Классики и словари об олигархах и олигархии

Jul 29, 2007 06:04

ПЛАТОН - ОБ ОЛИГАРХИИ

[Олигархия]
- Следующим после [ТИМОКРАТИИ, власти почестей] государственным строем была бы, я так думаю, ОЛИГАРХИЯ.
- Как же она устанавливается?
- Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении.
- Понимаю.
- Надо ли сперва остановиться на том, как тимократия переходит в олигархию?
- Да, конечно.
- Но ведь и слепому ясно, как совершается этот переход.
- Как?
- Скопление золота у частных лиц губит тимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить,
и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними: так поступают и сами богачи, и их жены.
- Естественно.
- Затем, наблюдая, в чем кто преуспевает, и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население.
- Это также естественно.
- Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.
Разве не в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что положи их на разные чаши весов, и одно всегда будет перевешивать другое?
- Конечно.
- Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели.
- Очевидно.
- А люди всегда предаются тому, что считают ценным, и пренебрегают тем, что не ценится.
- Это так.
- Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи -
ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не пользуется почетом.
- Конечно.
- Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя:
чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже.
Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза.
Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. Разве это не верно?
- Да, верно.
- Короче говоря, так он и устанавливается.
- Да. Но какова его направленность и в чем состоит cта порочность, которая, как мы сказали, ему свойственна?
- Главный порок - это норма, на которой он основан. Посуди сам: если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он и больше способен к управлению кораблем, не допускать...
- Никуда бы не годилось такое кораблевождение!
- Так разве не то же самое и в любом деле, где требуется управление?
- Я думаю, то же самое.
- За исключением государства? Или в государстве так же?
- Еще гораздо больше, поскольку управлять им крайне трудно, а значение этого дела огромно.
- Так вот уже это было бы первым крупным недостатком олигархии.
- По-видимому.
- А разве не так важно следующее...
- Что именно?
- Да то, что подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства:
одно - государство бедняков, другое - богачей.
Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга.
- Клянусь Зевсом, этот порок не менее важен.
- Но нехорошо еще и то, что они, пожалуй, не смогут вести какую бы то ни было войну, так как неизбежно получилось бы, что олигархи, дав оружие в руки толпы, боялись бы ее больше, чем неприятеля,
либо, отказавшись от вооружения толпы, выказали бы себя подлинными олигархами даже в самом деле сражения.
Вдобавок, они не пожелали бы тратиться на войну, так как держатся за деньги.
- Это нехорошо.
- Так как же? Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут и землю обрабатывать, и деньги наживать, и нести военную службу, то есть заниматься всем сразу.
Или, по-твоему, это правильно?
- Ни в коем случае.
- Посмотри, не при таком ли именно строе разовьется величайшее из всех этих зол?
- Какое именно?
- Возможность продать все свое имущество - оно станет собственностью другого, - а продавши,
продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий,
то есть не будучи ни дельцом, ни ремесленником, ни всадником, ни гоплитом, но тем, кого называют бедняками и неимущими.
- Такой строй словно создан для этого!
- При олигархиях ничто не препятствует такому положению, иначе не были бы в них одни черезмерно богатыми, а другие совсем бедными.
- Верно.
- Взгляни еще вот на что: когда богатый человек расходует свои средства, приносит ли это хоть какую-нибудь пользу подобному государству в том смысле, как мы только что говорили?
Или это лишь видимость, будто он принадлежит к тем, кто правит, а по правде говоря, он в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту растратчик готового?
- Да, это лишь видимость, а на деле он не что иное, как расточитель.
- Если ты не возражаешь, мы скажем, что как появившийся в сотах трутень - болезнь для роя, так и подобный человек в своем доме - болезнь для государства.
- Конечно, Сократ.
- И не правда ли, Адимант, всех летающих трутней бог сотворил без жала, а вот из тех, что ходят пешком, он одним не дал жала, зато других наделил ужаснейшим.
Те, у кого жала нет, весь свой век - бедняки, а из наделенных жалом выходят те, кого кличут преступниками.
- Сущая правда.
- Значит, ясно, что, где бы ты ни увидел бедняков в государстве, там укрываются и те, что воруют, срезают кошельки, оскверняют храмы и творят много других злых дел.
- Это ясно.
- Так что же? Разве ты не замечаешь бедняков в олигархических государствах?
- Да там чуть ли не все бедны, за исключением правителей.
- Так не вправе ли мы думать, что там, с другой стороны, много и преступников, снабженных жалом и лишь насильственно сдерживаемых стараниями властей?
- Конечно, мы можем так думать.
- Не признать ли нам, что такими люди становятся там по необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным строем?
- Да, будем считать именно так.
- Вот каково олигархическое государство и сколько в нем зол (а возможно, что и еще больше).
- Да, все это примерно так.
- Пусть же этим завершится наш разбор того строя, который называют олигархией: власть в нем основана на имущественном цензе.

