"Сегодня будет фильм "Жертвоприношение". Постарайтесь переспать с ведьмами, сжечь свои дома, и больше не встречайтесь со своими детьми. Иначе настанет конец света".
Но всё гораздо возвышенней. Отто как мистик и искуситель подтолкнул Александра к тому, что Александр сам давно хотел. Он хотел Марию. Она для него прообраз небесной, нищей любви, которая должна стать и земной любовью. Спасло ли это мир, или от того момента, когда он видит домик и Мария рассказывает ему, что мальчик и Отто построили этот домик для него - и до его пробуждения и сожжения дома всё было сном? Возможно. Но этот сон всё равно в реальности, сжечь дом и разрушить всю свою прежнюю жизнь Александр хотел давно. Авраам не отрекается от Исаака. Он приносит его в жертву, веря Богу. Александр приносит в жертву себя, свой страх. А молчание самая страшная жертва. Не видет сына - ещё более страшная жертва, но Александр идёт и на неё. Он полностью обнищал, как обнищал Отец. Сын проспал в лесу всю эту мистерию. В начале было Слово? Почему не молчание?
Утром думал о фильмах Тарковского. В "Андрее Рублёве" - брак художнка с Матерью-землёй. И колокол ведь тоже рождается в земле. В "Зеркале" вся жизнь героя могущественно связана с матерью и женой. Больше в его мире просто никого НЕТ. Он один и по сути в плену. Так и умирает, "я просто хотел быть счастливым", и свобода, и тайна, и счастье-печаль ожидания - они только в детстве. Отец разве что снится, даже наяву он как во сне, статичен, нем. Мать хочет любви. А её нет. В "Солярисе" мать для героя - больше чем человек, а отец - чудак. Мать даже с того света спасает Криса, прогоняя Хари, как наваждение. Так было и на Земле. Снова герой бкзысходно связан двумя женинами, матерью и любимой. Упасть на колени перед отцом. Наконец они вдвоем и только вдвоём.
О чём "Солярис"? Он о Матери. Крис попадает в гораздо более всеохватываюую бездну, чем на Земле. Океан Солярис - женского рода на латыни. Снова возникает из него Хари, и каждый час становится для Криса страшным судом. На Земле он ещё мог скрыться от Хари, а здесь он сам хочет, чтобы она была. Хотя и сомневается в своём желании. Выдержать этого он не может, да и кто смог бы - и впадает в болезнь, в сон, в бред. И Мать является ему во сне, совершенно наяву. Ей не надо долго рассказывать. Она всё знает и видит. И она рассеивает наваждение. Никакая Солярис со всем своим разумом и силой не может одолеть Мать. Стены загораются. Образ двоится, Хари и Мать словно переменяют облик: друг в друга. Так видится Крису. Затем Хари уходит. Проснувшись, Крис узнает, что она действительно ушла. Попросила сама Снаута и Сарториуса. Она так любила Криса, что не захотела его дальше мучить. И исчезла. Но любовь Хари ничто в сравнении с силой Матери. Крис тоже уйдёт - на остров, созданный его воображением и силой Солярис. Там он встретит: дом, родную
( ... )
В "Ностальгии" - а её всё-таки Гуэрра писал - неожиданно герой предстаёт более традиционно: жена, темноглазая и темноволосая, почти ведьма. С улыбкой, строгая. Светлой итальянке её не пересилить, тут связь насмерть, как и с Родиной. Нет коллизии для героя между матерью=женой и любимой. Он ничего здесь не любит, в этой Италии. Он тоскует по дому. Дино тоскует о том, что люди не сливаются воедино, словно капли. И быть вместе со всеми он может, только уйдя от всех, запершись вместе с семьей перед "концом света". Он говорит о чистой родниковой воде, а уходит в огонь. Иначе людей ничем не проймёшь. Герой один его понимает. Тоска по слиянию. Но, где у юродивого - огонь, у русского писателя - свеча. Хотя бы так. Большего не дано. Самосожжения на Руси давно прошли. Осталась одна ностальгия. Тихий апокалипсис. И сердце остановилось. И вернулось туда, где всё земное вечно, где ничего не происходит, где просто живём, и всё.
В "Жертвоприношении" Тарковский возвращается к своей излюбленной теме. Герой слаб, как в "Зеркале". Он, такой духовный и тонкий, женился на ведьме, родил дочь-ведьму - и уходит к ведьме, которая ведает, а не просто обладает темным даром. Переспав с ней и обещав ещё ранее Богу пожертвовать всем - домом, сыном, словом, своим благополучием, он "спасает" мир от ядерной катастрофы. В мире всё остаётся как есть. Но, сам того не понимая, герой жестоко отомстил своей жене и дочери. И он давно желал Марию. Он чувствует её силу. Сам он слаб и опутан внутри и вне. Он сжигает дом. О любви к сыну он много говорит - много чувства, трепета в его словах. Но сын молчит. У него болит горло. И, заговорив, он ставит под сомнение Откровение. "В начвле было Слово? Почему, папа?" Ведь вначале было дело. Дело отречения.
Comments 5
Но всё гораздо возвышенней. Отто как мистик и искуситель подтолкнул Александра к тому, что Александр сам давно хотел. Он хотел Марию. Она для него прообраз небесной, нищей любви, которая должна стать и земной любовью. Спасло ли это мир, или от того момента, когда он видит домик и Мария рассказывает ему, что мальчик и Отто построили этот домик для него - и до его пробуждения и сожжения дома всё было сном?
Возможно. Но этот сон всё равно в реальности, сжечь дом и разрушить всю свою прежнюю жизнь Александр хотел давно. Авраам не отрекается от Исаака. Он приносит его в жертву, веря Богу. Александр приносит в жертву себя, свой страх. А молчание самая страшная жертва. Не видет сына - ещё более страшная жертва, но Александр идёт и на неё. Он полностью обнищал, как обнищал Отец. Сын проспал в лесу всю эту мистерию. В начале было Слово? Почему не молчание?
Reply
Reply
Reply
традиционно: жена, темноглазая и темноволосая, почти ведьма. С улыбкой, строгая. Светлой итальянке её не пересилить, тут связь насмерть, как и с Родиной. Нет коллизии для героя между матерью=женой и любимой. Он ничего здесь не любит, в этой Италии. Он тоскует по дому. Дино тоскует о том, что люди не сливаются воедино, словно капли. И быть вместе со всеми он может, только уйдя от всех, запершись вместе с семьей перед "концом света". Он говорит о чистой родниковой воде, а уходит в огонь. Иначе людей ничем не проймёшь. Герой один его понимает. Тоска по слиянию. Но, где у юродивого - огонь, у русского писателя - свеча. Хотя бы так. Большего не дано. Самосожжения на Руси давно прошли. Осталась одна ностальгия. Тихий апокалипсис. И сердце остановилось. И вернулось туда, где всё земное вечно, где ничего не происходит, где просто живём, и всё.
Reply
Reply
Leave a comment