Лев Ф. Из чего все

Jun 23, 2011 10:45

Лев Ф. Из чего все / Рис. Р. Варшамова, В. Радаева, М. Ромадина. - М.: Детская литература, 1978. - 192 с.



publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEV_Feliks_Grigor%27evich/_Lev_F.G..html - здесь можно скачать эту книгу

Книга состоит из 4 частей.

В первой - "Из чего все" - рассказывается о материализме и идеализме, о науке, о прозрениях Демокрита, о самой маленькой частице мироздания - атоме, о том, как устроены все вещества окружающего нас мира, о молекулах, откуда берется тепло, что оно собой представляет, о теплопроводности, тепловом расширении. Открытия Броуна и Ломоносова.



Во второй - "Про хрупкий хрусталь и стойкую сталь" - о том, почему вещества такие разные и почему их так много, от чего зависят их свойства, как человек научился сам создавать вещества, о бетоне и изобретении садовника Монье - железобетоне, продолжение о молекулах, о том, как они себя ведут, о прочности, пластичности, упругости материалов, об открытиях Бутлерова, о химии.
Автор не описывает, как варят сталь, делают хрусталь или глиняный горшок, а рассказывает о именно о свойствах веществ: бетона, воздуха, масла, глины, стекла, стали, резины - зависящих от строения молекул.


Третья - "Кто придумал колесо?" - посвящена механике. В ней речь идет о величайших изобретениях человечества - колесе, рычаге, клине. Наиболее подробно рассматривается первое и второе. Почему у колеса дырка посередине? Какие были первые колеса? Про катки. Про ось вращения. Про резиновую шину и стальной подшипник. Где применяют колеса. Про подъем тяжестей, как поднять тяжелый, непосильный для человека груз, про подвижные и неподвижные блоки, полиспаст. Про зубчатые колеса и зубчатую передачу, передачу вращения, коробку передач в автомобиле. Про точку опоры и Архимеда, про рычаг и его плечи. Что потребуется человеку, чтобы перевернуть Землю. Про топор и клин.



Четвертая - "Силачи" - об энергии. Энергии ветра, воды, газа, пара, атома, Солнца. Как люди запрягли ветер, о парусе, мельнице, самолете. Исследованиях Жуковского. Как заставили работать на себя воду. О гидроэлектростанциях и турбинах. О паровой машине (турбине Герона, предохранительном клапане Папена, машине Ньюкомена и Ползунова и универсальной паровой машине Уатта). О двигателе внутреннего сгорания. О газовой турбине. О ракете. Об изобретении Фарадея. О том, как устроен электрогенератор, как получить электричество с помощью магнита. О трении (вредном и полезном). О том, что такое сила и какой она бывает, как и в чем ее можно измерить. О работе и мощности. О том, как энергия одного вида переходит в энергию другого и о законе сохранения энергии. Опытах Джоуля. Об энергии Солнца, гелии и термоядерной реакции.



В книге интересна главным образом система знаний, которую предлагает автор, ход рассуждений от простого к сложному в изучении науки о мироздании. Начинаем с самого элементарного, что можем найти в мире - атома. Для этого обращаемся к истокам современной науки - к мыслям и рассуждениям античных философов-материалистов. (Правда, при этом немного научаемся пренебрегать мыслями идеалистов, свысока относиться к представителям иной точки зрения.)
Замечательна иллюстрация, на которой показано, что мы могли бы увидеть в самом обыкновенном полене, расчленяя его на все более и более мелкие частички. Сначала мы могли бы настругать лучинок. Потом расщепить их на тоненькие щепочки. Потом еще и еще меньше. И так дойти до "пылинок", еле заметных глазом. А если бы мы посмотрели в микроскоп на срез дерева, то увидели бы сначала сильно увеличенные годовые кольца, потом разглядели бы строение древесины более подробно, увидели бы отдельные клетки, и наконец в особый электронный микроскоп - молекулы целлюлозы, состоящие из атомов водорода, кислорода и углерода, расположенных в определенном порядке.


Далее изучаем молекулы. Проверяем предметы и вещества на прочность, упругость, пластичность. Пытаемся понять, что это такое.  Какими свойствами обладают разные вещества и как человек может это использовать, какие новые вещества и вещи создавать. (Правда, среди молекул и атомов в книжке легко потеряться.)
Затем углубляемся в изучение свойств уже не веществ, а отдельных предметов, инструментов, изобретенных человеком - колеса, блока, шины, подшипника, рычага, клина. Они помогают нам поднимать тяжести, передвигать их с места на место, строить сложные и громоздкие сооружения. Таким образом как бы продолжается рассказ о силе, если понимать под ней в каком-то смыслу ту же упругость, прочность, способность вещества растягивать, противостоять определенному воздействию. (Здесь далеко не все понятно. Напр., автор пишет: "человек ... придумал спицы, обод и ступицу". А что такое ступица никакого разъяснения нет. )
И в заключение речь идет о силачах природы - ветре, воде, Солнце, атоме, которые помогают нам добыть энергию для того, чтобы зажечь свет в доме, поехать на автомобиле, полететь в космос, приготовить еду и проч.
С атома начинаем, атомом и заканчиваем.

О минусе текста
В целом чтобы получилось единство книги, читателю надо самому проделать определенную умственную работы. Об отсутствии такого единства говорит, напр., совпадение названия всей книги и одной из глав. Глава про колесо явно выбивается из темы "Из чего все". И больше связана с последней главой - "Силачи". Соответственно вместе с третьей главой выбивается и последняя.

Есть иллюстрации познавательные - позволяют представить в общем виде тот или иной механизм, структуры молекулы. Есть художественные. Фотографии.

Книжку можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы по курсу физики 7 класса (разделы "Первоначальные сведения о строении вещества", "Взаимодействия тел", "Работа, мощность, энергия").

холод, вода, сила трения, вал коленчатый, ХИМИЯ, двигатель турбореактивный, колесо, резина, * Лев Ф., ветряк, рычаг, гидроэлектростанция, электрогенератор, молекула, ракета, железобетон, автомобиль, парус, упругость, мощность, работа, вещество, сила, энергия световая, гидротурбина, ось, цилиндр, энергия химическая, воздух, двигатель внутреннего сгорания, броуновское движение, сталь, энергия электрическая, хрусталь, Художник Ромадин М., стекло, поршень, идеализм, пароатмосферная машина, передача, материализм, тепло, электрон, подшипник, атомный реактор, 1970-е, Солнце, вал, топливо, пустота, газовая турбина, блок, глина, гелиоустановка, гелий, мельница, СТРОИТЕЛЬСТВО, воздушный шар, пластичность, ФИЗИКА, шина, трение, термоядерная реакция, МЕХАНИКА, электромагнит, Для младшего школьного возраста, сила тяжести, энергия механическая, энергия, теплотвор, колесо зубчатое, каток, энергия тепловая, клин, бетон, двигатель вечный, закон сохранения энергии, кристаллическая решетка, наука, горение, атом, паровая машина, радиоактивность, атомная электростанция

Previous post Next post
Up