое время,
--- делает ее отличительным признаком своей общины.
______________________________________
"Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования)": в "Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912-1998)" / Сост. и отв. редактор А. А. Хисматулин. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - 394 с. - (Азиатика).
http://www.orientalstudies.ru/z_islamology/res/b_sufizm_v_cazii.html

ислам, хызр, зикр, суфизм, силсила

Previous post Next post
Up