Лев Ф. Из чего все / Рис. Р. Варшамова, В. Радаева, М. Ромадина. - М.: Детская литература, 1978. - 192 с.
publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEV_Feliks_Grigor%27evich/_Lev_F.G..html - здесь можно скачать эту книгу
Книга состоит из 4 частей.
В первой - "Из чего все" - рассказывается о материализме и идеализме, о науке, о прозрениях Демокрита, о самой маленькой частице мироздания - атоме, о том, как устроены все вещества окружающего нас мира, о молекулах, откуда берется тепло, что оно собой представляет, о теплопроводности, тепловом расширении. Открытия Броуна и Ломоносова.
Во второй - "Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь" - о том, почему вещества такие разные и почему их так много, от чего зависят их свойства, как человек научился сам создавать вещества, о бетоне и изобретении садовника Монье - железобетоне, продолжение о молекулах, о том, как они себя ведут, о прочности, пластичности, упругости материалов, об открытиях Бутлерова, о химии.
Автор не описывает, как варят сталь, делают хрусталь или глиняный горшок, а рассказывает о именно о свойствах веществ: бетона, воздуха, масла, глины, стекла, стали, резины - зависящих от строения молекул.
Третья - "Кто придумал колесо?" - посвящена механике. В ней речь идет о величайших изобретениях человечества - колесе, рычаге, клине. Наиболее подробно рассматривается первое и второе. Почему у колеса дырка посередине? Какие были первые колеса? Про катки. Про ось вращения. Про резиновую шину и стальной подшипник. Где применяют колеса. Про подъем тяжестей, как поднять тяжелый, непосильный для человека груз, про подвижные и неподвижные блоки, полиспаст. Про зубчатые колеса и зубчатую передачу, передачу вращения, коробку передач в автомобиле. Про точку опоры и Архимеда, про рычаг и его плечи. Что потребуется человеку, чтобы перевернуть Землю. Про топор и клин.
Четвертая - "Силачи" - об энергии. Энергии ветра, воды, газа, пара, атома, Солнца. Как люди запрягли ветер, о парусе, мельнице, самолете. Исследованиях Жуковского. Как заставили работать на себя воду. О гидроэлектростанциях и турбинах. О паровой машине (турбине Герона, предохранительном клапане Папена, машине Ньюкомена и Ползунова и универсальной паровой машине Уатта). О двигателе внутреннего сгорания. О газовой турбине. О ракете. Об изобретении Фарадея. О том, как устроен электрогенератор, как получить электричество с помощью магнита. О трении (вредном и полезном). О том, что такое сила и какой она бывает, как и в чем ее можно измерить. О работе и мощности. О том, как энергия одного вида переходит в энергию другого и о законе сохранения энергии. Опытах Джоуля. Об энергии Солнца, гелии и термоядерной реакции.
В книге интересна главным образом система знаний, которую предлагает автор, ход рассуждений от простого к сложному в изучении науки о мироздании. Начинаем с самого элементарного, что можем найти в мире - атома. Для этого обращаемся к истокам современной науки - к мыслям и рассуждениям античных философов-материалистов. (Правда, при этом немного научаемся пренебрегать мыслями идеалистов, свысока относиться к представителям иной точки зрения.)
Замечательна иллюстрация, на которой показано, что мы могли бы увидеть в самом обыкновенном полене, расчленяя его на все более и более мелкие частички. Сначала мы могли бы настругать лучинок. Потом расщепить их на тоненькие щепочки. Потом еще и еще меньше. И так дойти до "пылинок", еле заметных глазом. А если бы мы посмотрели в микроскоп на срез дерева, то увидели бы сначала сильно увеличенные годовые кольца, потом разглядели бы строение древесины более подробно, увидели бы отдельные клетки, и наконец в особый электронный микроскоп - молекулы целлюлозы, состоящие из атомов водорода, кислорода и углерода, расположенных в определенном порядке.
Далее изучаем молекулы. Проверяем предметы и вещества на прочность, упругость, пластичность. Пытаемся понять, что это такое. Какими свойствами обладают разные вещества и как человек может это использовать, какие новые вещества и вещи создавать. (Правда, среди молекул и атомов в книжке легко потеряться.)
Затем углубляемся в изучение свойств уже не веществ, а отдельных предметов, инструментов, изобретенных человеком - колеса, блока, шины, подшипника, рычага, клина. Они помогают нам поднимать тяжести, передвигать их с места на место, строить сложные и громоздкие сооружения. Таким образом как бы продолжается рассказ о силе, если понимать под ней в каком-то смыслу ту же упругость, прочность, способность вещества растягивать, противостоять определенному воздействию. (Здесь далеко не все понятно. Напр., автор пишет: "человек ... придумал спицы, обод и ступицу". А что такое ступица никакого разъяснения нет. )
И в заключение речь идет о силачах природы - ветре, воде, Солнце, атоме, которые помогают нам добыть энергию для того, чтобы зажечь свет в доме, поехать на автомобиле, полететь в космос, приготовить еду и проч.
С атома начинаем, атомом и заканчиваем.
О минусе текста
В целом чтобы получилось единство книги, читателю надо самому проделать определенную умственную работы. Об отсутствии такого единства говорит, напр., совпадение названия всей книги и одной из глав. Глава про колесо явно выбивается из темы "Из чего все". И больше связана с последней главой - "Силачи". Соответственно вместе с третьей главой выбивается и последняя.
Есть иллюстрации познавательные - позволяют представить в общем виде тот или иной механизм, структуры молекулы. Есть художественные. Фотографии.
Книжку можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы по курсу физики 7 класса (разделы "Первоначальные сведения о строении вещества", "Взаимодействия тел", "Работа, мощность, энергия").