["Олигархический" человек]

Вслед за тем давай рассмотрим и соответствующего человека - как он складывается и каковы его свойства.
- Конечно, это надо рассмотреть.
- Его переход от тимократического склада к олигархическому совершается главным образом вот как...
- Как?
- Родившийся у него сын сперва старается подражать отцу, идет по его следам, а потом видит, что отец во всем том, что у него есть, потерпел крушение, столкнувшись неожиданно с государством, словно с подводной скалой:
это может случиться, если отец был стратегом или занимал другую какую-либо высокую должность, а затем попал под суд по навету клеветников и был приговорен к смертной казни, к изгнанию или к лишению гражданских прав и всего имущества...
- Естественно.
- Увидев все это, мой друг, пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою голову, сын в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему прежде яростный дух.
Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги.
Что ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на тот трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них Великого царя в тиаре и ожерельях, с коротким мечом за поясом?
- По-моему, да.
- А у ног этого царя, прямо на земле, он там и сям рассадит в качестве его рабов разумность и яростный дух.
Он не допустит никаких иных соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств.
Кроме богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направлено лишь на стяжательство и на все то, что к этому ведет.
- Ни одна перемена не происходит у юноши с такой быстротой и силой, как превращение любви к почестям в любовь к деньгам.
- Разве это не пример того, каким бывает человек при олигархическом строе?
- По крайней мере это пример извращения того типа человека, который соответствовал строю, предшествовавшему олигархии.
- Так давай рассмотрим, соответствует ли ей этот человек.
- Давай.
- Прежде всего сходство здесь в том, что он чрезвычайно ценит деньги.
- Конечно.
- Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.
- Безусловно.
- Ходит он замухрышкой, из всего извлекая прибыль и делая накопления; таких людей толпа одобряет. Разве черты его не напоминают подобный же государственный строй?
- По-моему, да. По крайней мере деньги чрезвычайно почитают и подобное государство, и такой человек.
- И я думаю, раз уж он такой, он не обращал внимания на свое воспитание.
- Наверное. А то бы он не поставил слепого хорегом и не оказывал бы ему особых почестей.
- Хорошо. Посмотри еще вот что: разве мы не признаем, что у него из-за недостатка воспитания cпоявляются наклонности трутня - отчасти нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их и сдерживает из предосторожности?
- Конечно.
- А знаешь, на что тебе надо взглянуть, чтобы заметить преступность таких людей?
- На что?
- На то, как они опекают сирот или вообще получают полную возможность поступать вопреки справедливости.
- Верно.
- Разве отсюда не ясно, что в других деловых отношениях такой человек, пользуясь доброй славой, поскольку его считают справедливым, с помощью остатков порядочности насильно сдерживает другие свои дурные наклонности,
хотя он и не убежден, что так будет лучше; он укрощает их не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому Что дрожит за судьбу своего имущества.
- Конечно.
- И, клянусь Зевсом, ты у многих из этих людей обнаружишь наклонности трутней, когда дело идет об издержках за чужой счет.
- Несомненно, эти наклонности у них очень сильны.
- Значит, такой человек раздираем внутренней борьбой, его единство нарушено, он раздвоен: одни вожделения берут верх над другими - по большей части лучшие над худшими.
- Да, так бывает.
- По-моему, такой человек все же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимости весьма от него далека.
- Да, мне тоже так кажется.
- И конечно, его бережливость будет препятствовать ему выступить за свой счет, когда граждане будут соревноваться в чем-либо ради победы или ради удовлетворения благородного честолюбия:
он не желает тратить деньги ради таких состязаний и славы, боясь пробудить в себе наклонность к расточительству и сделать ее своим союзником в честолюбивых устремлениях.
Воюет он поистине олигархически, с малой затратой собственных средств и потому большей частью терпит поражение, но зато остается богатым.
- И даже очень.
