Apr 10, 2014 17:37
... В Уэльсе, в маленьком городке, держит пансион под названием "Каменные клёны" тридцатилетняя Саша Сонли. Она живёт одна, и местные жители, перешёптываясь у неё за спиной, называют её ведьмой. Говорят также, что в саду "Клёнов" есть могила сестры Саши, и что Саша убила свою младшую сестру...
Трудно писать отзыв об этой книге - меня раздирают противоречивые ощущения.
Если попробовать сформулировать мои ощущения в самом сжатом виде, то получится вот что: про "Имя розы" можно сказать, что это постмодернистский текст, притворяющийся детективом. Так вот, "Каменные клёны" - это женская повесть, притворяющаяся постмодернистским текстом, притворяющимся детективом.
Сюжет "Клёнов"... впрочем, добраться до этого самого сюжета, мягко скажем, непросто. Книга написана в форме собрания дневников и писем, написанных разными людьми в разное время. Повествование скачет из настоящего - 2008 года - в восьмидесятые, девяностые, осыпая ворохом кусочков, из которых, как из паззла, приходится самому складывать картинку. Добавьте к этому весьма неясные отношения главных героев с реальностью, и текст превращается в сущую головоломку. Так вот, когда, наконец, становится более-менее понятно, что же происходит в романе, то оказывается, что, в сущности, мы имеем дело с довольно-таки банальной семейной историей. Сложные отношения главной героини Саши Сонли с сестрой, мачехой, мужчинами, жителями городка, в котором она держит свой пансион под названием "Каменные клёны" составляют половину истории книги. Другая половина - попытки второго главного героя, Ллуэлина, разобраться в том, кто же такая Саша и что с ней происходит.
Вот эта вот бытовая банальность сюжета и вызвала у меня некое разочарование. Я долго с трудом продирался сквозь лабиринт, составленный из времён, обманов и призраков, а когда, наконец, добрался до середины, то не получил ожидаемой награды. Этакая пустышка, фантик без конфетки.
Хотя фантик, надо сказать, весьма и весьма замечательный. У "Каменных клёнов" есть свой ритм, своя поэзия, колдовское ощущение от языка, чем-то очень отдалённо напоминающее не то Павича, не то Маркеса. Текст получился сложный, насыщенный метафорами, цитатами и ссылками на самые разнообразные мифологические сюжеты (ссылок этих так много, что порой кажется, что текст перенасыщен ими, переперчен, они давят читателя. Это, пожалуй, единственное моё замечание по тому, как написана книга). От самого процесса чтения я получал огромное удовольствие; я наслаждался дорогой, и огорчился, увидев, куда пришёл.
Могу ли я порекомендовать эту книгу? Не знаю. Я не жалею о потраченом времени, я рад, что познакомился с творчеством Лены Элтанг, "Каменные клёны" остались у меня в памяти и я к ним буду ещё не раз возвращаться в мыслях. Но это - книга не для всех; и я совсем не уверен, что это - книга для меня.
books