Вдоволь наездившись по различным вотчинам Романовых, я решил провести выходные в Москве, а заодно наконец то выбраться в Зарядье. Я его прекрасно помнил еще с гостиницей Россия, а вот в сам парк как то выбраться не удавалось. Ну и заодно совместить прогулку с продолжением путешествий по различным вотчинам владельцев усадьбы Горенки (по моим нескромным подсчетом, география владений всех семей насчитывает более полутора сотен мест в России и не только).
Купив билет на вечерний сеанс, я отправился на прогулку по парку, благо погода в для ноября была отличная. Варварка, да Зарядье место с богатой историей и я уверен, что еще вернусь к нему в своих рассказах, сегодня же речь пойдет о палатах и соседнем монастыре.
Сей милый грифон ни что иное, как герб Романовых
Доподлинно неизвестно, но поговаривают, что палаты на Псковской горке принадлежали суражским купцам Ховриным (кстати храм Максима Блаженного по соседству тоже принадлежала выходцам из Суража) и перешли к Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву в качестве приданного его супруги Варвары Ивановны Ховриной. Но известно, что тут уже был двор в три строения и церковь Знамения (она то и войдет в основу будущего Знаменского монастыря).
Со стороны Зарядья палаты выглядят скромно
Чего не скажешь о Знаменской церкви
Дата постройки палат датируется 15-16 веком и они присутствуют на схемах 1597 года, а уже в 1613-м вокруг них существуют достаточно большие владения. Усадьба состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных построек, палат на нижних погребах, которые и использовались для жилья боярской семьи. Палаты же на верхних погребах использовались больше по хозяйству. Так же при усадьбе была домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы, на месте которой позже возведут нынешнюю церковь.
Палаты в конце 19 века
Существует предание, что именно в этих палатах и родился 12 июля 1596 года, будущий царь Михаил Федорович Романов. Но именно в те годы бывшие в родстве как с Годуновыми, так и с прежней царской семьей Романовы попали под опалу.
Места ссылки Романовых
Федора Никитича (будущего патриарха Филарета) отправили на север, его братьев в Чердынь, ну а Марфу и совсем еще юного Михаила в Олонец, правда по пути удалось сначала укрыться в Ипатьевском монастыре, а когда появилась угроза со стороны поляков, в родовом имении Клины.
Служебный корпус монастыря 18-го века. Именно через него сейчас и попадают в палаты
С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя»
После восхождения на российский трон в 1613-м году Михаила Федоровича, усадьбу стали называть «Старым государевым двором». Ну а в 1631-м году палаты стали частью Знаменского монастыря. Историки называют два события, которые могли стать причиной основания Знаменской обители. Это кончина инокини Марфы (Ксения Ивановна, жена Федора Романова и мать Михаила Романова) либо рождение наследника престола Алексея Михайловича (1629 г.), что менее вероятно.
Известно лишь, что в то время в родовую Знаменскую церковь поступили щедрые пожертвования от счастливого отца. В возникновении монастыря сыграл роль и тот факт, что патриарх Филарет после смерти своей жены не хотел, чтобы их родовая усадьба на Варварке перешла к другим родственникам. Таким образом, в сентябре 1631 года Михаил Федорович Романов основал на Старом государевом дворе обитель и отдал в ее владения угодья, ранее принадлежавшие инокине Марфе, а также родовые палаты.
В 1631 году патриарх Филарет издал указ о передаче древностей старой Знаменской церкви первому игумену монастыря - Герасиму, а в ноябре 1631 по царскому указу поместья инокини Марфы перешли в монастырскую собственность.
Львов у входа уже спрятали на зиму
Какое-то время соборным храмом Знаменского монастыря служила холодная домовая церковь Знамения. Сюда была перенесена Знаменская икона 15 века, которая по преданию была вывезена Романовыми из Новгорода, где они управляли. В свое время, эта икона чудесным образом помогла новгородцам победить в битве с суздальскими войсками, пытавшимися захватить город. Оклад иконы был богато изукрашен золотом, серебром и драгоценными камнями.
