Блаватская и ее тайная доктрина.

Jul 19, 2012 13:42



Родословная

Родословная Елены Петровны Блаватской с материнской стороны восходит через Михаила Черниговского к основателю государственности на Руси - Рюрику.

Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был Сергей Григорьевич Долгорукий (видный дипломат своего времени) - брат Алексея Григорьевича Долгорукого, члена Верховного Тайного Совета при Петре II. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.

Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755-1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем Кутузова. Некоторые авторы считают, что П. В. Долгоруков был известным масоном и розенкрейцером и даже, по слухам, встречался с Калиостро и графом Сен-Жерменом.


Основной творческий период

В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.

3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с грузином живущим в Америке Михаилом / Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly) в Нью-Йорке, с которым разошлась через несколько месяцев. 8 июля 1878 года она приняла американское гражданство.

В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии с 1879 года были опубликованы в книге «Из пещер и дебрей Индостана», в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала. В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской и Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Блаватской.

В 1882 году Блаватской и Олкоттом была создана штаб-квартира Теософского общества в Адьяре, неподалёку от Мадраса.

Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества. Используя медиумическое посредничество Е. П. Блаватской, он начал переписку с махатмами. Сам Синнетт считал, что ценность писем была значительно уменьшена таким посредничеством, и потому был против их публикации в полном объёме, отобрав для обнародования лишь те отрывки, которые, по его мнению, достаточно точно отражали мысли махатм. Переписка всё же была опубликована Альфредом Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнетта.

Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.

С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist).

Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Некоторое время после этого она жила в Германии, Бельгии, пока не переехала в Лондон, где занялась написанием книг. В этот период были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Тайная доктрина» (1888), «Ключ к теософии» (1889). Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения: Лондон, Нью-Йорк и Адьяр (близ Мадраса). День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями под именем «дня белого лотоса».

Учение Е. П. Блаватской и Теософское общество

В России письма Е. П. Блаватской о её путешествиях, под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор», были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватская проявила крупный литературный талант.

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида», 1877). Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.

Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению нью-йоркской газеты «Геральд Трибюн», книга являлась одним из «выдающихся творений века». В. П. Желиховская, сестра Е. П. Блаватской, в своей книге «Радда-Бай (правда о Блаватской)» пишет, что «Первый её капитальный труд „Разоблаченная Изида“ вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе» и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского (брата выдающегося живописца, умершего в 1880 году в Тифлисе). По её свидетельству, Айвазовский написал ей, что «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины» - и быть не может.

Однако, поскольку «Разоблачённая Изида» раскрывала методы деятельности Ватикана и его особой структуры - Ордена Иезуитов, то реакция не заставила себя ждать. «Спрингфильд рипабликен» назвала работу Блаватской «большим блюдом объедков», «Нью-Йорк сан» - «выброшенным мусором», а рецензент «Нью-Йорк трибьюн» писал: «Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».

Первоначальный замысел

Ещё в августе 1882 года махатма Кут Хуми заметил в письме А. П. Синнетту, что «Разоблачённую Изиду» следовало бы переписать заново.
«Разве вы не видите, что всё, что вы находите в „Изиде“, чуть обрисовано, едва набросано - ничего завершённого или полностью раскрытого. Ладно, время настало, но где работники для такой огромной задачи?».

У. К. Джадж в письме из Парижа весной 1884 года сообщил, что он помогает Блаватской в работе над её новой книгой, которая будет называться «Тайная доктрина» и о издании которой уже объявлено в журнале «Теософ». В 1884 году руководители Теософского общества определили, что новая книга будет издана в двадцати частях, приблизительно по семьдесят семь страниц каждая, однако в январе 1885 года по указанию Учителя Е. П. Б. планы были изменены. По словам многих очевидцев, материал, даваемый махатмами, проходил через перо Е. П. Б. различными способами. Иногда его диктовали, иногда применялось ясновидение или другие средства. Кое-что появлялось в рукописях от самих махатм.

Свидетельство автора

В письме Г. С. Олкотту из Вюрцбурга Блаватская сообщает, что сейчас она «абсолютно одна со своим креслом, чернильницей и немногими книгами» (в отличие от ситуации с «Изидой», когда ей помогал Олкотт), но, несмотря на это, она за четыре часа написала раздел объёмом в сорок страниц, не заглядывая ни в одну из книг, а «просто слушая».