- Так будет ли у нас еще сомнение в том, что человека бережливого, дельца можно сопоставить с олигархическим государством?
- Нет, ничуть.
- После этого, как видно, надо рассмотреть демократию -
каким образом она возникает, а возникнув, какие имеет особенности, - чтобы познакомиться в свою очередь со свойствами человека подобного склада и вынести о нем свое суждение.
- Так по крайней мере мы продвинулись бы вперед по избранному нами пути.
- Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.
- Как ты это понимаешь?
- Да ведь при олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми, не захотят ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить свое состояние; напротив, правители будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать еще богаче и могущественнее.
- Это у них - самое главное.
- А разве не ясно, что гражданам такого государства невозможно и почитать богатство, и вместе с тем обладать рассудительностью - тут неизбежно либо то, либо другое будет у них в пренебрежении.
- Это достаточно ясно.
- В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, даже допускают ее, так что и людям вполне благородным иной раз не избежать там бедности.
- Конечно.
- В таком государстве эти люди, думаю я, сидят без дела, но зато у них есть и жало, и оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.
- Да, все это так.
- Между тем дельцы, поглощенные своими делами, по-видимому, не замечают таких людей; они приглядываются к остальным и своими денежными ссудами наносят раны тем, кто податлив; взимая проценты, во много раз превышающие первоначальный долг, они разводят в государстве множество трутней и нищих.
- И еще какое множество!
- А когда в государстве вспыхнет такого рода зло, они не пожелают его тушить с помощью запрета распоряжаться своим имуществом кто как желает и не прибегнут к приему, который устраняет всю эту беду согласно другому закону...
- Какому это?
- Тому, который следует за уже упомянутым и заставляет граждан стремиться к добродетели.
Ведь если предписать, чтобы большую часть добровольных сделок граждане заключали на свой страх и риск,
стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве меньше было бы зол, подобных только что нами указанным.
- И даже намного меньше.
- В наше время из-за подобных вещей правители именно так настроили подвластных им граждан.
Что же касается самих правителей и их окружения, то молодежь у них избалованная, ленивая телом и духом и слабая;
у нее нет выдержки ни в страданиях, ни в удовольствиях, и вообще она бездеятельна.
- Как же иначе?
- Самим же им, кроме наживы, ни до чего нет дела, а о добродетели они радеют ничуть не больше, чем бедняки.
- Да, ничуть.
- Вот каково состояние и правящих, и подвластных. Между тем они бывают бок о бок друг с другом и в путешествиях, и при любых других видах общения:
на праздничных зрелищах, в военных походах, на одном и том же корабле, в одном и том же войске; наконец, и посреди опасностей они находятся вместе,
и ни в одном из этих обстоятельств бедняки не оказываются презренными в глазах богатых.
Наоборот, нередко бывает, что человек неимущий, весь высохший, опаленный солнцем, оказавшись во время боя рядом с богачом, выросшим в тенистой прохладе и нагулявшим себе за чужой счет жирок, видит, как тот задыхается и совсем растерялся.
Разве, по-твоему, этому бедняку не придет на мысль, что подобного рода люди богаты лишь благодаря малодушию бедняков, и разве при встрече без посторонних глаз с таким же бедняком не скажет он ему, что господа-то наши - никчемные люди?
- Я уверен, что бедняки так и делают.
- Подобно тому как для нарушения равновесия болезненного тела достаточно малейшего толчка извне, чтобы ему расхвораться, -
а иной раз неурядица в нем бывает и без внешних причин, -
так и государство, находящееся в подобном состоянии, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу,
причем некоторые его граждане опираются на помощь со стороны какого-либо олигархического государства, а другие - на помощь демократического;
впрочем, иной раз междоусобица возникает и без постороннего вмешательства.
- И даже очень часто.
_________________________________
ПЛАТОН, "ГОСУДАРСТВО. КНИГА ВОСЬМАЯ", Пер А.Н. Егунова,
По изд.: Платон, "Диалоги", М., АСТ-ФОЛИО, 2001. Сс. 296 - 304
========================================================================

