Мариям Джамаловна Мекерова, "Суфизм - Мистико-Аскетическое Течение в Мусульманской Культуре" - 1

Nov 29, 2006 16:49

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ставрополь - 2005
Работа выполнена в Ставропольском государственном университете
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор Магомедов Алжанбек Ашурбекович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Муслимов Салих Шабанович
кандидат философских наук, Сапроненко Венидикт Васильевич

Ведущая организация: Пятигорский государственный лингвистический университет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

В новой трансформирующейся социокультурной среде современного российского общества особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все большее число последователей. Исторически сложилась так, что в период социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или мистические учения. Посредством систем мистической трансформации сознания современный человек пытается перейти от привычного рационального гнозиса к иррациональному, духовному центру своего «Я» в мистическом опыте, предполагая возможность «контакта» с трансцендентной реальностью.

Это продиктовано личностным поиском, который cтимулирован девальвацией традиционных ценностей современного общества и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личностьв отдельности и духовную атмосферу социума в целомя вляется на сегодняшний день актуальным. Существуют различные точки зрения относительно природы и социального влияния исламского мистицизма. Согласно одной из них, сущность мистических переживаний суфиев патологична, что, казалось бы, говорит о потенциальной опасности исламского мистицизма, особенно в русле его общественной популяризации. Однако противоположный взгляд на проблему открывает человеку мистицизм как некий процесс, естественно протекающий во внутреннем «пространстве» личности, указывая на неведомую доселе ее широту. Возникает необходимостьглубокого изучения духовно-психологической природы мистических переживаний суфиев и определения места мистико-аскетического течения в мусульманской культуре.

Кроме того, рассмотрение исламского мистицизма в историческом контексте предполагает гипотетическую возможность прогнозирования перспектив развития этого явления с аксеологической точки зрения, что позволит выбрать адекватную государственную политику по отношению к суфийким объединениям. Следовательно, научное осмысление различных сторон мусульманского мистицизма является актуальными представляет собой несомненный теоретический и практический интерес для религиоведческой науки.

Степень научной разработанности проблемы.

Диссертация базируется на исследованиях отечественных и зарубежных философов, историков, психологов, религиоведов, благодаря которым развились представления об исламском мистицизме, начиная с работ английских мыслителей Дж. Мальколма и У. Джонса, открывших суфизм для европейцев, научно интерпретировав его как видоизменение «индийского» мистицизма в исламской догматике.

В дальнейшем труды ученых, посвященные суфийской проблематике, представляли собой всесторонние исследования исламского мистицизма, в которых главным интересующим элементом оставался вопрос о его происхождении.
Так, возникли теории об «индийском» (Дж. У. Грэхем), «буддийском» (А. Фон Кремер), «неоплатоническом» (Ф. Толук, А. Р. Никольсон), «христианском» (M. Смит, А. Мец, А. Меркс, М. А. Паласиос, С. Марч) и даже «арийском» (Э. Палмер) влиянии на формирование суфизма. Советское востоковедение предложило свою теорию - «социально-экономическую» (Е.Э. Бертельс, А. Крымский, М.А. Абдуллаев, В.В. Наумкин, С.Н. Григорян, Е.А. Беляев, З. Бунитов, А.Р. Шихсаидов), согласно которой основными мотивами для возникновения суфизма послужили социальное неравенство и экономическая нестабильность мусульманского общества в период VIII-XII веков. Выше приведенным воззрениям противопоставляли свою точку зрения А.Д. Кныш, М. Салим, M. Фахри и др. Появление работ Л. Массиньона позволило показать происхождение суфизма из социально-культурной среды, которая породила саму исламскую религию. Этому способствовало изучение терминологии классического суфизма и лексики Корана, а также раннеисламских литературных произведений. Теории «исламского» происхождения суфизма придерживались как исследователип рошлого Т. Андре, Й. Педерсен, П. Нвийа, A. Арберри, А. Корбен, И.П. Петрушевский, так ученные настоящего - Карл Эрнст, А. Шиммель, Дж. С. Триммингем, А.А. Хисматулин, А.Д. Кныш, М.Т. Степанянц и др.

