Ереван. Туристическая поэма в трёх днях с половинкой. Продолжение и окончание

Nov 16, 2017 10:01

Когда я написала пост целиком, ЖЖ сказал, что слишком много текста. Решила не спорить с ним и разбить пост на два. Начало здесь, а вот и продолжение.


День третий. В котором мы удивляемся количеству недостроенных типовых дворцов, слушаем мужской хор в монастыре у озера Севан, заключаем выгодную сделку с таксистом и кушаем самый вкусный в моей жизни лаваш.
Водитель такси из яндекса понравился нам настолько, что мы договорились с ним и на поездку к озеру Севан. Он попросил всего 12к местных денег (они называются драмы, если что). Дорога до Севана раза в два дольше, чем до Гегарда, так что у нас было время насмотреться по сторонам. Очень много там заброшенных и недостроенных домов. Некоторые мы условно назвали "дворец типовой", потому что размеры как раз подходящие. Видимо, когда-то были деньги у людей, они коробочек успели понастроить, но на этом дело и закончилось. Смотрятся они очень грустно. А по горизонту - горы, которым на эти мелкие человеческие проблемы совершенно пофиг. Водитель помалкивал и слушал музыку со своего телефона. Некоторые треки включал по несколько раз, так что довольно быстро я поймала себя на мысли, что могу начать подпевать. На армянском.
Севан относительно Еревана находится гораздо выше, так что там мы встретились со снегом. Водитель предупредил, что на улице холодно. Это для них, неженок, холодно. А нам, северным людям, жара. Под ногами кое-где хрустел снег, но солнце припекало так, что хотелось снять куртку. Правда, ветер намекал, что все же "не май-месяц".
Легенда гласит, что когда-то на месте Севана была деревня и очень бодрый родник, который нужно было закрывать крышкой. Одна беспечная красавица (а кому ж еще быть беспечной, если не красавице), забыла это сделать и ушла домой, спать. Родник всё разливался и разливался, затапливая деревню. Красавицу по традиции прокляли и она окаменела. В реальности всё прозаичнее, но озеро потрясающе-красивое. Древние люди были не дураками, что понастроили там по берегу монастыри. Христиане - не буддисты, медитировать на воду не будут, но кроме очевидной пользы от пресной воды, не могли они не подумать о том, что это просто очень красиво. При желании всегда можно связать красоту природы с божьей волей.
Синь озера слепила глаза, пришлось их прятать за очками. Но от красоты не спрячешься, так что снова были вздохи и замирания сердца.








В храме как раз была служба и мы заглянули послушать. Уж очень сильными и красивыми были голоса хора, слышно было и снаружи. Внутри снова пришло очень странное ощущение. Честности, что ли. В армянской церкви почти не используют рисованные изображения. Вот барельефы - это да, знаменитые хачкары . Поэтому там всё аскетично и сурово. Вкусно пах ладан, из окон лупили столбы света, голоса хора сметали всё на своем пути и заполняли храм. Всё вместе давало ощущение суровой торжественности без даже небольшого налёта помпезности и показухи.


После Севана мы хотели заехать в монастырь со сложным названием Haghartsin. По-русски его название почему-то трансформировалось в Агарцин. Водитель попросил еще 8к и долго пояснял, что больше ничего ему не надо. Мы к тому времени уже примерно знали прайс на такие поездки и понимали, что чувак просит на 10к меньше, чем "профессионалы". Дай бог ему здоровья.
Агарцин находится недалеко от города Дилижан, который должны помнить люди, смотревшие "Мимино". Там Рубик - водитель грузовика, рассказывал, что в Дилижане воду из-под крана можно пить. Героям фильма "Мимино" там даже памятник установлен. Когда уже после поездки я полезла читать про Дилижан, было ощущение, что мы какой-то другой город проезжали. В Вики написано, что это культурный центр Армении, знаменитый курорт, что выпускники музыкального училища Дилижана всегда становятся студентами консерватории и вообще молодцы. А в реальности мы видели много заброшенных домов, общее запустение, грустный автовокзал с засохшей чашей фонтана и разрушающейся ротондой. Хочу верить, что это только около дороги такие печальные виды, а в глубине города все лучше.
Так или иначе, а природа скрашивала всё. Путь до Агарцина после Дилижана идет по заповеднику, дорога петляет среди деревьев и поднимается все выше и выше. Снова было синющее небо, хорошо видное через голые ветви деревьев, а вся земля была усыпана желтыми листьями. Я страдала от того, что невозможно было успевать смотреть сразу во все стороны. На обратном пути даже речка обнаружилась. Как не уйти в нирвану от восторга?
В Арагцин кроме нас приехал автобус с детишками. Они мигом заполнили собой все свободное пространство. Мы посмотрели на это и полезли по тропинке куда-то вдаль. Не очень было понятно, куда мы идем, но процесс нравился.


