Наталья Иванова-Гладильщикова, "лучший из американцев оказался бывшим нашим"

Dec 23, 2006 17:12

Только что с Международной математической олимпиады школьников в Афинах вернулась сборная команда России. Наш результат: четыре золотые медали, одна - серебряная и одна - бронзовая. Серебро - у Игоря Шнурникова из Краснодара, а бронза - у Дмитрия Пермякова из Снежинска Челябинской области. С руководителем национальной сборной по математике доцентом МФТИ Назаром Агахановым беседует обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова.

Впереди, как всегда, китайцы

- Вы довольны результатами?

- Наше золото в этом году оказалось очень качественным:
всего 4 школьника во всем мире набрали максимальное число баллов на олимпиаде,
и среди них - двое наших.
Это Андрей Бадзян из Челябинска и Михаил Дубашинский из Санкт-Петербурга.
Кроме того, Михаил Исаев из Барнаула вошел в первую десятку,
Надежда Петухова из Санкт-Петербурга - в первую двадцатку
среди почти 500 участников олимпиады.

- А какое командное место мы заняли?

- С небольшим отставанием мы заняли третье место, после Китая и США.
В принципе результаты лучших команд очень стабильны.
Из года в год повторяется ситуация, в которой впереди - Китай,
дальше, как правило, мы или американцы;
за нами следуют команды Вьетнама, Японии, Болгарии, Южной Кореи, Тайваня, Румынии, Венгрии, Ирана. Чуть отстает от них (иногда вклиниваясь в их ряды) Украина...

- Вы назвали Вьетнам. Они ориентируются на нашу систему подготовки?

- Скорее да. Команды, которые перестроились на американскую манеру преподавания предметов (например, Германия), стремительно скатываются вниз. Если в 1992-м Германия была победительницей международной олимпиады, то в этом году она осталась без золота и оказалась лишь на 25-м месте.

- А чем, говоря примитивно, американская система отличается от нашей?

- Американская система изучения математики в школе не подразумевает нахождения подхода к решению. Главное, что нужно сделать школьнику, - вспомнить формулу или даже найти ее в справочнике и подставить в нее число. Наша система прежде всего ориентирована на построение логической конструкции, доказательство утверждения, а уже затем - на получение числа. Кстати, американцы в последние годы многое почерпнули из нашего опыта проведения олимпиад, тренировочных сборов.

- Но в этом году мы американцам проиграли...

- В успехе их команды есть и наш вклад - лучшим среди американцев оказался участник, дважды в предыдущие годы получавший золото в составе российской команды.

- Что общего между нашей системой подготовки и той, которая практикуется в Юго-Восточной Азии?

- Общее есть - это сборы. У нас и у японцев - в течение трех недель, у китайцев - трех месяцев (для них успешное выступление на международных предметных олимпиадах - вопрос национального престижа)... Во Вьетнаме, например, золотым призерам международных олимпиад школьников государство вручает премию в размере тысячи долларов.

- А у нас единственной организацией, выплачивающей стипендии победителям международных олимпиад, является Благотворительный фонд Владимира Потанина...

- Совершенно верно. Фонд Потанина - единственный, кто поощряет наших "олимпийцев". Существуют президентские стипендии для победителей олимпиад, но, к сожалению, программа работает плохо и в течение нескольких лет школьники не получают этих стипендий. С другой стороны, российские компании "1C" и "Спортмастер" оказали большую помощь в подготовке команды России.

- Куда поступили наши победители?

- Трое - на мехмат МГУ, двое - в Физтех, и один школьник поступил в петербургский университет на матмех. Всех взяли без экзаменов - как призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Правда, пришлось прервать на один день подготовку нашей команды к международной олимпиаде, чтобы получить дипломы (а ведь всероссийская олимпиада проводилась в апреле!).

Неразбериха, которой нет оправдания

- В этом году Министерство образования едва успело до экзаменов в вузы выдать дипломы победителям олимпиад... Царила неразбериха, связанная с перестройкой ведомства.
Неразбериха была не только с дипломами. Едва только я прилетел из Афин, мне сразу позвонили из Ярославля, где у нас в июне-июле проходили сборы: меня умоляли решить вопрос об оплате. Пансионат, где они проходили, получил только 40% положенного финансирования.

- Это должно было оплатить Министерство образования?

- Да. Когда прежнее министерство прекратило свое существование, их счета были закрыты и "старые" договора перестали оплачивать. Видимо, остается ждать, когда заработает новая система. Если наши преподаватели готовы терпеть (им не заплатили за федеральные окружные олимпиады и финал), то пансионату этого не объяснишь...

