Чтение в 3г 10м. К чему пришли?

Oct 20, 2014 12:12


Алеше 3г 10м.Лешкин навык чтения движется вперед, каким темпом, мне сказать сложно. Временами мне кажется, что ребенок вообще разучился читать. А когда ему была интересна математика, то он просто мог сказать: "Мама, как я могу читать слова с нулями?"))) В общем, детки непредсказуемы. Я не настаиваю обычно ни на чем, время идет, я пытаюсь что-то делать, не оставляя это просто так... Навык-то жалко потерять, вернее, будем и тут честны, свои усилия, вложенные в чтение жалко потерять. Но как-то все изменилось в одночасье, я даже сама не успела понять, как это произошло?




Я просто перестала просить ребенка читать слова с нулями))) Потом стала за собой замечать, что самостоятельного чтения от Леши я не слышала уже день, неделю, три недели, я перестала просить его дочитывать за мной фразы в книгах, летом вообще не просила, кажется, ни разу. Несколько раз он сам пытался что-то прочесть, я подходила, просто хвалила его... Ждала интереса, долго ждала. А Леша все хотел считать, вот не бывает такого, чтобы все было вместе и сразу. Конечно, если я буду просить ребенка, то он все сделает "ради мамочки", чтобы меня порадовать. Но мне не хотелось процесс чтения превращать в рутину! И, честно говоря, сложно изображать постоянно радость от прочтения им одних и тех же по сути слов или того, что он видит и читает во второй раз, фактически почти наизусть) Да, я откровенно на это все забила... Пару раз у меня возникали мысли о том, что же будет, если все, он не читает? Я подумала, что все научились читать, и мой заново научится, но ему будет уже легче. Отпустила ситуацию. Стала просто наблюдать за ним. Это нереально тяжело, но я горжусь тем, что протянула полгода, и даже несколько месяцев не водила в книгах слова пальцами, два месяца уже точно) И главное, ни разу не написала об этом и не пожаловалась никому. Мы, конечно, читали, когда Лешка просил сам заниматься, но это было очень и очень редко, чуть-чуть и по книжкам. Все это стало резко как-то не важно и мне самой!

И тут стали происходить чудеса. Леша внезапно стал мне показывать те места, где я читаю, он следит даже тогда, когда я читаю достаточно бегло. Не всегда, конечно, он не фанат! Произошло еще одно чудо, ребенок стал сам брать книги, пытаться их читать, сам прочитывать какие-то слова, например, в книге "Город добрых дел", спрашивал, почему я эти надписи никогда ему не читала (подловил)? И третье, стал рассказывать, что что-то прочитал в книге сам! Принес домой газеты, выискавает в них знакомые слова, может прочесть незнакомые, даже не понимая смысла, но это ему дается очень сложно!

А теперь о самом механизме чтения, который меня волнует больше всего. Леша просто знает/узнает огромное количество слов, нереальное... Может целую книгу читать и не запнуться, притом видя ее во второй-третий раз в своей жизни (предполагаю, чтение на уровне узнавания, потому что в первый раз так ловко не прочтет)! Но, незнакомые слова (реально незнакомые), которые он вообще никогда не видел (особенно длинные), он читает очень и очень тяжело и медленно. Если я попрошу его прочесть текст, где есть такие слова, то он будет сомневаться (я не прошу, чтобы желание не пропало). Меня не устраивает вариант "сначала мы ему читали эти книги, а теперь он стал читать их сам". Потому что чтение "наизусть" Леше запросто дается! Меня волнует именно механизм чтения, чтобы знать, как и куда двигаться дальше?  Еще раз напишу, что я просто хочу помочь ребенку научиться читать все подряд, потому что у него сейчас невероятный интерес к чтению! Именно сейчас, да, ура, мне хочется кричать, урааааа! На волне интереса хочется ему помочь, как и всегда, как и во всем!