Очень быстро стало тепло до состояния "я буду ходить в футболке!". Солнце подогревало опавшую листву и от нее шел невероятный запах. Как от сена, но вкуснее. Ох, я даже сейчас ощущаю в носу тот вкусный воздух, надышаться им было невозможно.
Тропинка привела нас к смотровой башенке. Наверное, построили ее военные, чтобы бдеть, но ушли оттуда уже давно и теперь на смотровую забираются только туристы.


В деревьях без листьев есть своя прелесть. Как будто все склоны покрыты лёгкой паутинкой и пушистые. От облаков на склонах получались хитрые тёмные пятна, поначалу даже непонятно было, что это такое.






Мы вернулись к монастырю, когда детишки как раз куда-то ушли. Погуляли там спокойно, и решили, что пора и домой.






Водитель угостил нас яблоками из своего сада, а когда остановились заправиться, мы купили рулон горячего лаваша с сыром внутри. Какой же он вкусный был. Я вполне согласна с теми ребятами, которые включили армянский лаваш в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Есть за что.

День четвертый. В котором мы снова лапаем историю, ищем ковер, покупаем сувениры и находим мечеть в саду.
Внутренний контрол-фрик разбудил меня в 5 утра, чтобы я зачекинилась на рейс в Москву. После выполненной важной миссии мы с ним уснули аж до 9:30, непозволительная роскошь в поездке.
Из великих планов на день первым пунктом было освоение местного метро. Накануне у нас случился диалог, в котором мы рассуждали, а есть ли здесь метро. Вроде что-то читали такое, но ни одной станции или указателя не видели. "А где здесь метро?", - спросил нас проходящий мимо молодой человек. "Оооо! Значит, оно тут есть!", - вместо ответа заржали мы. "А где - мы не знаем". Потом оказалось, что молодой человек был очень близок к цели. Мы на той же станции и спустились.
Создается впечатление, что армяне все делали не просто так, а чтобы было красиво. Вот метро у них - это одна линия, которая соединяет центр с центром, вообще непонятно, зачем нужное. Но в "вестибюле" - многоярусный фонтан. Должно быть, летом красиво фонтанирует.


Станция - родная сестра московского метро, а поезда отличаются. Станции объявляют на армянском и английском языках. Много подписей и указателей на русском - еще с советских времен остались. Стоит проезд 100 драм, как и на остальном общественном транспорте.
На метро мы прокатились две станции и вышли у главного вокзала. Там нас интересовал музей железнодорожного транспорта. На входе было написано "Посещение музея - БЕСПЛАТНОЕ", по-русски. Видимо, наши соотечественники задолбали вопросом, где денег заплатить. Дикие люди, все только за деньги. Музей - одна, но большая комната. Там фотографии, вырезки из газет, какие-то агрегаты, модели составов. С одной стороны, всё очень простенькое и экспозиция невелика. Но в другой - надо знать историю создания музея. Почти всё там - из личного собрания Хорена Аветисяна, работника армянской железной дороги. Он работал там почти 70 лет. Поражает такая любовь к своему делу.


Смотритель музея открыл для нас выход в сад. Но это даже не совсем сад, а такой летний зал ожидания. С деревьями и фонтаном. Удивительное место, наверное, ждать там свой поезд очень приятно. Никогда такого в России не видела. Это, вот, снова к слову об эстетике.