Вторым по научной значимости в суфиеведении был вопрос философского анализа сложных и неоднозначных мистико-философских трактатов. Изучению суфийской философии посвящены работы Л. Массиньона, в частности «Сложный труд» (Opera minora) - 6-ти томное систематическое произведение, вобравшее практически весь наработанный автором материал об исламском мистицизме. В этом ряду стоят исследования А. Корбэна «Просветленный человек в Иранском суфизме» (The man of light in Iranian sufism), раскрывающее особенности иллюминативной философии "света" Шихаб ад-Дина Йахиа ас-Сухраварди, и работа Р. А. Никольсона «Исламский мистицизм» (Studies in Islamic mysticism), характеризующая представления мистиков о «совершенномчеловеке» (инсан ал-камил). Понимание многих философских аспектов суфизма углублено благодаря тщательным исследованиям М.Т. Степанянц, трудами по гносеологии суфизма М. Мухаммедходжоева, и публикациями Е.А. Фроловой, касательно онтологической проблематики мистической философии. Надо отметить уникальный парадигмальный анализ философского трактата Ибн Араби «Геммы мудрости», проведенный советским ученым А. В. Смирновым, а также переводы и трактовку произведений Абу Хамида ал-Газали в интерпритации А.Д. Кныша и А.А. Хисматуллина. В этом направлении активно работают У. Читтик, изучивший многоаспектность мистической поэзии Джалал ад-ДинаРуми и А. Шиммель.

В области, касающейся выявления внутренней структуры суфийских братств, знаменательна работа Дж. С. Тримингэма «Суфийские ордены в исламе». В отечественной науке подобной проблематикой занимаются А.А. Хисматуллин, Н.С. Алескерова, Ш.М. Шукуров, К.М. Ханбабаев, Г.М. Курбанов. Менее изученным остается вопрос о природе мистических переживаний в суфизме. Философское осмысление самого мистического феномена присущего почти всем религиозным традициям прослеживается в работах О. Рудольфа, Э. Андерхил, Ю.А. Кимилева, К. Армстронг, Р. Штайнера, Э. Шюре, Э. Ренана. Но исследования мистико-религиозного опыта непосредственно суфиев была предпринята лишь единожды до революции ученым К. Казанским в работе «Суфизм с точки зрения современной психопатологии». Написанная в психологическом русле она опиралась на формирующиеся психологические концепции З. Фрейда, рассматривавшего религиозно-мистические переживанияв свете психоанализа как проявления патологии психики. Несмотря на многочисленность трудов, описывающих специфику исламского мистицизма в социальном, культурном и философском русле, все же за пределами изучения остается природа мистических переживаний, которая является основной суфийской теории и практики. Сущность исламского мистицизма, таким образом, исследована еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучения этой многоаспектной проблемы.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

В данном диссертационном исследовании в качестве методологической основы используется герменевтический метод, что позволяет извлечь из оригинальныхи переведенных на другие языки суфийских текстов и мистических трудов прошлого и настоящего основу системы мистической трансформации личности, приводя к генерированию позитивного знания о предмете исследования.

Герменевтический метод используется в сочетании с новой для современного религиоведения психологической парадигмой, которая введена в науку российским востоковедом Е.А. Торчиновым. Сущность психологического подхода заключается в рассмотрении религиозного и мистического опыта в различных религиозных традициях с точки зрения трансперсональной психологии (работы А. Маслоу, С. Грофа, В.В.Козлова), что дает возможность более глубокого анализа их происхождения и функционирования. Надо отметить, что классическая герменевтика отрицает психологизм, однако в диссертации она гармонично сочетается с трансперсональной психологической концепцией, которая полностью меняет представления о личности и сознании.

В диссертации применяются также общефилософские принципы и методыи сследования: сравнительный анализ и системный подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы индукции и дедукции. Объектом исследования является суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре. Предметом исследования выступают философские, религиозно-нравственные, социокультурные основы и практики самосовершенствования личности в суфизме.