Так вот, что делать дальше? Ведь он не сможет учить слова наизусть всю жизнь, в школе, например, ему надо будет читать огромное количество новых слов, сможет ли он читать все подряд или пора уже как-то переходить к обычным методам? Пока мы, конечно, не отступаем от обучения чтению целыми словами, но видно, что не помешает уже начинать как-то по-другому что-то делать в чтении, чтобы давать ребенку возможность читать больше (суметь читать больше, чего он сейчас до безумия хочет, период такой). У меня в голове, конечно, куча идей и методик, но я пока сомневаюсь, стоит ли их применять? Хотя сейчас как раз видно, что ему  это интересно. Потому что он тут даже английскую книгу открыл и стал сам ее читать "Hop on Pop", простенько, но все же... Он недавно, когда книги прибирали, просил весь английский повыше убрать, я убрала, не стала возражать, а тут сам достал, еще и почитать, я в шоке, радостном, конечно)

Честно говоря, даже в интернете я могу назвать всего одного ребенка, который бегло зачитал после методики Домана, и ему не требуется дополнительных занятий. Это Ваня (olgamaslivets) , и все пока что! Все остальное  - просто слова или видео, где видно, как дети читают что-то чуть ли не наизусть. Текст, который видят не в первый раз! (Все тапки ловлю, если что). Да, можно подумать, что я придираюсь, но на самом деле я стараюсь обыть объективной, как видите, даже со своим ребенком.

И хочу сказать огромное спасибо семье Алексея Каткова a_katkov)), они раньше выкладывали видео, где читает Тимур, это было для меня огромным стимулом. Но и там им пришлось перейти к слогам, вот я и думаю уже достаточно долгое время, стоит ли начинать? Интереса к чтению давно не было, поэтому мне было просто лень что-то делать, поскольку все слова были у нас с нулями, как я уже написала) Единственное, что я сделала - это повесила электронный звуковой плакат со слогами на стене, он висит уже год и мало пользуется спросом! А сейчас, может, пора? Опять сомневаюсь, думаю, а как же Доман?

Сегодня с уверенностью могу сказать, что Лешка обожает читать, обожает слушать, как ему читают, каждый день перед сном выпрашивает: "Еще одну книжку, пожалуйста, мамочка, еще одну, только одну") Это невероятно радует! Я каждый день отнекиваюсь от чтения и думаю, что ведь я сама об этом мечтала!!! А уж как он хочет сам читать не может не порадовать, меня-то уж точно! И вот вопрос учить или не учить слоговому чтению остается пока открытым... Жду советов!

У меня много мыслей, и все они противоречивы, выбирайте любую:

" Давно пора начать учить слогами, в топку Домана";
"Домана вести до конца, в конце концов он поймет механизм образования слов и сам научится";
"Просто не мешать, пусть сам доходит, основы заложены, много книг читаем, все всегда перед глазами";
"Зачем мне куча идей в голове по обучению чтению, пора действовать, иначе зачем они там?";
"А что будет, если он начнет путаться слоги-не слоги?".
И так далее...

А немного серьезней, думаю, начать обучение слогами, например, по "Кубикам Чаплыгина", давно лежат без дела. Всячески играть и развлекать ребенка, как с математикой, но у меня есть страх, что он не будет читать словами больше! Хотя я к скорочтению равнодушно отношусь, сама люблю читать медленно, смаковать, останавливаться, обдумывать... Бывает, конечно, что надо много информации быстро просмотреть, но чтением это не назовешь, так, по диагонали просмотришь и все!

И еще, информация к размышлению. Есть одна мамочка на "Умнице", которая написала этапы выхода ребенка в чтение по методике Домана. Вот, для тех, кому любопытно! Это Аня, ее идея вот так поделить освоение чтения по методике Домана по пунктам. Я просто копирую. Могу сделать вывод, что Леша на 15 пункте сейчас, на таком уже очень-очень уверенном 15) Мысли, на мой взгляд, довольно придирчивый, хорошие.
[Этапы выхода в чтение...]
Еще хочу пройтись по пункту чтения незнакомых слов. Так как для большинства мам воспринимается иллюзорно. Обучению чтение незакомых слов --- это очень долгий и сложный процесс. Его полировка занимает много-много месяцев. Давай я попробую сейчас расписать, как я вижу развитие ребенка в чтение пошагово на основе нескольких детишек, кто уже зачитал. Хотя все детки индивидуальны. И порядок может быть немного разный у разных деток, и какие-то вещи могут вообще не присутствовать в развитии деток.