В письме Синнетту она рассказывает:
«Каждое утро появляется новое место и новое событие. Я снова веду двойную жизнь. Учитель находит, что мне слишком трудно смотреть на астральный свет в работе над моей „Тайной доктриной“, находясь в сознании, и поэтому уже примерно две недели я наблюдаю всё, что мне нужно, как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых всё написано, и потом восстанавливаю это по памяти…».

Блаватская рассказывала, что если ей надо было справиться и получить сведения из какой-нибудь книги, она «концентрировала свой ум, чтобы создать астральную копию» той книги, откуда можно было взять всё, что ей было нужно.

Свидетельства очевидцев

Д-р Вильгельм Хюббе-Шлейден рассказал о работе Е. П. Б. в Вюрцбурге. Он говорит, что когда посетил её в октябре 1885 года… при ней было всего несколько книг, не больше полудюжины… Он видел, как она записывает предложения, будто списывая их с чего-то, что находится перед ней, но невидимого для других… Он обнаружил в её рукописях много исправлений и пометок, синим карандашом, сделанных знакомым ему почерком К. X..
«Я видел множество поправок и примечаний синим карандашом, сделанных хорошо известным почерком Учителя К. X. в её рукописи и в книгах, которые лежали на письменном столе. Я принципиально отметил это утром, до того, как она начала работать. Я спал на кушетке в её рабочей комнате после того, как она ушла к себе, и кушетка стояла всего лишь в нескольких шагах от письменного стола. Я хорошо помню своё удивление тем утром, когда обнаружил великое множество страниц полного формата, исписанных от руки синим карандашом. Они лежали на столе напротив того места, на котором писала она сама. Я не знаю, каким образом попали туда эти страницы. Но я не видел их до того, как заснул, и никто во плоти не входил ночью в эту комнату, ибо сплю я чутко».

Констанция Вахтмейстер вспоминала, как однажды, войдя в кабинет Е. П. Б., она обнаружила, что весь пол усыпан листами забракованной рукописи. Она поинтересовалась причиной этого беспорядка, и Е. П. Б. ответила:
«Я уже двенадцать раз пыталась написать эту страницу правильно, но каждый раз Учитель говорил, что это неверно. Думаю, я сойду с ума от такого количества вариантов, однако оставьте меня в покое, я не могу прерваться, пока не решу эту задачу, даже если мне придется работать всю ночь напролёт».

Час спустя Е. П. Б. сообщила, что, наконец, эта страница к её великому удовлетворению была закончена. К. Вахтмейстер вспоминала, что иногда ранним утром она видела на письменном столе Е. П. Б. лист бумаги, исписанный красными чернилами незнакомым ей почерком. На её вопрос о значении этих таинственных записок Е. П. Б. ответила, что они определяют её работу на текущий день.

Соавторство

Cоавторство «Тайной доктрины» было разъяснено в письмах от махатм Мориа и Кут Хуми д-ру Хюббе-Шлейдену, полученных им в Германии в начале января 1886 года. Копии этих писем Е. П. Б. послала У. К. Джаджу в Америку для будущего использования. Он напечатал их с объяснениями в журнале The Path в апреле 1893 года.
"…"Тайная Доктрина" после её публикации будет продуктом трёх авторов: (здесь имена одного из махатм и Е. П. Б.) и _______, вашего покорного слуги (подписано другим)… Если это может иметь какое-нибудь применение или помочь _____, хотя я сомневаюсь относительно этого, я, скромный нижеподписавшийся факир, удостоверяю, что «Тайная Доктрина» продиктована (имя Е. П. Б.) частично мною и частично моим братом ______".

В 1888 году махатма Кут Хуми писал Олкотту:
«Я также обратил внимание на ваши мысли о „Тайной Доктрине“. Будьте уверены, что то, что она не снабдила примечаниями из научных и других трудов, мы дали и внушили ей. Каждая ошибка или ошибочное представление, исправленные и объясненные ею из сочинений других теософов, были исправлены мной или по моему поручению. Это более ценный труд, чем его предшественник, это - конспект оккультных истин, который сделает его источником информации и наставлений для серьёзно изучающих его в течение длительного времени в будущем».

