Продолжение. К Началу - Авеста: иные книги Авесты (после Гат). Часть 1:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1689030.html_________________________________________________________
ПОЭТИКА АВЕСТЫ
Материальной основой мифологической и героико-эпической поэзии Авесты служила социально-экономическая жизнь племен, союзов племен и древних народностей Средней Азии и Ирана периода перехода к классовому обществу и государству.
В Авесте мы встречаемся уже не только с зачатками поэзии, как в архаических слоях памятника, а с богатым, могучим в своей первобытной красоте и страстности поэтическим творчеством различных иранских племен.
Искусство и поэзия этого периода отмечены:
- прежде всего ростом самосознания человека в первобытнообщинном строе.
- Если прежде в архаических поэтических представлениях человек растворяется в естественной стихии, в животном царстве, то
- в этой новой поэзии:
--- очеловечивается природа,
--- очеловечиваются стихии и божества,
--- создаются, по словам Ф. Энгельса, «самые разнообразные и пестрые олицетворения»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 328).
- Поэзия подымается до обожествления человека-титана, богатыря, который наделяется стихийной, сверхъестественной силой.
- Поэтически олицетворенная природа воплощается в мифологические образы целого сонма человекоподобных божеств (Митра, Ардвисура и др.),
- а обобщенные исторические реминисценции - в этические образы плеяды богатырей-дэвоборцев, которые сокрушают злые божества (дэвов и драконов), выступающие в звероподобном обличии.
- Между царством света и царством мрака, воинство которого составляет сонм звероподобных злых демонов, идет непрекращающаяся борьба, и
- в ней принимает решительное, а порою даже решающее участие человек-богатырь.
- Лишь впоследствии эта, преисполненная подлинного первобытного драматизма борьба,
(благодаря жреческо-зороастрийской канонизации) стала уделом двух верховных божеств - Ахуры Мазда и Ангро-Маньо (в греческой передаче Ормузда и Аримана).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ АВЕСТЫ
В художественном отношении мифологическая и эпическая поэзия представляла собой большой шаг вперед по сравнению с поэзией, отразившей ранние представления людей первобытнообщинного строя. Это было уже развившееся на базе роста и усложнения общественного труда, выделившееся в отдельную, особую форму общественного сознания поэтическое искусство в развитых художественных формах.
Поэтическому искусству теперь присущ своеобразный стиль, причудливо сочетавший:
- героическую монументальность,
- необузданное фантастическое обобщение
- с правдивым изображением жизненных и бытовых деталей.
Будучи одной из важнейших форм общественного сознания в переходный период от родового строя к классовому обществу и государству,
древнеиранская мифологическая и героико-эпическая поэзия включала в себя также элементы, связанные с:
- развитием классовых отношений и
- влиянием аристократической и жреческой верхушки.
ДРЕВНЕЙШИЕ ИСТОКИ ПОЭТИКИ АВЕСТЫ
Изучение поэтической формы Авесты вплотную подводит нас к вопросу о древнейших истоках поэтики иранских народов. Существенные черты поэтики Авесты сближают ее:
- с одной стороны с ведической поэзией,
- а с другой с иранским фольклором.
Уже на первом этапе развития древнеиранской литературы (по III в. Н.Э. вкл.) в ней появилась одна ее существенная особенность, которая в еще большей мере сказалась на следующем этапе (IV-VIII вв.), - синтетичность.
Складываясь, как и каждая большая литература, автохтонно, древнеиранская литература с самого, начала вобрала в себя элементы древних культур народов-соседей:
- Культ премудрого Мазда, определивший маздаистское содержание зороастрийской проповеди, возник и первоначально сложился в среде хеттов и урартийцев.
- Индо-иранские связи, восходящие к глубокой древности доведической и ведической эпохи, пронизывают все произведения раннего этапа древнеиранской литературы.
Они отразились:
--- и в общих элементах индийских и иранских космогонических мифов,
--- и в сходных принципах древней поэтики,
--- и в системе поляризации добра и зла, которая впоследствии и отделила друг от друга обе культуры: (у индийцев добро олицетворяют высшие божества - дэвы, а зло - коварные божества - асуры; у иранцев же наоборот: добро - высшее божество Ахура, а зло - коварные дэвы).
В период господства Ахеменидов иранская культура впитала в себя так много из наследия Ассирии и Вавилонии, что ее можно признать их прямой преемницей.
Наконец, весьма интенсивными были и связи Древнего Ирана с древнеиудейской культурой.
Последующее рассмотрение более позднего этапа иранской литературы позволит полнее определить ее роль во взаимовлиянии культур Древности.
__________________________________________________
"История всемирной литературы в 9 томах", АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983, тoм 1 "Классические Литературы Древнего мира", гл. 2.3 "Древнеиранская литература", с. 262 - 271
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl1/vl1-2622.htmОКОНЧАНИЕ