Своды палат очень богато расписаны. Ну и конечно же герб Романовых
В 1688 году произошел крупный пожар и к Алексею Михайловичу обратился игумен Знаменского монастыря, Арсений с просьбой посодействовать в восстановлении монастыря
Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие - монастырь - выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение - палаты - от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец
Обратите внимание на кожаные обои
Реставрацией палат занялись родственники царицы Марьи Ильиничны (урожденной Милославской). Особенно активную деятельность развил боярин Иван Михайлович, в дальнейшем именно он станет зачинщиком Стрелецкого бунта, вспыхнувшего в 1682 году.
На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх - деревянным.
В 1670 году на средства боярина Ивана Милославского в монастыре был заложен новый храм, который походил на кремлевский Успенский собор, и ставший самым большим храмом в Китай-городе и Зарядье. Возводили собор мастера из Костромы Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Внешние фасады храма были выполнены в русских традициях, а внутри пятиглавый храм был бесстолпным - его своды опирались на мощные стены. Собор был построен в форме корабля. Храм был двухъярусным. В верхней части располагался не отапливаемый летний хнам в честь иконы Знамение, внизу - теплый придел Афанасия Афонского и трапезная. Позднее нижний храм переосвятили в честь преподобного Сергия Радонежского с приделом Николая Чудотворца. В связи с тем, что в храмах, расположенных друг над другом, алтари не могли располагаться на одном уровне (чтобы те, кто находится в верхнем храме, не попирали ногами священный престол нижнего храма), нижний алтарь имел значительный выступ.
При возведении собора были использованы некоторые строительные хитрости: устроены ложные закомары, глухие боковые главы, а центральную главу сделали из дерева и обили железом. Это было сделано для того, чтобы уменьшить нагрузку на несущие стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы. По северной и западной сторонам Знаменского собора проходили двухъярусные галереи. Отдельно от собора стояла шатровая колокольня, крытая зеленой черепицей. Знаменский собор освятил патриарх Иоаким 27 июля 1684 года, уже при царевне Софье.
В день престольного праздника в Знаменском соборе в присутствии царя и знати служил сам патриарх, и пока высочайшие особы находились в храме на колокольне Ивана Великого, не умолкая, звонил колокол.
Через некоторое время сооружения монастыря начали разрушаться. Оказалось, что грунт был слабым и начал проседать. Кроме того, существует мнение, что Петр I после Стрелецкого бунта возненавидел царевну Софью и Милославских и велел прекратить финансирование обители. После того как столицу России перенесли в Петербург, Знаменский монастырь и бывшие царские палаты постепенно стали приходить в упадок. Помимо того, что монастырь больше не получал содержание, ему было велено замостить за свой свет очень большую территорию. В начале 1730 года монастырские постройки настолько обвешали, что могли в любой момент рухнуть. В 1737 году, во время пожара, вошедшего в историю Москвы, главный собор очень обгорел, а его центральная деревянная глава обрушилась.
Макет палат
План монастыря
Еще одна печь, но попроще
В стенах монастыря чуть теплилась жизнь. В 1740 году настоятелем монастыря стал владыка Иосиф, сумевший изыскать средства на роспись Знаменского собора. Когда в 1743 году императрица Елизавета посетила родовое имения во время коронации, то выделила скромные средства на обновление обители и старых царских палат, а в Царском Селе заложила Знаменскую церковь.
В течение десяти лет, начиная с 1752 года, в обновленных палатах жил грузинский митрополит Анастасий, поэтому и палаты стали называть архиерейскими. Казалось бы, дела монастыря пошли на лад, но новые неприятности не заставили себя ждать. Обрушилась кровля в палатах, и после того, как оттуда выехал митрополит, монастырь сдавал их в аренду с условием, что жильцы отремонтируют помещение. Сначала в палатах проживал малороссиянин Григорьев, затем купец Болховитинов, а под конец 18 века грек Горголи. Хотя такие меры спасли бывшие государевы палаты от разрушения, многие жильцы перепланировали и перестраивали помещения, что изменило их облик.