Чарльз Джонстон изучал почерк махатм, принимавших участие в работе над книгой. Он говорит, что синим, очевидно, пишет мужчина с очень мягким и ровным характером, но с потрясающе сильной волей; логически мыслящий, незлобивый и готовый приложить все усилия к тому, чтобы сделать понятной свою мысль. Таким образом, он считает, что это почерк высококультурного и в высшей степени тактичного человека. И совсем другой почерк у второго соавтора, писавшего красным. Этот почерк - напористый, резкий, властный, сильный: он похож на выбросы лавы из жерла вулкана, тогда как первый можно сравнить со сплошным потоком Ниагарского водопада. «Первый - вода, второй - огонь».

Публикация

Большую помощь Е. П. Б. в подготовке её рукописи к публикации оказали д-р Арчибальд Кийтли и его родственник Бертрам Кийтли. Б. Кийтли вспоминал, как они, внимательно прочитав всю рукопись - кипу около метра высотой, - исправили английский и пунктуацию там, где это было совершенно необходимо, и затем, после длительных консультаций, «предстали перед автором».
«…Мы изложили перед ней свой план, который был подсказан нам характером самого предмета, а именно - сделать труд четырёхтомным, при этом первые два тома должны были подразделяться на три части: 1) стансы и комментарии к ним; 2) символизм; 3) наука. Далее, вместо того чтобы сделать первый том, как она намеревалась, историей некоторых великих оккультистов, мы посоветовали ей последовать естественному порядку изложения, и начать с эволюции космоса, от неё перейти к эволюции человека, а затем, в третьем томе, заняться исторической частью, разобрав жизнь великих оккультистов, и наконец, рассказать о практическом оккультизме в четвёртом томе… Этот план мы изложили перед Блаватской, и она его должным образом утвердила».

Силами энергичных помощников Е. П. Б. была создана Теософская издательская компания, взявшая в свои руки издание нового теософского журнала «Люцифер», и затем осуществившая издание «Тайной доктрины». Первый том «Тайной доктрины» (ТД) вышел в свет в Лондоне 1 ноября 1888 года, второй - 28 декабря того же года. В апреле 1891 года Е. П. Б. пишет, что ранее было обещано издать третий и даже четвёртый тома «Тайной доктрины», и что третий том уже почти полностью готов. В конце того же (последнего для неё) апреля Е. П. Б. пишет:
«…В случае с „Тайной доктриной“ около полудюжины теософов работали над редактированием, помогая организовать материал, исправить несовершенный английский и подготовить книгу к печати. Но ни один из них, с первого до последнего, никогда не станет претендовать на фундаментальную доктрину, философские заключения и учения. Ничего этого я не изобрела, а только провозгласила, как была научена; или, цитируя в „Тайной доктрине“ Монтеня (том 1, стр. 46): „Я лишь составил букет из лучших восточных цветов и не привнёс от себя ничего, кроме ниточки, связывающей их“. Сможет ли хоть кто-то из моих помощников сказать, что я не заплатила полной цены за ниточку?».

Основные идеи книги

Три фундаментальных принципа

Тайная Доктрина устанавливает три фундаментальных, базовых положения:

1) Вечный, Вездесущий, Бесконечный и Непреложный Принцип, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он выше человеческого понимания и любая попытка выразить его или чему-то уподобить приводит лишь к его умалению. Чтобы яснее донести эти идеи до обычного читателя, предложим ему начать с постулата о существовании лишь Единой, Абсолютной Реальности, которая предшествует всему проявленному и обусловленному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина является Бескорним Корнем «всего, что было, есть и когда-либо будет».

2) Вечность Вселенной в целом как периодической «арены бесчисленных вселенных, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «проявляющимися звёздами» и «искрами вечности». Это констатирует абсолютную универсальность закона периодичности, приливов и отливов, нарастания и убывания, усматриваемого и отмечаемого физической наукой во всех областях природы. Обычность чередования дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования, распространённость этого чередования абсолютно на всё, без каких бы то ни было исключений, делает его одним из самых абсолютных и фундаментальных Законов Вселенной.

