Оригинал взят у
mayak_parnasa в
Выставка "Мода пушкинской эпохи" - отчет.В Государственном музее А.С. Пушкина работает уникальная выставка под названием «
Мода пушкинского времени». В основном экспонаты в экспозиции происходят из коллекции А.А Васильева, но их украшают сокровища из музея А.С. Пушкина и Государственного исторического музея. Ведь требуется показать не просто наряды, но и аксессуары, и интерьеры, где они органично смотрятся.
В выставочных залах музея вы сможете увидеть интерьеры картины, аксессуары и конечно сами наряды, в основном женские. Когда будете смотреть на это богатство, помните, что все эти платья были сделаны для конкретных людей вручную, и краски для тканей тогда тоже были натуральными. А теперь окунемся в мир моды пушкинского времени.
Залы проводят гостя по пути время препровождения знати от утреннего туалета и домашней одежды, до выезда в свет на балы и оперу. Домашней одеждой для первой половины дня для мужчин были шлафор и халат. Утренний туалет для женщин заключался в платьях особого покроя. У столичных модниц это были дорогие парижские туалеты, у провинциальных барышень - простенькие домашние платья. К обеду же полагалось переодеваться, особенно - если ждали гостей.
Камзол. Начало XIX века. Шелк, отделка стальными пугвицами.
Одной из светских обязанностей были визиты. Утренние визиты принято было наносить между завтраком и обедом. Если швейцар отказывал визитеру в приеме, не объясняя причины, это означало , что ему отказывают от дома вообще.
Нарядное платье для выхода. Франция. Вторая половина 1820-х.
Большое значение придавалось визитному костюму. В журнале «Московский телеграф» регулярно сообщалось о новых визитных костюмах для мужчин и женщин. По воспоминаниям современника, приехавший в Москву А.П. Ермолов не мог «засвидетельствовать свое почтение» великому князю «не имею ничего, кроме фрака и сюртука». Великий князь приказал передать ему, «что увидит его у себя с удовольствием и во фраке».
Бальное платье. Англия. 1820-е. Полосатый шелк.
Капор в стиле романтизм. Реплика. Соломка.
Канзу. Западная Европа. 1835. Муслим, вышитый гладью, отделанный кружевом валансьен.
Капор - женский головной, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. Капор удерживался на голове мантоньерками - широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом.
Канзу - в России XIX в. - предмет женского костюма в виде небольшой пелерины, прикрывавший вырез платья.
Кружево Валансьен - тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Среди тех мотивов, которые применялись в орнаментах валансьенского кружева, преобладали стилизованные флористические узоры. Невероятно легкой невесомой паутинкой соединялись многочисленные ажурные элементы в полотно с четкими геометрическими линиями, завершалось кружево очень мелкой петлистой кромкой.
После утреннего туалета, чашки кофе или чаю, к двум-трем часам дня можно было отправиться на прогулку - пешком, верхом или в коляске. В Москве гулянья, как правило, были приурочены к церковным праздникам и строго соотнесены с местом: Лазарева суббота накануне Вербного воскресенья - на Красной площади, Духов день - в Лефортовом саду, в день святых Прохора и Никанора - у Новодевичьего монастыря, от которого вереница экипажей тянулась по Пречистенке на Арбат, по Поварской к Подновинскому и до Кремля.
Дамское платье. Россия (?). Конец 1830-х - 1840-е. Набивной хлопок в полоску.
Особенно славилось гулянье в Сокольниках первого мая. Здесь бывали все - и знатные вельможи, и ремесленники, и даже крестьяне из окрестных деревень. По словам одного из пушкинских современников, «не побывать первого мая в Сокольниках<…> - это значило лишить себя одного из величайших наслаждений жизни».
Дамское платье с рукавами жиго. Франция. Вторая половина 1830-х. Лиловой шелк.
Центральный зал экспозиции посвящен театру, который в пушкинское время был предметом всеобщего увлечения. Обычно представление начиналось в шесть и заканчивалось в девять часов вечера, так что молодой человек успевал побывав в театре, отправиться на бал, маскарад или в клуб.
