Гыз-Биби - туркменская дева-мать или где находятся ворота в рай

Sep 08, 2016 18:51

Оригинал взят у world_jewellery в Гыз-Биби - туркменская дева-мать или где находятся ворота в рай

Гыз Биби - древнее священное место на западе Копетдагского хребта в 4 чаcах езды от Ашхабада. Там, на высоте 1000 километров, живут туркмены горного племени Нохур. Выглядят ворота в рай как расщелина в скале, самой природой обрамленная мрамором. К священному месту приходят не только местные жители, но и охотно приезжают туристы - загадать желание и полюбоваться на горные красоты. Здесь же находится самая высокая точка Копетдага, которая называется «Три колодца».

"Гыз-биби" - распространенное название для древних священных мест в Туркменистане. Имя «Гыз-Биби» состоит из двух слов: «гыз» - девушка и «биби» - бабушка, т. е. Дева и Праматерь. Женское божество-мать Гыз-Биби, символ очага и плодородия, почиталась на территории Туркмении еще до зороастризма. Фигурки были сидящими, и некоторые из них датируются палеолитом. Фигурка символизировала одновременно и непорочную девушку, и женщину-мать. В эпоху зороастризма появились стоящие фигурки с большими головными уборами, который историки сравнивают с тиарой, туркменским "бёриком". То есть туркмены с незапамятных времен поклонялись Деве-Праматери - богине плодородия, красоты и домашнего очага. Собственно, как и все.



Источник

В зороастризме эта богиня ассоциируется обычно с именем Анахиты (дословно «незапятнан­ная», «чистая»), являющейся земным воплощением Венеры. В коренных землях парфян она была известна и под другим име­нем - Нана. В родовом поместье парфянских царей - городе Нисе - существовал храм богини Наны. Документ II в. до н. э. из Нисы упоминает «Айазан (т.е. место поклонения) храма Нанай». Большую территорию в округе Нисы занимали виноградники, посвященные этому храму. Вино высшего качества поставлялось храмовыми крестьянами для возлияний и пиршеств в честь богини, ведь не зря Арсакиды говорили о Нане словами из Авесты, как о «благородной го­споже» - матери всякого знания - дочери великого и могучего Арамазды (Ахура Мазды - вер­ховного божества зороастрийской религии. - О.Г.)

Через века и тысячелетия про­несли туркмены образы древних богинь, которые воплотились в женских серебряных украше­ниях (асык, височные подвески - адамлык и чекелик и т. д.), дагданах, одежде, головных уборах, легендах и сказаниях.

Массон В.М. О культе женского божества у анауских племен
Женские образы в коропластике Бактрии

Previous post Next post
Up