3) Основополагающая тождественность всех душ с Мировой Сверх-Душой, которая сама есть один из аспектов Неведомого Корня; неизбежное странствование для каждой души - искры Сверх-Души - через цикл воплощения (или «необходимости»), в согласии с законом циклов и кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна божественная душа не может иметь независимого (сознательного) существования, прежде чем искра, отлетевшая от Сверх-Души, а) не пройдёт через каждую первичную форму феноменального мира… и б) не обретёт индивидуальность: сначала в силу врождённого импульса, а затем посредством личных целенаправленных усилий (контролируемых её кармою), восходя таким образом по всем ступеням разума, от низшего до высшего манаса, от минерала и растения до высшего архангела (Дхьяни-Будды). В эзотерической философии неизменно отрицается наличие каких-либо других привилегий или особых дарований у человека, кроме тех, что завоёваны самим этим эго личными усилиями и заслугами на протяжении длинного ряда метемпсихоза и перевоплощений.

Таковы основные понятия, на которых зиждется Тайная Доктрина.
«Если читатель ясно понял их и усвоил свет, который они проливают на каждую проблему жизни, то для него они не нуждаются в дальнейших доказательствах, ибо истина их очевидна ему, как солнце в небе».

Универсальная формула космической эволюции

Намеченная в стансах история космической эволюции это абстрактная («алгебраическая») формула этой эволюции. Поэтому читатель не должен искать в них отображения всех стадий и трансформаций, имеющих место между первыми началами Вселенской Эволюции и нашей настоящей стадией. Подобное изложение было бы столь же невозможно, как и непонятно людям, не способным уразуметь даже природу плана существования, ближайшего к тому, которым ныне ограничено их сознание. Поэтому стансы и дают абстрактную формулу, приложимую с соответствующими изменениями ко всей эволюции, будь то эволюция нашей Земли, эволюция цепи планет, в которую входит наша Земля, эволюция Солнечного мира, к которому относится эта цепь, и так далее в восходящем порядке. Семь станс 1-го тома представляют семь членов этой абстрактной формулы.

Станса I описывает состояние всеединства во время пралаи.

Станса II описывает стадию, близкую к стадии первой стансы.

Станса III рисует новое пробуждение вселенной к жизни после пралаи. Она описывает выявление монад из состояния поглощения в единстве, самую раннюю и высочайшую стадию в процессе образования миров. Термин «монада» одинаково приложим как к солнечной системе, так и к атому.

Станса IV повествует о дифференциации «зародыша» вселенной в семеричную иерархию сознательных божественных Сил, представляющих собой активные проявления Единой Высочайшей Энергии. Это разработчики, ваятели и, наконец, создатели всей проявленной вселенной. Они вдохновляют и направляют её и являются теми разумными существами, которые регулируют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления Единого Закона, что известны нам как «законы природы». Их общее обозначение - Дхиан-Чоханы, хотя каждая из их различных групп имеет своё название в Тайной Доктрине.

Станса V описывает процесс образования миров. Сначала рассеянная космическая материя, затем «огненный вихрь», первая стадия формирования туманности. Туманность сгущается и, пройдя различные трансформации, образует, соответственно случаю, Солнечный мир, планетарную цепь или одну планету.

Станса VI посвящена дальнейшим стадиям образования одного из «миров» и доводит описание эволюции такого мира до его четвёртого великого периода, соответствующего эпохе, в которой мы живём в настоящее время.

Станса VII продолжает повествование, прослеживая нисхождение жизни до появления человека.

Некоторые «космогенетические» выводы

Всё во Вселенной, во всех её царствах, сознательно, то есть, наделено сознанием соответствующего вида и плана восприятия. Нам, людям, надлежит помнить, что если мы не видим признаков сознания в нашем понимании, скажем, у камней, то это ещё не даёт нам права говорить об отсутствии у них сознания. Нет так называемой «мёртвой» или «слепой» материи, как нет и «слепого» или «бессознательного» закона. Подобным понятиям нет места в оккультной философии. Последняя никогда не останавливается на поверхностных видимостях, и ноуменальные сущности для неё более реальны, нежели их объективные соответствия. В этом она сходна с системой средневековых номиналистов, для которых реалиями были общности, а частности существовали лишь номинально и в человеческом воображении.