Цель диссертационного исследования

состоит в выявлении духовной и культурной природы исламского мистицизма. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить теоретико-методологические основы анализа природы и происхождения исламского мистицизма;
- изучить воздействие психотехнических практик и нравственно-этических установок на сознание мистика в процессе реализации мистической трансформации личности;
- раскрыть сущность онтологии и гносеологии мистической философии суфиев;
- реконструировать понимание историко-культурных реалий институализации
исламского мистицизма и выявить особенности взаимодействия наставникаи ученика на пути мистического самосовершенствования;
- показать эволюцию философских идей и психологических практик в суфизме;
- проанализировать роль и место суфизма в условиях современного кризиса духовной культуры и особенности его проявления на Северном Кавказе.

Научная новизна диссертационного исследования

заключается в следующем:
- на основе критического анализа существующих теории о природе и происхождении исламского мистицизма обоснована эвристическая ценность трансперсональной психологической парадигмы;
- выявлена основа фазовых изменений сознания под воздействием психосистемы и нравственно-этических установок суфизма в процессе мистической трансформации личности;
- дано представление о «сакральной идее Универсума» в тасаввуфе - предвечное Единство Бога, его одновременную имманентность и трансцендентность - как о проявлении онтологического монизма - «вахдатал-вуджуд» (единство бытия);
- раскрыта сущность гносеологии исламских мистиков, подразумевающая иррациональное самопознание личности через опыт трансценденции;
- установлена историческая последовательность формирования суфийской общины и закономерности взаимодействия в ней наставника и ученика;
- показана специфика эволюциионирования идей и практик классического суфизма в новое его состояние - неосуфизм;
- изучено состояние мистицизма в районах его распространения на Северном Кавказе,
- обоснована социальная и духовная роль суфизма в условиях современного кризиса духовной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Трансперсональная психологическая парадигма меняет представления о природе мистических переживаний суфиев и происхождении мистико-аскетического течения в мусульманской культуре.
Согласно данной концепции, мистический опыт суфиев есть проявление «надличностных», «сверхнормальных» изменений сознания, которые не характеризуются патологией психики.
Подобные мистические переживания Мухаммеда послужили основой для возникновения как самой исламской религии, так и мистического течения в ней, став примером возможной трансмутации личности в «контакте», «общении» либо «единении» с трансцендентной реальностью.
Суфизм в данной трактовке предстает в качестве «способа» осуществления «непосредственного» опыта трансценденции основоположника ислама последующими поколениями верующих.

2. Мистиками ислама была сформирована психосистема под названием «стоянок» и «состояний», состоящая из методов и приёмов, посредством которых суфии достигали «надличностных» изменений сознания.
В целом всю систему фазовых изменений сознания можно разделить на три этапа, согласно достигаемой в них цели:
- предмистический,
- непосредственно мистический и
- пост-мистический этапы.
Предмистический этап подразумевает нравственно-этическое совершенствование, отрешение от материальных ценностей, в результате которого сознание освобождается от обыденных штампов и стереотипов мышления, готовясь ко встрече с более глубокими слоями коллективного бессознательного или, иначе говоря, с «иной», «запредельной» реальностью.
Непосредственно мистический этап характеризуется мистическим переживанием «смерти», «утопания», «гибели» Эго в «единении» подлинного «Я» с трансцендентной реальностью.
В пост-мистическом этапепроисходит «разделение», возвращение сознания индивида к обыденному состоянию.

