После моего признания в любви к авиации (был тут некоторое время назад такой пост), Антон предложил съездить в авиамузей в Монино. У этой поездки были все шансы сорваться, но, к счастью, она состоялась.
Большая часть экспозиции, что и логично, располагается на поле. В ангарах стоят только совсем пожилые товарищи. Если смотреть издалека, то еще есть иллюзия пристойного вида самолетов, но вблизи оказывается, что в фюзеляжах - дырки, а постояв тихо рядом, можно услышать, как они гниют. На тех, что стоят подальше, почти полностью слезла краска и вид стал очень жалким. На реставрацию нужно много денег, ясное дело...
В том, что на некоторые самолеты нельзя смотреть без слез, виновато не только время. Залезть на территорию - фигня вопрос, вот всякие уроды и лезут. Выламывают двери и иллюминаторы, гадят в салонах, разводят костры. Я не против залазов, я против такого вандализма.
А вообще, там здорово и очень интересно.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Единственный серийный пикирующмий бомбардировщик Великой отечественной войны. Этот экспонат собран из трех самолетов и имеет сертификат "Памятник науки и техники России".
По-2 (он же У-2). Ночной легкий бомбардировщик. Тот самый "небесный тихоход". Мне кажется, про него все знают. И что сделан был из фанеры, возгорался от любого попадания, и что это не помешало совершать на нем подвиги.
Фронтовой истребитель МиГ-3
Фрагмент поршневого двигателя
Фронтовой истребитель Ла-7. На этом самолете Герой Советского Союза Кожедуб сбил 17 самолетов противника.
Но не один Кожедуб летал на нем, поэтому на борту такое количество звезд - сбитых самолетов.
Ил-2. Бронированный штурмовик. Свои нежно называли его "горбатый" за характерную форму фюзеляжа, а немцы за живучесть прозвали его "бетонный самолет". Сухопутные войска вермахта называли Ил-2 "мясником".
Вот что говорит нам Википедия про Ил-2:
Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищённости все советские самолёты. Причина этого - тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 % от общего количества самолёто-вылетов[19]. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 % самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй. Ту-4. Стратегический бомбардировщик. Является почти полной копией американского бомбардировщика В-29. Копировали настолько тщательно, что сделали даже подставку под стакан газировки и пепельницу, несмотря на то, что наши летчики в полете газировку не пили и курить им было запрещено. Двигатель, однако, был установлен советской разработки, он имел большую мощность.
Ту-16. Дальний бомбардировщик. Было выпущено несколько модификаций этого самолета.
Ту-22. Дальний сверхзвуковой бомбардировщик.
Как натура альтернативно-романтическая, я склонна оценивать технику в том числе и по красоте формы. Но Ту-22 оказался обманчивым и меня разочаровал: самолет имел много конструктивных недоработок и стал самым аварийным в советской авиации. За это его прозвали "людоедом" и "стратегическим дефектоносцем". А так красивый, да...
М-50. Стратегический бомбардировщик.
Был построен всего один прототип. Довольно интересно и подробно про проект этого самолета написано вот
здесь.
Су-100 (Т-4). Экспериментальный сверхзвуковой бомбардировщик.
Уникален материалом фюзеляжа - титан и высокопрочная нержавеющая сталь. Самолет проходил летные испытания, но серийно не строился.
"Илья Муромец".
АНТ-25. Самолет рекордной дальности. Та самая модель, на которой Чкалов летал пугать американцев=)
Мой любимый странный экспонат - аэросани
Як-23. Реактивный истребитель.
Группа вертолетов
Ту-95. Стратегический бомбардировщик.
Единственный в мире принятый на вооружение турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и в любых погодных условиях. До сих пор состоит на вооружении.
Ан-22 "Антей". Тяжелый турбовинтовой транспортный самолет. Первый советский широкофюзеляжный самолет.
Этот самолет - жертва названия. Ну вот чем надо было думать, чтобы самолет назвать именем древнегреческого великана, который терял силы, отрываясь от земли? Мне кажется, за время эксплуатации Ан-22, только ленивый на эту тему не поржал.
Вдалеке притаился экранолет М-62.
Эксперименатальный советский проект 70х.
М-17. Высотный перехватчик дрейфующих аэростатов. Летает в стратосфере.
В 1990 году на нем было установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности.
Ту-114. Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет. Спроектирован на основе бомбардировщика Ту-95. Самый большой и скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолет. На самолете этой модели Хрущев летал в США. За 30 лет эксплуатации была всего одна катастрофа с Ту-114.
К сожалению, я не знаю, как зовут этого красавца
Задница Ту-122.
Именно так он и стоит сейчас - задом к посетителям, потому что его восстанавливают. У техников особое развлечение: вовремя заметь очередного любопытного и выгони его из-под крыла. Гоняют, а что делать - все может обрушиться.
Чтобы сфоткать морду 122го, пришлось выйти за ограду
Ту-122 - фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик, проект. Был построен в конце 50х, но развития не получил.
Бе-12. Патрульно-противолодочная амфибия.
МиГ-29. В дополнительный представлениях, думаю, не нуждается.
МиГ-9. Первый советский турбореактивный истребитель, поднявшийся в воздух.
Красавец Ту-144. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.
"Малявка" перед ним - штурмовик Су-25.
Клюв в опущенном положении. После взлета он поднимался. Ну, этот принцип у многих сверхзвуковых самолетов.
Ли-2. Транспортно-пассажирский самолет. Реплика американского "Дугласа"
Стратегический бомбардировщик 3М
Ми-12
Самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире, но разработки остановились на стадии прототипов. В 1971 году был показан на авиасалоне в Ле-Бурже, а Американское геликоптерное общество за создание этого гиганта наградило ОКБ М. Миля "Призом И. И. Сикорского", присуждаемым за выдающиеся успехи в вертолестроении.