Как убить бизнес ап стену

Sep 30, 2011 00:42

Бизнес убивается многими способами. Приведу пример одного такого способа - пример умозрительный, но основаный на реальной истории одного украинского предпринимателя. Зуб даю. Представьте себе, что есть некий товар, который хорошо продается за 100 у.е. за штуку. Вопросы спроса и предложения оставим за скобками, для нашей истории они не существенны - товар продается, и точка. Для производства единицы товара нужно материала на 80 у.е. Опять же, в реальной жизни только материалов не достаточно: нужно еще учесть затраты на зарплату, на амортизацию основных фондов, на аренду производственных площадей... Вот все эти затраты и составляют 80 у.е. на едиинцу товара, но для того, чтобы не отвлекаться от главного, мы считаем, что платим эти деньги за материалы. И еще есть 100 у.е. в месяц постоянных затрат - на офис, интернет, телефоны и прочая и прочая. Но самое главное, есь предприниматель, который знает, где найти покупателей, и может организовать производственный процесс. Предприниматель сумел договориться с поставщиком материала о двухмесячной отсрочке платежа, а с покупателями - о 50% предоплате за товар, который будет отгружен только через месяц. Этот предприниматель также сумел каждый месяц увеличивать количество заказов на один. Посмотрим на результаты его работы за полгода: Таблица 1. Товар и материалы, месяцы 1-6 Месяц 1 2 3 4 5 6 Заказано товара 1 2 3 4 5 6 Отгружено товара 1 2 3 4 5 Получено материала 1 2 3 4 5 А вот записи предпринимателя о приходе/расходе денег в кассе: Таблица 2. Приход/расход денег, месяцы 1-6 Месяц 1 2 3 4 5 6 Предоплата товара(+) 50 100 150 200 250 300 Оплата товара(+) 50 100 150 200 250 Оплата материалов (-) 80 160 240 320 Постоянные затраты (-) 100 100 100 100 100 100 Итого: -50 50 70 90 110 130 Неплохо, да? \\\"Ап стену\\\" пока даже не предполагается. Предприниматель должен чувствовать себя прекрасно - такой бизнес запустить! В реальной истории, где суммы были в десятки тысяч раз больше, предприниматель купил себе дорогую машину, ездил по экзотическим курортам... Но любой бизнес рано или поздно сталкивается с трудностями. Количество заказов перестает расти - так всегда случается, и причин для этого тысяча. Это еще не \\\"ап стену\\\": Таблица 3. Товар и материалы, месяцы 7-9 Месяц 7 8 9 Заказано товара 6 6 6 Отгружено товара 6 6 6 Получено материала 6 6 6 Но записи в кассе выглядят удручающе: Таблица 4. Приход/расход денег, месяцы 7-9 Месяц 7 8 9 Предоплата товара(+) 300 300 300 Оплата товара(+) 300 300 300 Оплата материалов (-) 400 480 480 Постоянные затраты (-) 100 100 100 Итого: 100 20 20 Бегает предприниматель по своим предпринимательским хлопотам, решает вопросы, которые мешают дальнейшему росту бизнеса, а в голове у него крутится одна только мысль: как же так, в шестом месяце и в девятом заказов он собрал одинаковое количество, а в кассе такая разница образовалась? И вот тут наступает то самое \\\"ап стену\\\": Таблица 4. Товар и материалы, месяцы 10-12 Месяц 10 11 12 Заказано товара 6 5 6 Отгружено товара 6 6 5 Получено материала 6 5 6 Не страшно, правда? А вы в кассу загляните: Таблица 6. Приход/расход денег, месяцы 10-12 Месяц 10 11 12 Предоплата товара(+) 300 250 300 Оплата товара(+) 300 300 250 Оплата материалов (-) 480 480 480 Постоянные затраты (-) 100 100 100 Итого: 20 -30 -30 Круто, да? Именно в этот момент предприниматель начинает бегать по стенам и задавать сакраментальный вопрос: \\\"А где бабки?\\\". Который в развернутом виде звучит так: в шестом и в двенадцатом месяце с заказами было одинаково, но где же в двенадцатом месяце те приходы в кассу, которые были в шестом? Как дальше развиваются события, думаю, каждый из читателей неоднократно наблюдал - начинаются задержки в выплате зарплаты: ведь деньги, полученные в первое полугодие, уже проедены и проезжены. Задержки в выплатах приводят к потерям среди персонала, причем, в первую очередь, среди квалифицированного. Это, естественно, плохо отражается на выполнении уже набранных заказов и поиске новых. Тут еще некстати поставщик начинает интересоваться, когда же, наконец, будут оплачены те материалы, что были отгружены три месяца назад? А когда в ответ слышат невнятное блеянье, решает от греха подальше вообще прекратить отгрузку материалов и начать работу с недобросовестным плательщиком. Вскоре к ним присоединяются покупатели, которые не смогли вовремя получить свои предоплаченные заказы. Таким образом неплохой, в общем-то, бизнес оказывается мокрым пятном на стене. Так где же ошибка? И где деньги? Давайте разберемся. Вспомним себестоимость и цену товара - 80 у.е. и 100 у.е. То есть, на единице товара предприниматель физически не мог зарабатывать больше 20 у.е. А еще постоянные затраты, вы помните, 100 у.е. в месяц? Чтобы их покрыть, предприниматель должен продавать не меньше 5-ти единиц товара, причем под \\\"продавать\\\" подразумевается \\\"отгружать\\\", чтобы не быть должным покупателю. А это значит, что первые шесть месяцев у предпринимателя вообще не было прибыли! А как же таблица 2, спросите вы? А вот так, отвечу я и не только я - любой, кто немного разбирается в финансовом учете: таблицы 2, 4 и 6 - это отчет о движении денег, а не отчет о прибылях и убытках! Самая главная ошибка предпринимателя как раз и состоит в том, что он перепутал прибыль и остаток денег в кассе. Прибыли не было, но в кассе оседали авансы покупателей, которые пока что не надо было тратить на оплату товара. Деньги, полученные предпринимателем за первые шесть месяцев, были взяты в долг у покупателей и поставщика. Так что же, предпринимателям не надо брать предоплату от покупателей и использовать товарный кредит? Нет, почему же, это два мощных инструмента, которые могут помочь поставить на ноги капиталоемкий бизнес, и пренебрегать ими не следует. Но нельзя судить о своем бизнесе по кассовому отчету. Даже если вы не получаете материалы в кредит и не берете предоплату от покупателей. Потому что могут быть скрытые затраты, которые до поры до времени не попадают в кассовый отчет. Был такой реальный случай... но это повод для другой статьи. : ) Кстати, если кто-то захочет перепостить - укажите ссылку на мой ЖЖ. Если кто-то захочет перепечатать - свяжитесь со мной. Потому как (с) Геннадий Россада ."
Previous post Next post
Up