АРИСТОТЕЛЬ - ОБ ОЛИГАРХИИ

"РИТОРИКА"

"Цель демократии - свобода, олигархии - богатство, аристократии - воспитание и законность, тирании - защита".
-- Аристотель, "Риторика", I, 8, Пер. Н. Платоновой

ПОЛИТИКА. КНИГИ 2 - 5
-- По изд. Аристотель, "Политика", Пер. Жебелева С.А., Гаспарова М.Л. М., Изд. АСТ, 2002, Сс. 84 - 214

"...избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели - аристократии...
[...]
Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся..."
-- Политика, II, viii, 5 и 7, сс. 84 - 85

"Отклонения от [правильных] указанных устройств следующие: от царской власти - тиранния, от аристократии - олигархия, от политии - демократия. Тиранния - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия - выгоды немущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет"
-- Политика, III, v, 4, с. 103

"Олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия - выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет"
-- Политика, III, vi, 4

"...три вида [государственного устройства] правильные - царская власть, аристократия, полития - и три отклоняющиеся от них - тиранния - от царской власти, олигархия - от аристократии, демократия - от политии."
-- Политика, IV, ii, 1, с. 134

"следует считать... олигархией - такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство".
-- Политика, IV, iii, 8, с. 138

"Отличительный признак первого вида олигархии состоит в следующем: занятие должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный ценз, что неимущие, хотя они представляют большинство, не допускаются к должностям; последние доступны только тем, кто приобрел имущественный ценз.
Другой вид олигархии - тот, когда доступ к должностям также обусловлен высоким имущественным цензом и когда люди, имеющие его, пополняют недостающих должностных лиц путем кооптации;
если это производится изо всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократический оттенок;
если же только из ограниченного числа, то олигархический.
-- Политика, IV, v, 1, с. 144

"Виды олигархии следующие.
Первый вид - когда собственность, не слишком большая, а умеренная, находится в руках большинства; собственники в силу этого имеют возможность принимать участие в государственном управлении; а поскольку число таких людей велико, то верховная власть неизбежно находится в руках не людей, но закона.
Ведь в той мере, в какой они далеки от монархии, - если их собственность не столь значительна, чтобы они могли, не имея забот, пользоваться досугом, и не столь ничтожна, чтобы они нуждались в содержании от государства, - они неизбежно будут требовать, чтобы у них господствовал закон, а не они сами.

Второй вид олигархии: число людей, обладающих собственностью, меньше числа людей при первом виде олигархии, но самый размер собственности больше; имея бОльшую силу, эти собственники предъявляют и больше требований; поэтому они сами избирают из числа остальных граждан тех, кто допускается к управлению; но вследствие того, что они не настолько еще сильны, чтобы управлять без закона, они устанавливают подходящий для них закон.

Если положение становится более напряженным в том отношении, что число собственников становится меньше, а самая собственность больше, то получается третий вид олигархии - все должности сосредоточиваются в руках собственников, причем закон повелевает, чтобы после их смерти сыновья наследовали им в должностях.

