(По материалам Госплана СССР)
ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
а) Налоги. По ориентировочным расчетам, дефицит государственного бюджета в 1942 г. определяется в размере 41 млрд. рублей. Он будет покрыт эмиссией более чем на 30 млрд. рублей. Возможности сокращения эмиссии за счет дополнительного обложения городского населения в основном исчерпаны после введения военного налога.
Обязательные платежи и добровольные взносы городского населения увеличились в 2-2,5 раза по сравнению с довоенным уровнем. У некоторых категорий рабочих и служащих эти платежи выросли еще в большей мере. С заработной платы в 600 руб. удержания составляют в настоящее время 210 руб., или 35,1%, у мужчин в возрасте от 19 до 46 лет - 39,7% (с учетом надбавки в 50% к военному налогу). До войны удержания при таком размере заработной платы составляли 16%. При заработке в 1200 руб. удержания составляют теперь 38%, а с 50-процентной надбавкой к военному налогу - 42,6%. Лица, не имеющие детей, уплачивают, кроме того, налог в размере 5% от заработной платы. В названную сумму не входят взносы в партийные и профсоюзные организации и различные разовые взносы (например, на танковые колонны, на подарки бойцам Красной Армии и др.). У большей части рабочих и служащих, получающих свыше 1000 руб., платежи достигают около 50% их заработной платы.
Дальнейшее увеличение налогов на городское население нецелесообразно по следующим причинам: для рабочих и служащих с невысокими заработками получаемая в настоящее время на руки заработная плата является необходимым минимумом для покупки выдаваемых по карточкам продуктов и промышленных товаров и для других необходимых расходов. Что касается рабочих и служащих с более высокой заработной платой, то, как было показано ранее, удержания с их заработка доходят уже в настоящее время до 50% и поэтому дополнительное обложение привело бы к фактической уравнительности в оплате труда.
Иначе обстоит дело с обложением крестьян. Средняя сумма платежей колхозников на 1 двор составит в 1942 г. около 900 руб. (без учета льгот, предоставляемых семьям красноармейцев). Это примерно вдвое превышает довоенные платежи.
Несмотря на это, относительный уровень обложения села повысился в гораздо меньших размерах, чем города, так как, во-первых, за время войны увеличились денежные доходы села в связи с ростом рыночных цен, и, во-вторых, в составе доходов крестьян, особенно в зерновых районах, преобладающую часть представляют натуральные поступления. Между тем эта часть доходов не подвергалась существенному дополнительному обложению во время войны.
Госплан считает целесообразным увеличить в 1942 г. сумму сельскохозяйственного налога примерно в 2,5 раза путем соответствующего повышения установленных в марте 1941 г. норм доходности подсобного хозяйства колхозников и хозяйств единоличников.
Военный налог с колхозников и единоличников, который составит более 3 млрд. руб., будет внесен почти полностью в первом полугодии 1942 г. (срок последнего взноса - 15 июля). Имеющиеся данные о ходе поступления военного налога свидетельствуют о том, что этот налог для значительной части крестьян является легким.
При существующих нормах обложения сельскохозяйственный налог, платежи которого приходятся на конец третьего и на четвертый квартал, составит несколько более 1 млрд. рублей. В связи с отменой военной надбавки к сельскохозяйственному налогу платежи крестьян во втором полугодии 1942 г. будут примерно в три раза меньше, чем в первом полугодии.
Между тем на вторую половину года приходится преобладающая часть доходов от реализации продукции. По этим мотивам Госплан считает необходимым увеличение сельскохозяйственного налога, что даст дополнительно около 1,5 млрд. рублей.
Предлагаемое дополнительное обложение крестьянства денежными налогами будет в настоящее время все же недостаточным. При существующем положении на колхозном рынке и продолжающемся росте цен необходимость уплаты увеличенных налогов не заставит колхозников в ощутительных размерах увеличить реализацию продукции на рынке. Реальное обложение сельскохозяйственного населения и мобилизация необходимых дополнительных материальных ресурсов в деревне может быть проведена главным образом путем увеличения на военное время норм обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов.
....
7 апреля 1942 года
Председатель Госплана при СНК СССР М.Сабуров
Заместитель Председателя Госплана при СНК СССР Г.Косяченко
РГАЭ, ф. 4372, оп. 93, д. 463, л. 179-205.