Чтобы продемонстрировать нам акустику вокзала, смотритель нам еще и спел. Они там, наверное, все петь умеют. Мы были немного в шоке - красиво пел, и акустика, действительно, хороша.
Сам вокзал чистый, светлый и просторный. Людей почти нет. Вот странное дело - почему там так мало поездом? Я бы покаталась по стране, были б там жд маршруты нормальные.


От вокзала наш путь лежал на холм Арин-Берд, где находится музей Эребури и остатки одноименной музею крепости. Конечно, сам музей был закрыт, а потому что понедельник. Все приличные музеи в этот день недели отдыхают. Но на холм мы все-таки залезли. Охранник за 2000 драм нас пустил. Холм крутой. Там развалины крепости - настоящие! Их можно лапать, гулять внутри стен и с умным видом размышлять, глядя в описания: "вот тут, значит, у них храм был... а тут - царский дворец. Не очень-то и большой. А тут - хозяйственные постройки...". Кое-где еще остались фрески, у самого потолка. Всё, что ниже - изгажено нацарапанными автографами тех, что был там до нас. Даже какой-то Гурген из 1960 года отметился.






Вид с холма на город - просто бомба, но на горизонте снова была дымка, убивающая любую надежду увидеть вожделенный Арарат.




Мы гуляли там довольно долго, зависали, рассматривая город с высоты. Размышляли, почему же они так бедно живут, раз умные такие? В википедии написано, что армяне - самая умная нация в мире, шахматы в школе изучают, количество гроссмейстеров на душу населения зашкаливает. А кругом заброшенные дома, чуть выйдешь из центра - и уже как в деревню приехал. Центр Еревана фантастически уютный, платаны эти, система их орошения, люди приятные. Но есть ощущение, что денег там сильно не хватает. Я не ожидала, что там такое количество российских и советских машин. Белая тонированная Нива - в топе у местных. Много "копеек" и "волг". Причем, пару раз видели Волги с отпиленной половиной крыши. Таким нехитрым способом седан становится пикапом.
Ереван - город контрастов, в общем.






Из квестов нам оставалось:
- найти ковёр
- прогуляться в район Конд (я Риту задолбала с ним)
- найти мечеть

Про ковёр история больная, на самом деле. Позвонила Рите ее матушка и попросила ковер привезти. Два на полтора. Мы прифигели, ибо как его везти-то? Разве что ковёр-самолет купить, и на нем лететь. В итоге нашли в сувенирной лавке условную скатерть такого же размера, с национальным узором. Нарекли это чудо ковром и успокоились.
В Конд я хотела, потому что это местные трущобы, колоритно должно быть, все дела. Мы туда дошли только вечером, когда уже стемнело и весь колорит спрятался в тень. Ну, трущобы. Ну, "я тебя слепила из того, что было". Там пол-Еревана такая же стоит, что такого в этом районе? Сделали пару кругом, зашли посмотреть очередную церковь, на том и успокоились.






Мечеть оказалась в паре кварталов от нашего хостела. Мы даже мимо проходили. Но кто ж знал-то, что на дорогу выходят только ворота, а сама мечеть внутри сада? И тем более мы не думали, что всяким там иноверцам внутрь заходить можно. А там, внутри, сад, с (вы не поверите) фонтанами. Очень уютно всё, красиво - умереть. Но, опять же, не в темноте на это любоваться.




Наша встреча с Ереваном завершилась фруктами, гранатовым вином и небольшой порцией сна перед вылетом. За три дня мы сделали и посмотрели абсолютно всё, что планировали. Впечатлений - больше, чем я ожидала, и это прекрасно. Ереван - изумительный город, рекомендую. Очень рада, что мы именно туда поехали.






По легенде, Аид, перед тем, как отпустить Персефону на землю к матери - Деметре, дал ей попробовать гранатовое зернышко. Это было самое сладкое, что было в мире. И Персефона навсегда привязалась к подземному царству, и возвращалась туда каждый год. Ереван угостил меня невероятным гранатовым вином. Чувствую себя теперь немножко Персефоной.

Ереван, Армения, поездки, фото, впечатления, ДР

Previous post Next post
Up