ЗИКР

Feb 12, 2008 22:07

(араб. "упоминание", "память") - в исламе (см.) - поминание как прославление имени Бога. Как отмечает О. Ф. Акимушкин, зикр ("з.") означает:
а) поминание имени Бога;
б) призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывных рецитаций молитвы;
в) ритуал и технику отправления поминания.

Слово "З." часто встречается в Коране (см.), ранние авторитеты (Сахл ат-Тустари, ал-Халладж и ал-Калабази) особо выделяли З., считая его столпом, на котором зиждется весь мистический жизненный Путь человека, поскольку регулярное отправление З. приводило "путника" в состояние приближения к Богу и погруженности в него.

На этом этапе суфизма (см.) З. понимается как особый способ поминания имени (имен) Бога, как сопутствующий метод психологического воздействия на "ищущего" с целью подготовки его к постижению Божественной сущности. С появлением и развитием суфийских братств (кон. 12-14 в.) З. превращается в сложный обряд, ритуал которого тщательно разрабатывался в соответствующих наставлениях.

Для отправления З. было необходимо:
- овладеть особыми ритмизованными движениями,
- знать регламентированную позу,
- уметь осуществлять предписанный контроль за дыханием на выдохе и вдохе с целью концентрации сознания и координирование движений тела с мысленным повторением или произнесением вслух формулы З.,
- которую следовало произносить направленной в особые части тела в сочетании с задержкой дыхания.

Наряду с организационной структурой З. стал главным отличительным признаком братств суфиев. З. отправлялся либо громким голосом, либо тихим. Сторонники обеих практик опирались на Коран (17:110).
В братствах параллельно существовали две традиции З.:
а) индивидуальный, или личный З., отправляемый уединенно в келье, с покрытой головой, громким голосом, шепотом или мысленно про себя;
б) коллективный З., отправляемый громко вслух на совместном собрании общины (обычно в ночь на пятницу) или во время радений.
Цель обоих З. одна - вызвать у суфия состояние экстатического транса. Отсюда в некоторых братствах появилась практика использования таких стимуляторов, как кофе, алкоголь, наркотики.
Чтобы не сбиться со счета регламентированного числа поминаний в формуле З. (обычно семь имен), пользовались четками. Для быстрейшего вхождения в транс был разработан целый ряд технических приемов:
голос, музыка, танец, смена ритма и частоты дыхания, положения тела, - все служило единой цели - концентрации всего существа на нескончаемом повторении имени Бога. Исключительное значение придавалось ритуалу приобщения к таинству З., во время которого шайх - глава обители - разъяснял строго конфиденциально новому члену братства формулу и методику отправления З., как личного, так и коллективного, принятого в братстве.
_____________________________________
http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0753.htm

языкознание, зикр, суфизм

Previous post Next post
Up