1) Ребенок смотрит с интересом карточки как мелькание быстрых картинок.
2) Осознает что предмет который он знает, слово которое мама произносит, и то что написано на бумаге, когда мама говорит те же слова -одно и тоже.
3) У ребенка появляется несколько любимых слов, которые он распознает как картинку написаную. (Только в той карточке которую ты из раза в раз показывала).
4) Начинает осозновать, что одно и тоже слово может быть написано разным шрифтом (этот шаг может быть присутствовать, если мама захочет поиграться в это, но это может произойти и позже само собой в книжках).
5)Начинает узнавать еще больше слов. Да, мало интересные и старые слова забываются, но болеее новенькие и любимые остаются в памяти.
6) Проверяемые детки могут начать здесь показывать первые свои знания слов. Иногда детки не понимают вопросов родителей в проверках, и не знают, что мама хочет от них. Тут главное не переусердствоать. У меня никогда этой стадии не было. Всегда выбирал ему понравившееся слово, а не то, что его просят. Также тут надо отдать дожное еще и сильной эзотерической взаимосвязи мамы и ребенка, и что ребенок просто может очень хорошо чувствовать маму, что ей хочется, в таком варианте может выбирать и не знакомые слова читая мамино желание.
7) Начинает понимать, что слова могут быть сложены в предложения. Это то, что мама и говорит, только в картинках.
8) Начинает обнаруживать некую закономерность между словами и тем, как буквы меняются. Пока размыто, но какая-та законмерность есть. Иногда пару букв для себя открывает. Сначала первую букву, потом еще парочку. Как мне кажется, что для этого нужно определеное созревание мозгов и некоего перещелкивания. Пока ребенок до этого не дорастет ,то мама хоть козликом скачи, не сможет изменить ничего.
9)Начинает выбирать из 2х-3х слов незнакомых нужное. Он их еще не читает, но может по неким буквам угадать.
10) Начинает озвучивать знакомые слова в отдельности и в тексте. Понятно, что не все! Наиболее употребляемые, любимые, запавшие в голову ребенка (а не мамы). Этот этап может быть и раньше, в зависимости от возраста ребенка. Для этого тоже нужно определеное развитие мозга. Ведь надо сразу сделать несколько операций: увидеть слово, узнать его из того, что уже знаешь, и потом попытатся сконтролировать ротик, чтобы произнести. В общем, сложно для маленьких многие слова. Иногда деток напрягает, и просто им хочется уйти от таких тренировок. Так что не переусердствуйте.
11) Начинает узнавать эти слова в жизни. Пакет молока или сока, банка кофе, надпись на автобусной остановке.
12) Начинает читать короткие предложения из знакомых слов.
13) Уже достаточно хорошо самоизучил, как несколько букв вместе читаются, и может озвучить первые короткие незнакомые слова 2-3 буквы. Не все короткие слова. А только те комбинации букв, которые он хорошо понял. Также есть буквы, которые он не может произнести, и он отказывается их говорить. Тут надо быть терпеливым, и не пережать.
14) Появляются произношение и чтение не знакомых и знакомых малоупотребляемых слов в 3-5 букв. Но опять же, не все слова. Часто, когда произносит и не узнает им произнесенное слово, так как еще не все звуки в речи поставлены и он просто не может их распознать в своем произношении. Для всего нужно время, и созревание мозга до следующего уровня. Эти этапы занимают месяцы после начала читения знакомых слов!!!
15) Читает уже свобдно достаточно текс новый, даже в обычной книге, когда мама ведет пальцем. Но еще спотыкается на малоупотребляемых словах или незнакомых. А на длинных незнакомых, вообще замолкает. Тут маме нужно еще терпение, не пережать,а поддержать и помочь. Прочитать сложное слово, поправить неправильно произнесенное окончание.
16) Читая и еще читая, постепенно учится читать и совсем незнакомые длинные слова. Расширять свой лексикон. Некоторые на этапе 13-14 подключают слоги и разбивание на короткие подконструкции. Мы сами еще на этом этапе.
17) Ребенок уже читает любой текст. Надо ему помогать, чтобы он понял много новых для него слов и понятий в текстах, разьяснять значение их.
18) Наращивать скорость чтение как про себя, так и вслух.
Ну вот приблизительно так я вижу эти этапы. Smile Как ты видишь что от чтения первых слов, до чтения незнакомых слов - очень большое пространство.


История из жизни Лешки.

***
Недавно болтала с подружкой, разговаривали о результатах её УЗИ. Потом Леша меня спрашивает: "Мама, а зачем М. автомат?" Я в недоумении... Спрашиваю, с чего он это взял? И вот ответ: "В моей книге про оружие такой автомат есть УЗИ, 47см целых в длину". У меня челюсть отвисла. Эту книгу он выпросил у меня в магазине накануне нашего с ним разговора, мы ее даже почитать еще вместе не успели, он только с утра долго рассматривал ее сам, пока я собиралась на встречу с М. Пришли домой, нашли ту самую страницу. О том, что такое УЗИ я рассказала ребенку, даже показала его в животе на видео, согласился, что отличное исследование, лучше автомата!


