Алеше 4г 4м.Два дня назад я продала все комплекты по чтению и математике для обучения детей по методике Домана. Как гора с плеч упала))) Конечно, Леша из них давно вырос, но я твердо решила для себя, что если в нашей семье будет еще ребенок, то вырастет он без этой методики.
Обычно посты подобного плана я пишу как личные записи под замок, чтобы сохранять свои мысли и отслеживать то, как они меняются со временем. Рискну выложить в открытый доступ...
Я много наблюдаю за Лешей и обдумываю все свои действия с самого его рождения! Не скрою, что в самом начале было какое-то очарование методикой Домана,
книжками про после трех (
Самоирония... - пост в тему))) и т. д. Я точно знаю, что этот опыт был мне нужен, даже просто необходим, чтобы найти и понять то, что нужно именно мне дальше в жизни. С математикой по Доману давным-давно все ясно, а вот с чтением до сих пор у меня были сомнения. До последнего времени, но к четырем Алешиным годам я точно определилась с тем, как и в каком формате мне бы хотелось обучать ребенка чтению в будущем (очень надеюсь, что мне еще предоставится такая возможность).
Безусловно, Леша читает, он читает хорошо и словами, и по слогам, как угодно. Может прочитать любой текст, но показателем для меня является то, хочет ли ребенок читать к своим почти четырем с половиной годам и нужно ли ему это? А самый главный вопрос, зачем ему читать? Он хочет играть, играть, играть... А я хочу поддерживать навык чтения, потому что на этот навык потрачено невероятное количество моих сил. Но я помню, как в те годы была счастлива, столько времени уделяя ребенку, и именно это делало меня счастливой в большей степени, я этого хотела и долго ждала.
И сейчас я считаю огромный везением, что мой сын соглашается читать по одной странице в день просто так, пока потому что этого хочет мама, а не он сам. Еще раз напишу, что мне повезло! Он читает без возражений, это как режимный момент. Но вот что я буду делать, если он откажется читать? Хватить ли у меня сил просто убрать книги, честно говоря, не знаю... не знаю...
Почему-то во мне живет уверенность, что если бы мы начали учиться читать на волне интереса ребенка к чтению года в четыре (или даже ближе к пяти), то к этому возрасту (спустя полгода примерно) ребенок читал бы точно также (технически), как читает сейчас, но с бОльшей любовью и бОльшим интересом. Это такое у меня интуитивное чувство, на уровне подсознания.
А что получилось с методикой Домана? К четырем годам Леша уже научился читать - как факт. Стал ли он читать что-то сам? Нет. Интересно ли ему читать самому, тоже спорный вопрос, даже кажется, что это занятие ему надоело.
Почему-то я совершенно разочаровалась в методике Домана (кроме физ развития, как отметили в комментариях). Ребенок способен усвоить все сам и в определенный период. Сейчас Леше интересно писать. Он готов писать везде и всегда, а вот чтение должно было стать следующим этапом. Поэтому терпеливо опять сидим и ждем. Лукавлю, сидим и читаем по странице в день, чтобы не потерять навык.
Чтение по методике Домана, на мой субъективный взгляд, это какое-то "вымученное" чтение, притом всеми: и родителями, и детьми в конечном итоге! Я могу копать глубже и думать, что мы не прошли методику до конца, "Книжная разминка" у нас вот лежит непрочитанная и проч. Но факт остается фактом - ребенку читать самому не очень-то интересно и нужно в 2, 3 и даже 4 года. Конечно, дети бывают разные, я делюсь своим опытом, опытом мамы обычного малыша, с которым мы вместе прошли путь обучения чтению по Доману.
У Леши интерес к книгам был всегда, чуть ли не с рождения, и до сих пор он обожает, когда мы ему читаем. При этом читать сам он никогда не рвется!
Тем не менее я очень благодарна тому, что эта методика была в нашей жизни. Возможно, каких-то моментов близости вовсе бы не было между нами (ребенком и родителями), если бы благодаря системным занятиям мы не научились выделять время только ребенку, убирая все остальное подальше. Я помню, что для Леши эти занятия (показы карточек, раскладывания, прыгания, катания карточек на машинах и пр.) были развлечением. Когда я думаю об этом, то вспоминаю много улыбок и смех, постоянно присутствующий в нашем доме. Кому не понравится, когда родители пару-тройку раз в день скачут перед тобой, как циркачи, выдумывая все новые и новые способы показа карточек? Самое главное, я помню, как мы сами заряжались в такие моменты от детского смеха, ловили Лешкины улыбки и его восторженные взгляды)
Но есть и обратная сторона медали - подготовка всех этих занятий, смена карточек ночами, потом печать карточек и самодельных книг, притом некоторые из них до сих пор не показаны ребенку... Развешивание карточек на стены, изготовление различных
пособий для показа слов и карточек, когда я об этом думаю, то с ума сойти можно от такой энергии в нас для всех этих дел))) Теперь мне кажется, что все это можно было пройти с наименьшими усилиями, а результат был бы такой же. Опять же, на уровне интуиции, я так чувствую.
Недавно в личной переписке меня спросила знакомая, а повторила бы я все РР по Доману с Лешей, если б мне был известен результат? Я понимала, что вопрос провокационный, но все равно ответила, что неееет! Если я знаю результат и знаю, что могу лучше, почему не попробовать что-то новое, что мне кажется более актуальным? А про то, что было, могу сказать только одно - нам было весело)))