Евроkультура, хуле (переплет книг в человеческую кожу)

Jul 30, 2007 03:55



То же отношение к смерти проявилось в таком распространенном явлении, как использование человеческой кожи для переплета книг, что происходило уже отнюдь не в глубоком средневековье. Сейчас об этом многие позабыли, и выражение «переплет из человеческой кожи» скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде «абажуров из кожи в Бухенвальде» и «мыла из евреев».
Но если посмотреть на пресловутые "гитлеровские абажуры" нигде не получится, ввиду их отсутствия, то прототипы этого «навета» вполне реальны.

Книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье, когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть некоторые исторические сообщения касательно написанных на человеческой коже:
- Библии XIII-ого века и
- текста "Decretals (Католическое церковное право)".

Уцелевшим же экземплярам книг, которые присутствуют сегодня в библиотеках и музеях, менее 400 лет.
Первоначально это были труды по медицине - в XVII - XIX веках медики часто заказывали для своих библиотек книги в переплетах из кожи людей, завещавших свои останки науке.
Такова, например, найденная в библиотеке Джона Хея книга коричневого цвета - классическая работа Везалия по анатомии «De Humanis Corporis Fabrica».

Если первые достоверные примеры антроподермических обложек известны с XVII-го столетия, то в дальнейшем такая практика резко возрастает во время французской Революции.
Кожа жертв этого кровожадного террора нередко использовалась его сторонниками для переплета книг (в 2003 г. такие книги, иллюстрирующие зверства якобинцев, демонстрировались в музее Нанта во Франции); среди других переплетенных в человеческую кожу документов того периода:
- копия "Декларации Прав Человека и Гражданина" и
- нескольких копий французской Конституции 1793 г.

В XIX-ом столетии своеобразная романтика книжных переплетов из человеческой кожи овладела представлениями высшего сословия, и антроподермические переплеты стали делом почти обычным. Появились своеобразные «эстеты», оформлявшие книги переплетом из человеческой кожи просто для красоты. В этом случае кожу снимали, как правило, с умерших бездомных, подкупая администрацию ночлежек или полицейских.

Именно такого рода экземпляр «Пляски смерти» хранится в университете Провиденса.
Этот сборник гравюр, изданный в Бостоне в 1892 году, год спустя был отдан владельцем в переплет известному мастеру Йозефу Заенсдорфу.
История не сохранила имени этого библиофила, который в качестве непременного условия оговорил, что переплет должен быть из человеческой кожи, однако в распоряжении историков оказалась записка самого Заенсдорфа, сообщавшего заказчику, что на переплет ушла кожа не одного, а двух человек. Мастер оправдывался тем, что у умерших в ночлежках бродяг "кожа, как правило, очень низкого качества". В связи с этим, мастер Заенсдорф изготовил обложку для книги «из наружного слоя кожи светлого оттенка», а переплет - «из более темной кожи, обработанной под замшу».

Частым предметом таких переплетов были также учебники анатомии, которые доктора и студенты медицины переплетали кожей тех трупов, которые они анатомировали. Иногда использовалась для книжных переплетов кожа казненных преступников. Первым известным примером такого подхода было переплетение словаря Сэмюэля Джонсона в кожу преступника Джеймса Джонсона после того, как последний повесился в Норидже, в 1818 г.

В музее св. Эдмундса в Суффолке, Англия, представлен более известный пример - протокол процесса над легендарным убийцей Уильямом Кордером (Мария Мартин, 1827 г., «Убийство в Красном Сарае»), переплетенный в его же кожу после исполнения приговора. Собственноручные признания другого преступника, Джорджа Уолтона (под псевдонимом Джеймса Аллена), также переплетены в его собственную кожу (хранятся в Boston Athenaeum). Уолтон сам настоял на таком завещании перед виселицей.

Среди других известных примеров подобных книг можно отметить:
- Коран в Общественной Библиотеке Кливленда, переплетенный в кожу особо набожного благоверного, согласно его завещанию;
- книгу с переводом из Вергилия, сделанным Жаком Делилем («Георгики», 2-я поэма), переплетенную кожей, тайно украденной с его трупа в морге, и
- иронично переплетенный в человеческую кожу экземпляр книги «О кожных болезнях».
________________________________
http://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell2.htm

Бонусы:
1. Из истории Французской революции:
"В Медоне... существовала кожевенная мастерская для выделки человеческих кож;
из кожи тех гильотинированных, которых находили достойными обдирания, выделывалась изумительно хорошая кожа наподобие замши...
История, оглядываясь назад... едва ли найдет в целом мире более отвратительный каннибализм...
Цивилизация все еще только внешняя оболочка, сквозь которую проглядывает дикая, дьявольская природа человека"
-- Томас Карлейль, "ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ", 1837 г.
http://www.x-libri.ru/elib/kozhn001/00000044.htm
2. Европейский каннибализм - http://hojja-nusreddin.livejournal.com/3546984.html
3. Россия и Запад: сравнительная история зверств - http://larichev.org/znakomtes-eto-evropa/?_utl_t=fb
4. Геноцид аборигенов Америки - http://scisne.net/a-77

христианство, человек, каннибализм, вергилий, завещание, кожа, жестокость, культура, европа, книга

Previous post Next post
Up