Женщины могли появиться в театре только в ложах - в вечерних туалетах, в беретах, токах и тюрбанах, которые не снимали ни в театре, ни на балу. Мужчины надевали мундир или фрак.
Трубка одноглядка. Франция 1810-е. Перламутр, металл, золочение.
Браслеты. Западная Европа. 1820-1830-е. Металл, золочение.
Браслет. Англия. 1835. Металл, золочение (верхний).
Браслет. Англия. 1830-е. Металл, золочение (нижний).
Флакон с нюхательной солью. Франция. 1830-е. Хрусталь, позолоченный металл.
Фермуар к браслету. Франция 1830-е. Металл, золочение, стекло.
Фермуар - (фр. fermoir, от fermer - запирать). Украшение из драгоценных камней, служащее застежкой к дорогому ожерелью, барслету.
Придворный костюм. Франция. 1820-е. Фигурный бархат, вышивка гладью и металлической нитью.
Ярким событием в жизни светского общества первой трети XIX века были балы. Бал начинался в 10 часов вечера, после окончания спектакля. Для мужчин, желающих продвинутся в карьере о давал определенный шанс. По воспоминаниям одного из пушкинских современников, «во время приезда в Москву государь, заметив на бале в Благородном собрании двух молодых людей в застегнутых доверху черных фраках, выразился «как они изысканны»» и на следующий день назначил обоих в свою канцелярию и чуть ли не пожаловал их в камер-юнкеры». Еще большую роль играл в жизни женщины, общественная жизнь которой не простиралась дальше гостиной и бальной залы.
Бальное платье. Англия. 1820-е. Шелковая органди, желтый атлас, вышивка гладью.
Пелерина. Франция. 1835. Панбархат, отделка боа из страусовых перьев.
Портбукет. Англия. 1830-е - 1840-е. Позолоченная латунь.
Портрезор. Франция. 1820-е. Шелк, вышивка бронзовым бисером.
К сожалению, узнать для чего служил и как носился портрезор, не удалось. Но надеюсь мыв это выясним.
Приглашение на бал 2 марта 1813 года. Париж. Бумага, печать.
Парные волосяные браслеты. Англия. 1830-е. Металл, золочение, топаз.
В эту сентиментальную эпоху очень модными были браслеты из волос своих ближайших родственников. Обычно они делались парными, но до нас дошло н так много парных вещей. Поэтому рассматривая экспозицию обратите на эти редкие браслеты.
Бальная книжка. Франция. 1820-е. Перламутр, кожа, позолоченная бронза.
Бальная записная книжка - очень интересный аксессуар балов прошлых столетий. По сути это просто небольшой альбом (книжечка, связка табличек, стопка карточек), где записывались имена кавалеров, пригласивших даму на танец. Бальные книжечки чаще использовали женщины, но мужчины тоже пользовались этим милым изобретением.
Мужской жилет и мужские подтяжки.
Фрагмент вышивки. Подтяжки мужские «Сентиментальные сцены». 1820-е. Шелк, вышивка гладью.
Фрагмент вышивки. Подтяжки мужские «Сентиментальные сцены». 1820-е. Шелк, вышивка гладью.
Подвязки для чулок. Западная Европа, Франция(?). Конец XVIII - начало XIX века.
Репс, шелк, тафта, синель, белый металл; ручной пошив, ручная вышивка, печать, чеканка.
Веер-бальная книжка. Франция. 1820-е. Картон, кость, пайетки.
Вот такая замечательная выставка развернута в залах особняка Хрущевых-Селезневых на Пречистенке. Всем кто интересуется историей, модой, пушкинским временем обязательно надо посетить эту экспозицию. Тем более, что выставка такого масштаба о моде начала XIX века в России проходит впервые. Пока католог только ожидается, но некоторые фотографии уже можно посмотреть
здесь. (ссылка от
lameta)
Выставка продлится до 10 мая 2015 года.
Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Цена билета: 170 руб. Подробнее
тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!