Вселенная создаётся и направляется изнутри наружу. Как вверху, так и внизу, как на небе, так и на земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия макрокосма, есть живое свидетельство этому вселенскому закону и образу его действий. Мы видим, что каждое внешнее движение, действие или жест, будь то волевое или механическое, органическое или умственное, производится и предваряется внутренним чувством, или эмоцией, волей или желанием, мыслью или умом. Как никакое внешнее движение или изменение во внешнем теле нормального человека невозможно без внутреннего импульса, данного через одну из трёх названных функций, так и во внешней, или проявленной, вселенной. Весь Космос управляется, контролируется и одушевляется почти бесконечными рядами иерархий сознательных Существ, каждая из которых имеет собственное предназначение и которые - назовём ли мы их тем или иным именем, будь то Дхиан-Чоханы или ангелы, - суть «вестники» лишь в том смысле, что они являются исполнителями законов Кармы и Космоса. Они бесконечно разнятся степенями своего сознания и интеллекта, и называть их чистыми духами без, какой бы то ни было, земной примеси, «которая становится добычей времени», - значит лишь потворствовать поэтическим фантазиям. Ибо каждое из этих Существ либо было человеком в предыдущих манвантарах, либо готовится стать им, если не в текущей, то в следующей манвантаре. Это либо совершенные люди, либо люди в зачаточном состоянии, и в своих более высоких и менее материальных сферах они морально отличаются от земных людей лишь тем, что лишены чувства личности и человеческой эмоциональной природы - двух чисто земных особенностей.

Новые положения в антропогенезе

В связи с эволюцией человека Тайная Доктрина выдвигает три новых положения, полностью расходящихся как с современной наукой, так и с существующими религиозными догмами. Это: (а) одновременная эволюция семи человеческих групп в семи различных частях нашей планеты; (b) рождение астрального тела перед физическим, причём первое служит моделью для второго; (с) предшествование в этом Круге человека всем млекопитающим (в том числе и антропоидам).

Прежде чем приступать к изложению антропогенеза доисторических рас, следует, наверно, согласиться относительно названий материков, на которых рождались, жили и умирали четыре великих расы, предшествовавшие нашей адамической расе. У них было много архаических и эзотерических названий, которые меняются в соответствии с языком народа, упоминающего их в своих писаниях и летописях. Первый материк, вернее, первую твердь, где божественными прародителями была развита Первая раса, предлагается называть:

1) Несокрушимая священная страна. Данное название основано на том утверждении, что эта «Несокрушимая священная страна» никогда не разделяла судьбу остальных материков, ибо она единственная, которой суждено существовать от начала до конца манвантары на протяжении каждого круга.

2) Гиперборея. Так мы будем называть второй материк, страну, которая простиралась в южном и западном направлениях от северного полюса, чтобы породить Вторую расу, и которая ныне известна как Северная Азия.

3) Лемурия. Такое название мы предлагаем для третьего материка. Материк этот включал в себя некоторые области нынешней Африки, но в основном этот гигантский континент, простиравшийся от Индийского океана до Австралии, теперь целиком погрузился под воды Тихого океана.

4) Атлантида. Так мы назовём четвёртый материк. Он был бы первой исторической страной, если бы на предания древних обращалось больше внимания, чем до сих пор. Знаменитый остров с этим названием, упоминаемый Платоном, был лишь остатком этого обширного материка.

5) Европа. Пятым материком была Америка, но так как она расположена в противоположном полушарии, то индоарийские оккультисты обычно называют пятым почти современные ей Европу и Малую Азию. Если бы их учение следовало геологическому и географическому порядку появления материков, то эту классификацию пришлось бы изменить. Но так как последовательность материков рассматривается в порядке эволюции рас, от Первой до Пятой, нашей арийской коренной расы, то Европу следует считать пятым большим материком.

