Я опять за свое - про чтение! Меня очень волнует этот вопрос, поскольку у Леши с чтением множество трудностей, которые не видны на первый взгляд. Недавно в комментариях обсуждали быстрый счет и его последствия. Хочу написать про быстрое чтение и его последствия.
Помню, когда Лешка был маленький, то множество людей в клубе "Умница" начинали учить детей читать по методике Домана. Результат - научились единицы. Реально единицы, по пальцам пересчитать. Все остальные как-то "доучивались" читать классическим способом. Это по моим наблюдениям и выводам из общения с родителями, которые пробовали методику.
Что же у Леши? Леша читает хорошо, бегло. На первый взгляд. Но только до тех пор, пока не наткнется на незнакомое слово. Он не может переключиться и думает, что надо просто знать все слова на свете. А сколько слов я напечатала дополнительно, когда учила его по методике? Страшно вспомнить. Сейчас я даю тексты сложнее, чтобы тренировать именно чтение слогами, а он запоминает и длинные слова. Отлично преуспел в этом. Спотыкается лишь на словах, длиннее 3 слогов! Это, конечно, новый уровень за год, но это совсем не то, что нужно, увы. Он не привык прикладывать усилия при чтении, меня это очень беспокоит, поскольку именно это мешает ему начать читать самостоятельно. И страх, конечно: "А вдруг я встречу в книге незнакомое слово, мама?"
Аааааа! Вот тут-то до меня в очередной раз и дошло, что и как, оказывается. А я-то думала, он начал читать. Работать еще и работать над этим процессом. Прогресс все-таки есть, Леша читает все слоги, стыки согласных, но на незнакомых словах все равно тормозит, психует, бросает... Я замучилась объяснять, что незнакомых слов просто не существует, мы можем прочитать любое слово. Но вот это про-чи-тать для него - как космос. Пока я не теряю надежды и все равно занимаюсь с ним, подбираю книги, где слова разделены на слоги, где есть длинные слова, предложения. Надеюсь, что навык когда-то дойдет до автоматизма.
Вчера читали с ним рассказ Осеевой, он споткнулся лишь на одном слове, сказал, что такое слово не знает. Просьба прочитать вызвала просто бурю эмоций. Еле одолели слоги. И что вы думаете было, когда это слово встретилось на следующей странице? Оно было прочитано как скороговорка. Запомнил. Радоваться бы, да не до этого. В общем, терпения мне с его чтением.
И никакой ментальной арифметики, если это, по мнению многих, работает примерно таким же способом!
Друзья, это я пишу не к тому, что не надо учить ребенка методом Домана или водить на ментальную арифметику. Иногда это даже спасение, в определенных случаях. А к тому, что бывает и не все гладко с этими экспериментами. И попытка у нас всего одна, потом не так-то просто все исправить, хотя можно. Надеюсь, у меня получится, даже не надеюсь, а уверена в этом.
Теперь про олимпиаду для 1 класса по русскому языку. У многих в ленте я видела, как ее проходят дошкольники и набирают от 80-100 баллов, притом, пятилетки тоже. Леше 5л 10м. Его баллы - это 50-60 максимум, тут на результат не смотреть, делали вместе, кое-где я просто не успевала исправлять, он уже жал кнопку отправить. Расскажу, с чем справился, а что оказалось трудно. Олимпиаду
можно пройти тут.
1) Алфавит.
"Мама, я не знаю алфавит". Логично, по порядку буквы с Лешей никто не учил. Надо) В копилку занятий. Тут точно его честные 0 баллов.
2) Зоопарк. Составить слова из перепутанных букв. Здесь честная 10, поскольку такими заданиями часто балуемся. Сделал легко.
3) Игра в слова тоже честная 10.
4) Собери рассказ.
Здесь я как раз не успела даже скорректировать. Текста много, составил даже не читая, потому что не хотел столько читать мелким шрифтом. 4 - это случайность, 0 на самом деле.
5) Ошибки исправил сам, текст крупнее, все прочитал. Десятка.
6) Звуки. Здесь меня удивил, все сделал. Десятка.
7) Пословицы - 0. Никто их ребенку не рассказывал, он не знал ни одной) Мой косяк.
8) Слоги. Тут тоже удивил меня, хорошо делит на слоги, все сделал. Десятка.
9) Множественное число. Тоже все легко и верно.
10) Последнее не могу вспомнить, что было.
В общем, есть над чем работать к первому классу.