Кстати, надо ввести тег "книги, которые выпроси Леша". Уже большая подборка у меня этих книг, половину я бы смело выбросила, но отказать ему чаще мы с Вадиком не можем, поскольку в выпрошенных книгах он сам просматривает каждую страницу, перелистывая очень акуратно, и вот так что-то вычитывает! Но такие, бывает, экземпляры выпрашивает, которые выбросить хочется из дома!!! Расскажу, если будет время и надумаю ввести такой тег в журнале)

***
Стал читать про себя. Даже об этом стал говорить: "Я теперь как ты, мама, я тоже читаю про себя!" Похоже, гордится этим) Даже рассказал недавно дедушке)

По чтению обожает делать вот такие разные задания. Я их скупаю везде, где увижу)
[Небольшой книжный обзор...]

Из последнего, нам полюбились "Солнечные ступеньки" "Чтение с увлечением" и книжка "Вся дошкольная программа. Чтение". Ступеньки подробно есть на Лабиринте, а вторую покажу, задания из нее Леша прямо обожает. Книжка как новая, потому что я их копирую, отдаю на отдельных листах. А книжку просто читаем, там есть и что почитать.








И книжки, о которых я уже писала, мы их периодически используем до сих пор.






Очень нравится эта серия, но ребенок выучил все слова за два просмотра, поэтому смысла особого не вижу! Это книги - перевертыши с разрезанными страничками.









Серия книг "Читаем сами" от "Эксмо". Ссылки на самые любимые!












И, конечно, видео!
Книга для Леши абсолютно новая. "Приключения маленького Бобо". Когда я отдала Леше книгу, то он ее просто поставил на полку, не посмотрев, мне было так обидно, я возлагала большие надежды на эту маленькую книженцию. ))) Потом Лешка взял ее сам (спустя полторы недели!), открыл, стал читать вслух.  Понял, что получается, даже согласился, чтобы я снимала его на видео! Все получилось спонтанно. Читает с середины книги, с того места, до которого уже дочитал, я начала снимать просто с нового рассказа. Текст видит впервые в жизни, иначе это не имело бы смысла, никакого! Если ему что-то подобное прочитать хотя бы один раз, то во второй он половину прочтет, даже в книгу не смотря. Слова в книге все-все легкие, на некоторых Лешка, конечно, останавливается, я быстренько прочитываю, чтобы снять все-таки видео. Сама просмотрела его раз 10, думая, стоит ли выкладывать? Книгу про Бобо уже дочитали, когда стали читать во второй раз, то не было ни одной заминки. Можно также увидеть в некоторых моментах, что он читает не по слогам, а по буквам, то есть сначала видит буквы, потом соединяет их в слоги, потом получает слово... Или я ошибаюсь? Но это нереально долго.
Прошу прощение за качество видео, в полумраке, Лешка сам начал читать, как уж начал и где начал, там и пришлось снимать. Он обычно так книги рассматривает, кладет их на диван, встает рядом и листает. В этот раз за раз Леша прочел 62 страницы, это небывалый рекорд! Я сняла, как всегда, под конец чтения. Вначале так обрадовалась, что даже о съемке не думала.

image Click to view



Небольшие проблемы при чтении:
-придумывает, что дальше, вместо того, чтобы читать,
-читает начало слова, а окончание опять же придумывает,
-не может сидеть на месте (понятное дело, просто смешно),
-хочет читать только то, что знает, перескакивает слова, которые не знает.
Все проблемы решаемы, думаю, просто временем. Думаю, Леша перестанет торопиться, будет читать внимательнее. Просто он сейчас пока сам наслаждается своим навыком.

Если вручить Лешке газету, где большинство слов ему незнакомы, то читать он будет далеко не так, надеюсь, все это понимают. И вот полноценным чтением  то, что делает мой сын, назвать не совсем получается. Скорее, это пока еще узнавание, просто он знает нереальное количество слов, а память у него отличная! Хотя, прекрасно понимаю, что чтение и есть узнавание символов, но тут немного другое, надеюсь, вы меня пойдете.

Пост писала неделю, за это время начали играть с буквами. Вот такие терзания в моей голове по поводу чтения) Или я вообще зря сижу и парюсь по этому поводу?

Другие посты про обучение чтению.
Чтение. Вспомним все, как было.
Занятия по Доману.
Чтение 1г 6м.

чтение, Алекс 3-4

Previous post Next post
Up