Считаю своим приятным долгом выразить признательность
доктору физико-математических наук Леониду Ивановичу Пономарёву
и первокласснице Юле Сытниковой,
которые взяли на себя труд прочесть рукопись этой книги
и дали автору ряд ценных советов.
У тебя, наверное, есть корабль. А хочешь превратить его в атомоход? Хотя, что я спрашиваю - конечно, хочешь! Вряд ли тебя устраивает двигатель, установленный на твоём корабле - ведь он работает на горючем, полученном из нефти.
Во-первых, сжигать нефть попросту жалко - химики умеют делать из неё пластмассы, лекарства, краски, ткани, искусственный мех, даже духи... Когда в судовом двигателе сгорает нефть, все эти нужные вещи, можно сказать, вылетают в трубу.
Во-вторых, приходится слишком часто заправляться топливом. Допустим, ты совершаешь длительное плавание с научной целью: необходимо выяснить, где водятся акулы, понаблюдать за их жизнью.
Но вот старший механик доложил тебе, что топливные баки почти пусты. Ничего не поделаешь - придётся прервать рейс и плыть в ближайший порт, чтобы пополнить запасы топлива. Потеряно драгоценное время, и всё потому, что корабль твой словно привязан невидимым тросом к портам, где есть заправочные базы.
Зато атомоход годами сможет плавать без захода в порты! Потому что за целый год плавания атомный двигатель расходует всего лишь несколько килограммов атомного топлива.
Взять хотя бы атомный ледокол «Ленин» - первое в мире надводное судно с атомным двигателем (ленинградские кораблестроители спустили его на воду 5 декабря 1957 года). За сто дней плавания в тяжёлых льдах два атомных реактора ледокола «Ленин» расходуют меньше трёх килограммов урана. А если бы на ледоколе стояли, например, паровые котлы, они «съели» бы за это время тридцать тысяч тонн нефти. Три килограмма - и тридцать тысяч тонн... В десять миллионов раз больше! Да такое количество нефти на ледоколе просто не поместится!
Итак, решено: ставим на твой корабль атомный реактор.
(из книги: Константиновский М. О том, как работает атом. - С. 3-6.)