Утверждение о том, что физический человек был сначала исполином дотретичного периода и существовал 18 000 000 лет назад, всем поклонникам и приверженцам современной учёности должно, конечно, казаться нелепостью. Всё posse comitatus биологов отвратилось бы от концепции этого титана Третьей расы вторичной эпохи, существа, приспособленного к успешной борьбе с тогдашними гигантскими чудовищами воздуха, морей и суши. Точно также и его праотцы, эфирные прототипы атлантов, нисколько не боялись того, что не могло причинить им никакого вреда. И пусть современный антрополог, сколько угодно, смеётся над нашими титанами, как смеётся он над библейским Адамом, и как теологи смеются над его собственным обезьяньим предком. Оккультисты и их строгие критики могут согласиться, что к настоящему времени они полностью свели свои взаимные счёты. Оккультные науки, во всяком случае, требуют меньше и дают больше, нежели дарвиновская антропология или же библейская теология.

Человеческие расы рождаются одна от другой, растут, развиваются, стареют и умирают. То же происходит с их подрасами и народами. Если всё отрицающая современная наука и так называемая философия не оспаривают того, что человеческое семейство состоит из разных, чётко определённых типов и рас, то лишь потому, что отрицать это невозможно. Никто ведь не станет утверждать, что нет никакой внешней разницы между англичанином, африканским негром, японцем или китайцем. С другой стороны, большинство натуралистов формально отрицает, что в наши дни ещё формируются смешанные человеческие расы, то есть, семена совершенно новых рас. Тем не менее, наше главное положение будет отвергнуто. Нам скажут, что через какие бы формы ни прошёл человек за своё долгое доисторическое прошлое, но в будущем ему не предстоят никакие перемены, не считая небольших вариаций, как в настоящем. Следовательно, наши Шестую и Седьмую коренные расы мы просто придумали. На это мы вновь отвечаем: откуда вам знать?

Понимание Люцифера

В древности, действительно, Люцифер, или Люциферус, было имя Ангельского Существа, возглавлявшего свет истины, как и свет дня. Люцифер - Дух-носитель озарения и свободы мысли - метафорически является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели Жизни, ибо Люцифер есть Логос в своём высшем аспекте и «Противник» в низшем - и оба эти аспекта отражены в нашем Эго.
Легенда о падших ангелах в том виде, как она изложена во многих учениях, распространённых на западе, просто отражает Космический Закон, связанный с неизменным требованием воплощения на определённом этапе космической эволюции высочайших Существ Света в телах людей. Высшая форма жизни, получившая своё завершающее освобождение от физической формы в предыдущих космических циклах, на определённом этапе обязана вернуться на физический план в тела людей, находящихся на более низкой ступени эволюционного развития для придания этим телам искры Божественности, Божественного Разума и Божественного понимания. Физический проявленный мир не может быть предоставлен самому себе, он не может существовать автономно от всего Творения. И в силу большого присутствия сил хаоса в проявленном мире, он требует постоянной заботы и опеки со стороны высших проявленных миров этой Вселенной. Процесс схождения ангелов в тела людей является необходимым этапом эволюционного развития. Миллионы лет назад произошло схождение в тела людей Земли ангелов или высших Существ Света, которые наделили человека разумом и вошли в состав его Высшего тела или Я Христа.

Однако, догма, распространяемая отцами церкви, полностью исказила смысл первоначального события. Люцифер, Сын Зари, Лучезарный ангел, одаривший человечество разумом, был низведён до положения рогатого козла отпущения, на которого поколения христиан указывали как на главного виновника всех бед и несчастий на планете.

В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватская доказывает, что
«Сатана, или Красный Огненный Дракон, … и Люцифер, или „Светоносец“, находится в нас: это наш ум, наш искуситель и искупитель, наш разумный освободитель и спаситель от чистой животности. Без этого принципа - эманации самой сущности чистого божественного Махата (Разума), излучающейся непосредственно из Божественного Разума, - мы, несомненно, были бы не лучше животных».

Будущее человечество

Процесс подготовки к Шестой коренной расе будет продолжаться на протяжении всей шестой и седьмой подрас. Но последние остатки Пятого материка исчезнут не сразу после рождения Новой расы, а лишь когда над новыми водами на поверхности нашей планеты появится новое жилище, Шестой материк, чтобы принять нового пришельца. Туда же переселятся и осядут там все, кому посчастливится избежать всеобщего бедствия. Когда это будет - как только что сказано - писательнице неизвестно. Но поскольку природа не действует резкими скачками, как ребёнок не превращается сразу в зрелого человека, то и конечному катаклизму будет предшествовать множество малых погружений и разрушений, как водой, так и подземными вулканическими огнями. В сердце расы, находящейся ныне в американской зоне, будет «учащённо биться торжествующий пульс», но к появлению Шестой расы американцев останется фактически не больше, чем европейцев, ибо к этому времени они станут Новой расой и многими новыми народами. Однако Пятая раса не вымрет, но будет ещё некоторое время жить, сосуществуя с новой расой на протяжение многих тысячелетий, видоизменяясь, как мы только что сказали, но медленнее своей новой преемницы, однако подвергаясь полному изменению умственно, физически и в росте.