Когда же собственость их разрастается до огромных размеров и они приобретают себе массу сторонников, то получается ДИНАСТИЯ, близкая к МОНАРХИИ, и тогда властителями становятся люди, а не закон - это и есть четвертый вид ОЛИГАРХИИ, соответствующий крайнему виду ДЕМОКРАТИИ." (*)
-- Политика, IV, v, 6-8, cс. 145 - 146

...Если же вся законосовещательная власть сосредоточена в руках только нескольких лиц, то это уже характерный признак олигархического строя. И здесь имеется несколько различных способов. Если избрание упомянуых нескольких лиц обусловлено более или менее умеренным имущественным цензов, благодаря чему избранию подлежит большинство граждан, если следуют предписаниям законов, не допуская нарушений в том, что запрещается законом, и если тот, кто обладает цензом, допускается к законосовещательной власти, то такого рода олигархия, отличающаяся умеренностью, приближается к политии.
Когда же право на участие в законосовещательной власти принадлежит не всем, а только избранным, но они правят, как и в первом случае, по закону, тогда мы имеем дело с олигархией в собственном смысле.
Если же лица, обладающие законосовещательной властью, пополняют свой состав путем кооптации из своей же среды, когда сын заступает место отца и когда они стоят выше законов, то такого рода строй должен быть признан крайней олигархией."
-- Политика, IV, xi, 6, с. 162

"...Если же в назначении на должности из числа всех участвуют некоторые и самое назначение производится путем выбора, или по жребию, или посредством соединения того и другого - одних по жребию, других путем выбора, - то это будет способ, свойственный олигархии.[...]
-- Политика, IV xii, 12, сс. 168 - 169

"Назначать на одни должности из числа всех, на другие - из некоторых - способ, свойственный скорее политии с аристократическим оттенком.
Олигархический способ - назначение на должности производится некоторыми из числа некоторых - безразлично, будет ли при этом применяться жребий (хотя жребий применяется реже, чем избрание), - или некоторые из некоторых обоими способами."
-- Политика, IV, xii, 13, с. 169

"Иногда сами олигархи занимаются демагогией среди черни".
-- Политика, V, v, 5, с. 184

"Если внутри олигархии царит согласие, тогда она не легко разлагается сама собой."
-- Политика, V, v, 7, с. 185

[...] Олигархия разрушается [...], когда в ней образуется другая олигархия.
-- Политика, V, v, 8, с. 185

"Демагогам [..]. следовало бы всегда говорить в пользу состоятельных, а ...олигархи должны были бы радеть об интересах народа"
-- Политика, V, vii, 19, с. 196

"...Нелепо также мнение, будто переход в олигархию объясняется тем, что люди, стоящие у власти, корыстолюбивы и любостяжательны, а не тем, что люди, намного превосходящие других в имущественном отношении, считают несправедливым, чтобы ничего не имеющие пользовались в государстве раными правами с теми, кто владеет собственностью..."
-- Политика, V, x, 4, с. 213

"Не менее нелепо и утверждение, будто олигархическое государство состоит из двух - государства богатых и государства бедных. Почему это должно быть скорее в олигархии, нежели в лакедемонском государстве или в каком-либо ином, где не все владеют равной собственностью или не все являются одинаково доблестными мужами?
[...]олигархии переходят в демократии, раз неимущих становится больше, и, наоборот, демократия переходит в олигархию, если состоятельные получают перевес над народной массой и последняя упустит это из виду, а первые учтут".
-- Политика, V, x, 5, сс. 213 - 214
_______________________________
(*)Если путинскую систему власти рассматривать через призму класических представлений об олигархии, то она в основном соответствует 2-му типу олигархии, по Аристотелю:
- к власти допускаются только богатые (это как во всех 4-х типах),
- имущественная поляризация велика, но еще не максимальная;
- власть формирует себя сама - фактически способом кооптации;
- законы есть, но они написаны начальниками для пользы начальства.
Можно еще добавить, что это 2-й тип, но с разнонаправленными отклонениями:
- и в сторону 1-го, умеренного типа (власть не полностью самоформируется, все-таки есть элемент выборности),
- и в сторону 3-го и 4-го типов олигархии (имущественная дифференциация приближается к максимальной, появились элементы наследования власти).
(Примечание В. Прибыловского)