Нельзя объединять всероссийские олимпиады с вузовскими

- Что, по вашему мнению, является главной проблемой олимпиадного движения?

- С одной стороны, это отсутствие интереса руководителей министерства к олимпиадам. В новых структурах министерства возникают предложения о передаче всех олимпиад одному или нескольким вузам. К сожалению, в этом предложении есть большой недостаток: любому вузу интересна не содержательная общероссийская сторона вопроса, а привлечение сильных абитуриентов. На самом деле олимпиадами должна заниматься структура, не зависящая от вузов, при условии сохранения уникальных педагогов-энтузиастов, традиций и наработок, которые за многие десятилетия накоплены в олимпиадном движении...

- Значит, всплеск интереса к олимпиадам чисто номинальный...

- Да нет, он не номинальный. Государством выделяются большие деньги по образовательным грантам, связанным в том числе и с олимпиадами (вроде "развития концепции олимпиадного движения на региональном уровне"). В то же время министерство не может вовремя оплатить, например, расходы по получению национальными командами виз.

Олимпиады как источник коррупции

- Сейчас решено, что победителей региональных олимпиад без экзаменов - по профильным предметам - принимают в вузы. Это неизбежно приведет к новому витку коррупции. Как сохранить чистоту олимпиад?

- В этом есть доля истины. Олимпиада существует до тех пор, пока она не приносит очевидной выгоды вроде поступления в вуз без экзамена. Например, в настоящее время ведущие экономические вузы страны стремятся зачислить к себе победителей региональных олимпиад по математике (не по экономике или другому предмету). Именно потому, что до сих пор математические олимпиады сохраняют свою некоррумпированность. Но в случае слияния обычных олимпиад с вузовскими могут погибнуть и математические.

- Какой же выход?

- Полная привязка олимпиадного движения к поступлению в вуз приведет еще и к тому, что у нас пропадут олимпиады для учащихся невыпускных классов (зачем девятиклассники нужны ректорам?). А российское олимпиадное движение как раз и отличается тем, что мы выявляем талантливых детей на раннем этапе и "сопровождаем" их.

Поэтому на заседании РОСРО была поддержана идея о развитии независимо друг от друга как олимпиад, существующих в рамках системы всероссийских предметных олимпиад школьников, так и вузовских. Естественно, для финалистов Всероссийской олимпиады школьников право поступления без экзаменов должно быть сохранено.

Питерские математики побеждают чаще

Из школ, ученики которых чаще всего побеждают на всероссийских и международных математических олимпиадах, в "заоблачной дали" находится физматшкола N 239 Санкт-Петербурга.
Второе место занимает 31-й физматлицей Челябинска.
Примерно на этом же уровне находится 57-я московская школа.
Среди других лучших школ страны можно назвать 33-ю школу Ярославля,
2-ю - московскую,
5-ю школу г. Долгопрудного,
8-ю школу Ростова-на-Дону,
гимназии городов Жуковский
и Раменское,
кировскую физматшколу,
СУНЦ МГУ,
ФТШ N1 (Алферовскую).

Для любого ранжирования существует своя придуманная шкала. Например, 239-я школа Питера - лучшая в стране по математике и одна из лучших по физике, химии - во внутрипитерском районном рейтинге почему-то на 4-м месте. Во внутримосковском рейтинге высокое место занимает гимназия 1543.

Помимо школ, существуют кружки, когда занятия проходят не в конкретной школе, а при университете. Среди выдающихся энтузиастов, возглавляющих такие кружки, можно назвать Игоря Федоренко из Краснодара (его ученик стал победителем международной олимпиады в этом году); Емельянова из Калуги.

Как уезжают на Запад наши математики

Вопреки слухам математики - победители международных олимпиад в основном остаются в России.

Олег Гольберг (нынешний участник американской команды) - редкое исключение.

Олег дважды оставался на второй год в 10-м классе, чтобы попасть в команду России на Международной математической олимпиаде.
А уже будучи на этой олимпиаде, договорился с американцами,
что после окончания школы в России он едет в Америку,
не поступит первый год в университет, и
как школьник выступит за команду США.

Очень многие математики (например, выпускники 57-й московской школы) работают в Силиконовой долине в США.

Математики часто находят грант на написание какой-то работы или книги, работают на Западе, иногда возвращаются обратно, хотя и на работу в банковской сфере.
_________________________________________
Наталья Иванова-Гладильщикова ("Известия", 24.07.2004)
Адрес статьи: http://www.fund.potanin.ru/publish/nac_cborn.htm

математика, россия, американа

Previous post Next post
Up