После отречения царя в 1917 году Земля волею межпланетного катаклизма перемещается на задворки галактики, после чего её история поворачивает на другой путь. Русский народ крепко ударяется в православие, восстанавливает царя-батюшку и крепостное право, после чего в Российской Империи наступает благодать. Но не спит злобный Зверь, который руками всяких японцев и еврейцев пытается погубить самое святое. Однако в бой с инакомыслием, стяжательством и развратом вступает вооружённая молитвами и аннигиляторами Белая Гвардия. С ними Бог !
***
На упоминание книги Иртениной наткнулся в статье Сергея Волкова, человека неоднозначного и меньше всего ассоциируемого с НФ-литературой. Узнав, что пару лет назад книга получила премию Басткона, заинтересовался и прочёл.
Эту книгу издали в серии "роман-миссия". Где-то оно так и есть: это христианская фантастика (если вас не коробит этот термин), написанная с совершенно определённой целью. Ведь, как
утверждает автор, литература - это "способ ведения идеологической войны, словесное оружие." И оружием этим она пользуется очень неплохо.
Итак, мы видим Россию в альтернативной реальности православия. Православия, которое работает (отметим, что для осознания этого факта пришлось уничтожить в катаклизме половину земного шара). Поначалу автор пыталась выписать некую пастораль, с добрыми помещиками, простодушными крестьянами и справедливыми чиновниками, но текст сопротивлялся. Поэтому генеральная линия партии изменилась: у России вдруг обнаружились враги, которые, оказывается, готовы на всё. Этими врагами оправдывается и жестокая цензура, и запрет инакомыслия, и чётко прописанная милитаризация экономики. А для придания интриги и в качестве ролевой модели в текст введена Белая Гвардия - некий православный спецназ быстрого реагирования. Очевидно, что Иртенина профессионально убила одним махом нескольких зайцев. Во-первых, зацепила аудиторию, которая до сих пор под песню о поручике Голицине рыдает о вкусе французской булки. Во-вторых, подыграла имперцам (именно они дали ей приз на Бастконе), употребив нужное слово в нужном контексте. Третьими попались, разумеется, православные и сочуствующие. Есть ещё четвёртая группа, но о ней позже...
В книге наличествует стандартная в православной модели удушающая религиозность, домострой, подчинение закону и вышестоящему начальству. А также активное неприятие всего, что не вписывается в христианский канон. Так, в одной из первых глав книги помещик, душа-человек и ревностный христианин, получает "чёрную метку" от Белой Гвардии за невинный интерес к дохристианской истории Руси. Словом, ничего нового Иртенина миру не открыла. Однако, талант автора в том, что изображённый ей мир не отталкивает читателя, а, наоборот, привлекает. Хорошо это или плохо - другой вопрос...
Произведение Иртениной вырастает из книг многих российских авторов. Так, влияние Ордуси ван Зайчика чувствуется везде, где описывается геополитика. Правда, знак меняется на обратный - Иртениной стоило назвать свою книгу "плохие люди есть" и приложить список. Далее, автор в лоб атакует Мир Полдня Стругацких, вводя в текст группу "ЛюдАны" и "людей, которые хотят странного". Удар, разумеется, уходит в молоко, но сама идея любопытна. Ещё стоит отметить неудачную попытку присобачить христианский хэппи-энд к рассказу "Собачье сердце" Булгакова и очень живенькую пародию на Михаила Веллера. Впрочем, пародии на Веллера не пишет только ленивый...
Теперь поговорим о том, о чём все хотели, но боялись спросить. Об антисемитизме. Антисемитизм в романе-миссии незамутнённый и чистый, как слеза ребёнка. Все беды в книге - от евреев (нам как бы намекают, что катаклизм - тоже они, но прямо не говорят). Евреи в Российской Империи спаивают русский народ, занимаются богомерзким колдовством, воруют новейшие изобретения инженерной мысли и толкают их за бугор по дешёвке. В свободное от этих занятий время они сидят в кабаке и любуются тем, как русские люди бьют друг другу рожу. В мировом же масштабе евреи - ещё большее зло. "Избранный народ" захватил Америку, уничтожил всех католиков (да уж, отыгралась синагога бесплодная) и теперь делает големов (чувствуется знание предмета) из несчастных американцев. Иртенина живописует "жидовствующих" (такая секта существует в книге, но не имеет никакого отношения к жидовствующим 15-го века) со всей пламенной страстью неофита или выкреста. Однако не стоит пытаться притянуть автора по пресловутой 282-й - выкрутится. Ведь есть в книге и "положительное" мнение об евреях (вложенное в уста пьяного русского мужика) и даже упоминается комический герой - еврей-спецназовец.
Иногда попадаются книги, которые являются дешёвыми агитками. Эта книга - агитка дорогая и качественная. Даже странно, что она не получила распространения в широком кругу патриотов, которым по нраву избы. Стоит ли её читать ? Возможно, стоит. Во-первых, любая качественная работа привлекает интерес, даже если это работа палача. Во-вторых, можно рассматривать эту книгу, как прививку. После неё можно читать Mein Kampf в подлиннике - хуже не станет.
Оценка:
3 из 4