Алеше 4г 9мМного книг мне попадалось о правилах поведения для детей. И ни одну из них я не рискнула всерьез прочитать ребенку. Почему-то всегда правила поведения в книгах описываются от противного, а еще картинки обычно с плохим поведением, а не с хорошим. Попалась нам очередная
книга о хороших манерах, делимся впечатлениями и своими мыслями по поводу воспитания этих самых манер.
Человека формирует среда, в которой он обитает с самого детства. Общению и хорошим манерам (как их принято называть) ребенок учится от окружающих его людей. Перенимает определенную последовательность действий в различных ситуациях.
Мне стало понятно, что дошкольный возраст - это то самое время, когда Леша пытается разобраться в отношениях с людьми, в правилах поведения, ему это интересно. Он сам провоцирует обсуждение различных действий и поступков.
Недавно мы с ним вышли из магазина, Леша держал передо мной дверь, а я, не подумав, посмотрела на него и сказала: "Леша, иди уже давай, хватит стоять!" На что Лешка очень обиженно мне высказал: "Почему другие мужчины всегда открывают тебе двери и ты проходишь, говоря спасибо или улыбаясь, а мне так говоришь?" Мне стало понятно, что ребенка и учить ничему не нужно! Леша видит - Леша делает)))
В очередной раз в магазине он мне сказал: "Мама, нас с тобой мужчины на кассе вперед пропускают часто, я думал, что они меня пропускают, но с папой они меня не пропускают, а только с тобой, значит, они пропускают тебя - надо пропускать женщин с детьми, да?" Оба раза мы поговорили о вежливости, галантности, о мужчинах и женщинах.
В гости ребенок тоже с пустыми руками не ходит, обожает приносить с собой сладости и поедать их в гостях :)
Два дня назад мы с Лешей поспорили по поводу выражения благодарности. Я потом признала правоту сына в этом вопросе. Мы были в гостях у моей подруги. Леша сейчас очень увлеченно играет в пиратов, поиск кладов, кидается на различные "блестяшки". Выковырял камни из моей заколки и принес их с собой в гости похвастаться трофеем. Тетя М. быстро сообразила и подарила Лешке мешочек подобных камней (она швея, у нее много всего остается), Леша был очень рад. Вот примерный диалог:
-Ого! Я так рад, красивые камни, я просто счастлив, их столько много, настоящий клад! Ты даже не представляешь, как меня порадовала (Лешка говорит все с выражением и действительно блестящими глазами).
-Я очень рада, что ты рад. Даже не думала, что тебя это настолько обрадует.
И тут вмешиваюсь я:
-И что надо сказать раз ты так рад?
-Спасибо т. М.
Вроде бы ничего особенного. Мой ребенок привык, что разбор полетов у нас обычно без посторонних, а потом. Только мы вышли из гостей и зашли в лифт, как я получила выговор за то, что вмешалась и заставила его сказать спасибо. Цитирую Лешку: "Я был очень рад, т. М. это видела, я об этом ей сказал, она сказала, что тоже рада - лучшей благодарности нет, мама!" При этом Леша постоянно смотрит мне прямо в глаза, ожидая ответа. Я сказала, что мне просто хотелось быть вежливой, на что получила в ответ, что я сама должна была от себя в таком случае сказать спасибо, а он все сделал правильно и М. поняла то, КАК он благодарен лучше всяких спасибо. Я вспомнила ситуацию и признала, что была не права. Стоит сказать, что обычно я не говорю так (и что надо сказать...), тут почему-то само выскочило, обычно мы всегда благодарим всех за Лешу. В последнее время он стал благодарить многих людей сам, даже за принесенные сладости к чаю и поданную лопатку в песочнице.
Хорошие манеры ребенку дошкольного возраста не привить, если у него нет примера перед глазами, желательно примера из круга людей, к которым он привязан. Бесполезно учить ребенка тому, что не делаешь сам. Например, я сама могу с кем-то не поздороваться, если у меня плохое настроение и нет желания общаться, а просто отойти в сторону и сделать так, чтобы меня не заметили, так почему я буду требовать от ребенка каждый раз, когда мне этого хочется идти куда-то и быть всегда приветливым? Для меня проще учить ребенка ориентироваться в ситуации, прислушиваясь к себе, чем всегда делать одно и тоже. Я могу сказать, что не хочу сегодня никого видеть (такое настроение), а там идет знакомый мне человек, поэтому перейдем дорогу, а в магазин сходим после обеда, домой пойдем другой дорогой.
И если в нашей семье перед приемом еды не принято желать "приятного аппетита", то глупо учить этому ребенка (и никакая книжка не поможет), когда мы сами считаем это лишним. Мне, кстати, с детства не нравилась эта фраза, не могу до сих пор объяснить, почему?
Получается, что сначала мы вежливы с самим ребенком, вежливы за ребенка (сами благодарим, здороваемся), потом вежливы с ребенком вместе (когда он начинает обращать внимание на сложившиеся ситуации), а потом уже ребенок сам выражает словами свои чувства, такие как благодарность, радость от встречи, слова прощания, которые принято говорить в семье.
И сейчас Леша как раз переходит на этап, когда спешит поздороваться, прощается так, как будто расстается на век и благодарит знакомых ему людей от всей души, даже не используя при этом слова благодарности!
И о книге
"Хорошие манеры" (ЛАБИРИНТ,
МАЙШОП,
ОЗОН).
Книга рассчитана на детей дошкольного возраста. В ней короткие рекомендации для ребенка о том, как себя вести, есть отличные рекомендации, а есть не очень. Поэтому для самостоятельного чтения книгу я не отдала, хотя текст крупный и его мало. Забавные рисунки, которые можно обсудить с ребенком. Мы с Лешей долго их рассматривали, находили в книге картинки с правильным поведением.
Советы в книге в основном о том, чего не стоит делать ребенку. Это меня поражает больше всего в таких книгах, потому что нет примеров, как исправить ситуацию и как ребенку себя вести дальше? Нельзя что-то делать, а что можно? Как себя вести? Конечно, мы все обсудили по смешным картинкам. Они запомнились ребенку, особенно заяц, который пытался съесть слона. Я уверена, что однажды мой ребенок за столом, вспомнив эту книжку, попытается съесть что-то целиком ради смеха.