3. Мистический опыт суфиев побуждал признавать за Богом имманентность, однако его Абсолютная сущность подразумевает трансцендентность.
Исламский мистицизм «примирил» две категориальные крайности, приходя к выводу, что Бог трансцендентен, но в силу своей единичности и того, что всё мироздание порождено из его Единства, он оказывается воплощенным во всём мире, становясь ему имманентным. Отсюда вытекает концепция исламского мистицизма о «единстве бытия» - онтологический монизм исламских мистиков.
Мистический опыт суфии воспринимают как иррациональный гнозис Божества в самопознании, поскольку человек, проходя через суфийскую психотехническую практику, познаёт своё истинное «Я», в то же время познавая Абсолют, породивший его. Процесс самопознания протекает обоюдно и определяет суфийское понимание «сакральной тайны Универсума», где переплетаются онтологические и гносеологические представления мистиков - Бог есть Всё и через Всё и, в частности, через человека Бог Любит и Познаёт Сам Себя.

4. Становление суфийских братств в социуме подразделяется на три последовательные стадии:
а) формирование вокруг мудреца-аскета кружка единомышленников;
б) появление субординации учитель-ученик, организация института суфийских братств с уставом, регламентирующим основы общежития с особым сводом правил поведения и традицией сакральной инициации в орден;
в) закрепление в суфизме культа святых с ритуалом посещения мест их погребения. Механизм взаимоотношений наставника иученика определяется в суфийском ордене через «явную» и «сакральную» этику.
Последняя подразумевает «очищение» личностного «пространства» индивида для мистического «единения» духа между наставником и учеником в явлении естественного мистицизма, и далее мистического «единения» души неофита с трансцендентной реальностью.

5. На рубеже XIX-XX веков произошло изменение представлений классического суфизма в неосуфизм, который представляет собой синкретическое явление, подразумевающее под самим понятием суфизм - вечное, эзотерическое знание об истинной сущности человека и возможности мистического "единения" с Богом. При этом неосуфизм не являетсяопределенной формой философствования или узким течением в рамках ислама. Психотехники неосуфизма базируются на классической основе, вбирая в себя традиционные мистические термины и методы йоги, буддизма, каббалы, отдавая предпочтение суфийскому зикру и сэма.

6. На Северном Кавказе прослеживаются тенденции к проявлению двух типов последователей мистицизма:
а) непосредственно находящихся на пути тасаввуфа, в стремлении постичь «Истину» и
б) тех, кто не в состоянии осмыслить мистический путь, но при этом признают за наставниками и шейхами степень святости и почитают их духовную просветлённость.
Люди, не погружаясь в изучение существующих основ мистицизма, поклоняются святым, популяризируя образ псевдо суфизма. Казалось бы, появляется опасность превращения масс верующих в пассивную и асоциальную структуру, что может повлечь негативные последствия для развития региона и страны в целом.
Однако суфизм, будучи повернут к внутреннему существу человека, являясь индивидуальной психотехнической практикой достижения высокого духовного уровня развития, гипотетически может создать «идейно-смысловое ядро» в системе мировоззрения современного человека, которое в состоянии вывести отдельную личность из кризиса духовной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют расширить представления о месте и роли исламского мистицизма в мусульманской культуре, а такжев реалиях современной российской действительности. Материалы диссертационного исследования, полученные результаты ивыводы могут быть использованы в процессе разработки вопросов методологии дальнейшего изучения исламского мистицизма, преподавания общественных дисциплин и написании и чтении спецкурсов по религиоведению и философии Востока.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре социологии иполитологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в семи публикациях общим объемом 1,9 п.л.
Отдельные положения были апробированы на межвузовских научно-практических конференциях: «Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества» (г. Ставрополь, 2004г.), «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Ставрополь, 2003 г.),«Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы» (г. Махачкала, 2003 г.), на ежегодной научной сессии преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском государственном университете «Алиевские чтения» (г. Карачаевск, 2005 г.).

Структура и объем диссертации.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка используемой литературы, включающего 152 наименования, из которых 14 на иностранных языках.
Объем диссертации - 207 страниц машинописного текста.
____________________________________________________
Продолжение: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1125624.html
http://orel3.rsl.ru/dissert/EBD_793A_mekerovaMD.pdf

руми, rumi, дисер, фаллосопея, суфизм, зикр, единство, наука, бытиё, психаложэство, сэма

Previous post Next post
Up