Братский корпус монастыря (бывший старый государев двор)
В 1762 году, после секуляризации все монастырские владения были изъяты, а монастырь отнесен к третьему классу. В 1771 году Москву охватила эпидемия чумы, и монастырь был лишен значительной статьи дохода - средств, которые приносило монастырское кладбище. Теперь в центре города людей было запрещено хоронить, из-за опасности распространения болезни. В 1780 году положение монастыря стало улучшаться. Знаменский собор расписали, а согласно новым веяниям на куполе было изображено Всевидящее око. Стены и своды декорировали лепкой по рисункам М. Казакова, была построена новая колокольня, имевшая парадный вход в обитель. И снова мирное и благополучное течение монастырской жизни нарушилось - началась война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий самые ценные реликвии вывез в Вологду, а остальное разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Они жгли образа, мучили монахов, но монастырь не разрушили. Спасло обитель то, что в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе. Он приложил усилия к тому, чтобы сохранить монастырские постройки, и способствовал проведению богослужений в Знаменском соборе - это было почти исключительное явление во время оккупации Москвы французами.
После того как Наполеон оставил Москву, в государевых палатах разместился архиепископ Августин, в 1813 году настоятелем Знаменского мужского монастыря стал архимандрит Парфений Чертков, будущий архиепископ Владимирский и Суздальский. На восстановление Знаменской обители в Москве Священный Синод выделил 15 000 рублей, жители города также жертвовали средства для такого благого дела. В течение 10 лет отстраивали монастырь, и в 1827 году Знаменский монастырь вновь стал функционировать. Палаты же уже собирались снести и отстроить на их месте новые, но в защиту встал Архиепископ Филарет.
С приходом на трон Александра II монастырь вновь вступил в эпоху возрождения. Посетив его в 1856 году и обнаружив плачевное состояние исторического подворья, император отдал приказание восстановить палаты в первоначальном виде и обустроить в них музей.
Палаты до реставрации
Кроме того, все работы Александр II контролировал лично, ведь приближался 250 юбилей царствования династии Романовых. Следующим шагом был выкуп государевых палат у монастыря за 20 000 рублей. Теперь палаты принадлежали Придворному ведомству Московской придворной конторы. Была создана комиссия, занимавшаяся историческими исследованиями, сбором архивных документов. Комиссия установила, что Михаил Федорович Романов действительно появился на свет именно здесь, после чего в 1857 году началась работа по восстановлению здания. В работах принимали участие видные историки того времени И.М. Снегирев и А.А. Мартынов, директор Оружейной палаты А.В. Вельтман, геральдист Б.В. Кене, руководил работами академик Ф.Ф. Рихтер. Насколько бережно осуществлялась реставрация, можно судить по тому факту, что на всех новых кирпичах был проставлен год их производства, чтобы потомки могли отличить древние камни от новых. Однако при реставрации Рихтер допускал и некоторые вольности, за что его осуждали ученые того времени.
Новый музей получил множество бесценных экземпляров, работал он всего два дня в неделю. Посетителей впускали в количестве не более восьми человек, запрещалось прикасаться к экспонатам, проносить с собой трости и зонты.
К празднованию 300-летия династии Романовых Знаменский монастырь вновь обновили, а в 1910 году в верхнем Знаменском храме устроили придел во имя святого покровителя Михаила Федоровича Романова - преподобного Михаила Миленина. 25 мая 1913 года Знаменский монастырь и музей удостоились посещения императора Николая II.
После революции в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. В 1923-м палаты стали филиалом Оружейной палаты, а через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства»
В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины 19 века» и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада.
В конце 80-х комплекс закрыли на реставрацию. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску 19 века, обнаружили капитель 15 века и некрополь 16-го. Вместе с тем вскрыли два сруба восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи, правнучки родоначальника Романовых - Андрея Кобылы.
Вот такая вот история скрывается в Зарядье.