Взгляд скептика

В 1893 году У. Э. Коулман предпринял попытку доказать, что книги Блаватской, в том числе и ТД - сплошной плагиат. Он утверждал, что зa три последних года проделал «более или менее исчерпывающий анализ» сочинений мадам Блаватской и проследил источники, из которых она заимствовала, как он говорит, по большей части без всяких ссылок. Коулман заявил, что, обильно цитируя авторитеты, как прошлого, так и настоящего, Блаватская пытается представить себя «невероятно начитанным человеком с обширной эрудицией», хотя в действительности «она была полная невежда во всех областях знания». Коулман утверждает, что основной материал ТД взят из двух источников: перевода «Вишну Пураны», сделанного Уилсоном, и «Мировой Жизни» Александра Уинчелла, профессора геологии и палеонтологии Мичиганского университета. Однако, когда текст «Мировой Жизни» был сопоставлен с текстом ТД, удалось отыскать всего лишь несколько заимствований без ссылок на вторичный источник - правда, не семьдесят, как утверждал Коулман, а всего шесть. В примечаниях к английскому изданию эти шесть мест подробно описаны. В трёх из них излагаются конкретные взгляды Левкиппа и Демокрита (ТД1, 2), Кеплера и Эмпедокла (ТД1, 497-8) и факты из современной астрономии (ТД1, 673); в двух Е. П. Б. даёт ссылку на первоисточник, цитируемый Уинчеллом (ТД1, 97; ТД2, 330); ещё в одном случае, где две цитаты из Уинчелла даны без ссылок на него, он сам и его книга упоминаются в начале и конце страницы (ТД1, 498).

Как изучать книгу

Как объяснила Е. П. Б., «Тайная доктрина» - всего лишь небольшой фрагмент того эзотерического знания, которое известно высшим членам оккультных братств. В ней, как она сказала, содержится ровно столько, сколько сможет воспринять мир в грядущем столетии. Е. П. Б. рекомендует:
«Чтение ТД страница за страницей, как читают любую другую книгу, неизбежно закончится путаницей и неразберихой. Прежде всего, даже если на это уйдут годы, необходимо понять „Три фундаментальных принципа“, о которых говорится в прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения - пронумерованных пунктов в разделе „Итог“ к 1-ой части 1-го тома. Затем возьмите „Предварительные заметки“ во 2-м томе и „Заключение“ в первой части 2-го тома… Подходите к ТД без какой-либо надежды на то, что из неё вы почерпнёте окончательную истину бытия, и без каких-либо иных идей, кроме желания узнать самому, насколько сможет она приблизить вас к Истине. Рассматривайте её изучение как один из способов развития ума…».

Мнения читателей

Макс Гендель, христианский мистик:
«Тайная доктрина» - одна из самых замечательных книг в мире…
Предложенная в ней система мышления и познания не только заставляет трудиться наши умы и души, но и мудро направляет их на путь спасения.

Эрнст Мулдашев, профессор, доктор медицинских наук, автор публикаций на мистические темы:
«Тайная доктрина» Е. П. Блаватской является трудом, колоссальным по объёму и насыщенности фактами. Причём логика в этой книге показалась мне какой-то нечеловеческой: всё изложено в стансах, читая которые, можно найти начало мысли в конце книги, середину - в начале, а конец - в середине. Вначале, когда я первый раз прочитал «Тайную доктрину», меня это сильно раздражало, но потом я осознал, что здесь присутствует значительно более высокая логика, возможно, логика Высшего Разума, которую мой скромный человеческий мозг мог схватывать лишь частично и иногда.

Источник

Люди, Вокруг

Previous post Next post
Up