ПОЛИБИЙ - ОБ ОЛИГАРХИИ

ПОЛИБИЙ, "ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ", КНИГА 6-Я

(По изд.: Полибий, "Всеобщая история", Пер. с греч. и комм. Ф.Г. Мищенко. Вступ. статья А.В. Короленкова, М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004, С. 355 - 359

"Большинство писателей, которые желают научить нас подобным предметам, различают три формы государственного устройства, из которых одна именуется царством, другая аристократией, третья демократией.
...нельзя считать эти формы и единственными. Ибо мы знаем несколько монархических и тиранических государств, которые при всех своих отличиях от царства представляются кое в чем и сходными с ним. По этой же причине все самодержцы, если только можно, присваивают себе всуе название царей. Далее, существуют весьма многие олигархические государства, которые при кажущемся сходстве с аристократиями сильно, можно сказать, и разнятся от них."
-- Полибий, VI, 3, с. 355

"Таким образом, следует признавать шесть форм государственного устройства, три из которых, поименованыые выше, у всех на устах, а остальные три общего происхождения с первыми, я разумею монархию, олигархию, охлократию. Прежде всего возникает единовластие без всякого плана, само собою; за ним следует и и из него образщуется посредством упорядочения и исправления царство. Когда царское управление переходит в соотвествующую ему по природе извращенную форму, то есть в тиранию, тогда в свою очередь на развалинах этой последней вырастает аристократия. Когда затем и аристократия выродится по закону природы в олигархию и разгневанный народ выместит обиды правителей, тогда наждается демократия. Необузданность народной массы и пренебрежение к законам порождает с течением времени охлократию".
-- Полибий, VI, 4, сс. 356

"Когда народ нашел себе вождей и по причинам, выясненным выше, стал оказывать им сильную поддержку против властелинов, тогда была совершенно упразднена форма царского и самодержавного управления и вместе с тем получила начало и возникла аристократия. Тут же народ как бы в благодарность за ниспровержение самодержцев призывал виновников переворота к управлению и предоставлял им власть над собой. Правители, в свою очередь, на первых правах довольны были предоставленным им положением, во всех своих дейсвтиях выше всего ставили общее благо, все дела, как частные, так и общенародные, направляли заботливо и предусмотрительно. И опять, когда такую власть по наследству от отцов получили сыновья, не испытавшие несчастий, совершенно незнакомые с требованиями общественного равенства и свободы, с самого начала воспитанные под сенью власти и почестей родителей, тогда одни из таких правителей отдавались корыстолюбию и беззаконному стяжанию, другие предавались пьянству и сопутствующему ему ненасытному обжорству, третьи насиловали женщин и похищали мальчиков, и таким-то образом извратили аристократию в олигархию."
-- Полибий, VI, 8, сс. 358 - 359

СОЛЖЕНИЦЫН - ОБ ОЛИГАРХИИ В РОССИИ

"...Так из ловких представителей все тех же бывших верхнего и среднего эшелонов коммунистической власти и из молниеносно обогатившихся мошенническими путями скоробогатов создалась устойчивая и замкнутая олигархия из 150-200 человек, управляющая судьбами страны. Таково точное название нынешнего российского государственного строя. Это - не выросшее из корней государственное дерево, а насильственно воткнутая сухая палка или, теперь уже, железный стержень. Членов этой олигархии объединяет жажда власти и корыстные расчеты - никаких высоких целей служения Отечеству и народу они не проявляют.

