Бен Франклин: "О скромности"

Aug 22, 2003 18:27

Однажды, молодой Бен Франклин составил список личных достоинств, которыми он намеревался овладеть путём самовоспитания и с гордостью показал их своим друзьям. Один из друзей - квакер, указал Бену на досадный пробел, заметив, что Франклин частенько бывал виновен во грехе "гордыни" и привел примеры. Поэтому Бен добавил к своему списку "Скромность".

И до конца своих дней он постоянно тренировал это качество. "Возможно, изо всех наших природных страстей Гордыню подавить труднее других. Сколько ни прячь, ни маскируй, ни борись, ни бейся, ни побеждай, ни убивай её, доходя в этом до самых крайностей, она попрежнему жива, и будет вылезать тут и там и показывать себя во всей красе." Эта борьба с Гордыней занимала (и развлекала) его до глубокой старости. Он писал в зрелые годы: "Даже если я вдруг поверю, что полностью победил в себе Гордыню, тo наверное примусь гордится своей Скромностью."

Франклин признавал в своей юмористической манере, что он научился только "имитировать Скромность" - "мне так и не удалось погордиться сколько-нибудь заметным успехом в приобретении реальной Скромности, но я много добился в её имитации".

Демонстрируя свою так трудно уловимую скромность, Франклин стал первым из Великих Американских Имэджмэйкеров. Когда этот сбежавший из родительского дома, необразованный подросток добился богатства, он любил показать согражданам свою близость к народу, лично толкая по улице тачку с рулонами бумаги в свою типографию, хотя мог бы и нанять рабочего.
Франклин со сдержанной скромностью согласился с замечанием французской королевы Марии-Антуанетты, которая, узнав о низком происхождении Американского Посла, сказала: "Во Франции Вы бы не смогли добиться столь многого". Но не замедлил предать этот диалог гласности к выигрышу в общественном мнении как дела своей Миссии, так и личной популярности. Но к серьёзному проигрышу слабеющей французской монархии.

В молодости Франклин организовал дискуссионный клуб "Хунта" среди своих коллег-ремесленников и написал его устав, первым пунктом которого было требование "всячески демонстрировать Скромность в разговоре". Столетием позже маркиз де Токвиль написал пророческую книгу о бурно растущей Америке, предсказав, что ей суждено стать страной "руководимой организаторами масс и основателями клубов"; Франклин был первым и исторически самым значительным представителем этого рода лидеров. И хотя можно с сожалением наблюдать, как за последнее поколение манеры как гражданской, так и политической дискуссии в Штатах стали грубее, до сих пор дожили традиции Ротари клубов и разнообразных общественных комитетов, посвященных решению моральных и социальных проблем, в которых не ощущается ожесточенной межпартийной грызни. Франклин постановил, что члены клуба "Хунта" "должны излагать свои идеи в форме предположений или вопросов, демонстрируя (или по-крайней мере, имитируя) естественную любознательность, чтобы избегать противостояния с оппонентом в такой манере, которая могла бы быть воспринята им, как оскорбление". "Любая демонстрация уверенности в собственной правоте или прямое противоречие оппоненту будет наказано небольшим шуточным штрафом".

60 лет спустя, Франклин будет убеждать своих коллег - членов Конституционного Конгресса США принять подобные же правила Парламентского Поведения: "Здравомыслящие люди, которых мне удалось наблюдать в течение моей долгой жизни, редко втягивались в бесплодные дебаты, за исключением адвокатов, университетской профессуры, и разного сорта Европейских иммигрантов".

В газетной статье, озаглавленной "О Манере Разговаривать", написанной вскоре после организации клуба "Хунта", Франклин подчеркнул важность умения уступать в споре, или по-крайней мере, создавать впечатление такой уступки, другим. "В противном случае, даже самые меткие Ваши комментарии не вызывают ничего, кроме зависти или возмущения". Советы Франклина по вопросам завоевания друзей и влияния на людей читаются сегодня, как цитаты из книг Дэйла Карнеги (который многое оттуда взял): "Если Вам доведется завоевать сердце другого человека, не следует создавать даже подозрения на то, что Вы с ним играете, напротив, восхищайтесь им. Используйте любую возможность дать другим повод для демонстрации их лучших качеств, и когда Вы потакаете их тщеславию, они в свою очередь будут восхвалять Вас и предпочитать Вас всем остальным… Такова уж тщеславная природа человека, что слушание других - намного более верный способ доставить им удовольствие, чем умение хорошо говорить самому".

В 1730-е годы Франклин решил использовать свой клуб "Хунта", чтобы создать первую в Америке публичную библиотеку, выдающую книги на дом. Он понимал, что демонстрация скромности упростит процедуру сбора денег на библиотеку. Если бы он объявил эту идею своей, это неизбежно бы вызвало зависть. Поэтому он "держал себя в тени, насколько мог" и не уставал восхвалять других за эту идею. Этот метод настолько себя оправдал, что "с тех пор я всегда им пользовался в подобных случаях", писал Франклин. Он заметил, что в конце концов "люди признают твои заслуги позже, если ты сам не потребуешь их признания заранее. Поэтому небольшая жертва тшеславия вначале бывает всегда сторицей оплачена в конце".

Во время избирательной кампании 2000 года Президент Буш, критикуя уходящую Администрацию Клинтона за агрессию в Сербии, и цитируя Франклина (одного из двух не Президентов изображенных на купюрах США), сказал, что "Америке следует быть скромнее во внешней политике". События 11 Сентября изменили этот подход, Америка поняла, что ей следует быть более активной и менее политкорректной. Хотя, возможно и в этом случае Франклин мог бы задать вопрос: "А не следует ли Америке продемонстрировать побольше скромности или хотя бы создать впечатление такой демонстрации?"
_____________________________________________________________________________________
Реферат по книге Уолтера Айзиксона "Бенджамин Франклин: жизнь американца" Саймон и Шустер, 2003
Отсюда

франклин, американа, воспитание, скромность, социолухия, история

Previous post Next post
Up