[...] Но более того: эти капиталы, так легко доставшиеся грабителям (столь доступной наживы не было прецедентов в истории Запада), ищут - и находят - действенные пути сращения с государственной властью, тому уже есть примеры даже на высоком уровне, а на среднем и коррумпированность нашего аппарата - неуследима и превосходит западные представления о ней. Такое сращение новых мощных криминальных капиталов с властью - окончательно закроет доступ возникновению в России свободной рыночной экономики и конкуренции. Она не начиналась - и, при таком ходе дел, не начнется. Замкнутая олигархическая государственная система дополнилась экономическим диктатом крупного капитала.
[...] Но появился свежий человек, генерал Лебедь, полностью чуждый нынешней олигархии и ее порокам. Он имел мужество и энергию признать уже свершившееся: проигрыш российскими властями этой военной кампании - и вывел Россию из войны. (В благодарность тут же был и отставлен.)"
"Общая газета" # 47 (175), 28 ноября - 4 декабря 1996 г.

ОЛИГАРХИ и ОЛИГАРХИЯ в Словарях и Энциклопедиях

ДАЛЬ:

ОЛИГАРХИЯ - "образ правления, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож, знати, ОЛИГАРХОВ"
-- Владимир Даль, "Tолковый словарь живого великорусского языка", второе изд.

ЛЯРУСС:

OLIGARCHIE n.f. (gr. oligo, peu nombreeux, et arkhe, commandement). Regime politique ou l'autorite est entre les mains de qulques personnes ou de quelques familles puissantes; ensemble de ces personnes, de ces familles.
ОЛИГАРХИЯ сущ.жен.(от греч. олиго - немногочисленный и архе - руководство). Политический режим при котором власть находится в руках нескольких человек или нескольких влиятельных семей; объединение этих людей, их семей.
-- Le petit LARUSSE 2000 ILLUSTRE

УШАКОВ:

ОЛИГАРХ, олигарха, м (книжн.)
1. Член олигархического правительства. (истор., полит.)
2. перен. Лицо, принадлежащее к кучке эксплуататорского меньшинства, осуществляющего свое господство путем насилия, террора и подкупа (публиц. ритор.)
СБРОСИТЬ ВЛАСТЬ ФИНАНСОВЫХ ОЛИГАРХОВ.
ОЛИГАРХИЯ, олигархии. [...]
1. Государственный строй, основанный на господстве немногих, какой-н. небольшой аристократической эксплуататорской группы над большинством (истор., полит,). ВЕНЕЦИАНСКАЯ ОЛИГАРХИЯ 14 ВЕКА. 2. перен. Власть, засилье эксплуататорского меньшинства, осуществляющего свое господство путем насилия, террора, подкупа (публиц.ритор.). ОЛИГАРХИЯ БАНКИРОВ И ФАБРИКАНТОВ.
-- "Толковый словарь русского языка", Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. Т. 2, с. 194

ОЖЕГОВ-90

ОЛИГАРХ.
1. Правитель олигархии (в 1 знач.).
2. Империалист, представитель монополистического капитала.

ОЛИГАРХИЯ.
1. В древности и в средние века: государство, в котором у власти стоит аристократическая верхшка. ВЕНЕЦИАНСКАЯ О. (14 века).
2. Политическое и экономическое господство небольшой группы представителей крупного монополистического капитала, а также сама такая группа. ФИНАНСОВАЯ О.
-- Ожегов С.И., "Cловарь русского языка", М.: "Русский язык", 1990, стр. 450

ОЖЕГОВ-2003:

ОЛИГАРХ.
1. Правитель олигархии (в 1 знач.).
2. О представителе монополистического капитала.
ОЛИГАРХИЯ.
1. В древности и в средние века: государство, основанное на господстве аристократической верхушки. ВЕНЕЦИАНСКАЯ О. XIV века.
2. Политическое и экономическое господство небольшой группы представителей крупного капитала. ФИНАНСОВАЯ О.
-- Ожегов С.И., "Словарь русского языка", Под общей ред. проф. Л.И. Скворцова, 24-е издание, исправленное. М.: "Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2003, стр. 440
__________________________________
собрал Владимир ПРИБЫЛОВСКИЙ
http://www.politika.su/raznoe/olig-dre.html

олигархия, политолухия, коррупция, аристотель, словарь, изгнанье, фаллосопея, платон

Previous post Next post
Up