Евгений Водолазкин, "Лавр"

Jan 21, 2014 14:54

Роман "Лавр" в прошлом году получил премию "Большая книга", премию "Ясная поляна", стал финалистом "Русского Букера" и вообще произвёл в читающих кругах некоторый шум.


Роман представляет собой жизнеописание врача Арсения, живущего на Руси в XV веке. Арсений, гений исцеления, несёт по жизни на своих плечах тяжкий груз греха и непростительной вины - по молодости он погубил возлюбленную. Погубил и в смысле телесном, и в смысле духовном. Арсений хочет искупить свой грех, спасти, если не тело, то душу любимой. Это желание гонит его по жизненному пути, превращая то во врача, то в юродивого, то в паломника. Путь Арсения - как в смысле физическом, так и в духовном - и составляет содержание книги.

Очень любопытен язык романа. Герои "Лавра", жители средневековья, разговаривают на очень современном языке, периодически - вероятно, для поддержания атмосферы - переходя на архаическую речь. Впрочем, читается это вполне приятно, остается не ощущение пост-модернистских изысков, а, скорее, чувство вневременности происходящих в романе событий. Чувству этому способствуют и посещающие периодически разных героев романа видения будущего, близкого и далёкого (нашего времени). Бывают, правда, моменты, когда автор заигрывается, и результат начинает резать глаз (те, кто читал книгу, наверняка заметили "вылезающие из-под снега пластиковые бутылки"), но всё же таких моментов немного, и общего впечатления они не портят.

Видениями, кстати, чудеса в романе далеко не ограничиваются. Средневековье "Лавра" насыщено чудесами, они в этом мире, для тех, кто их видит, можно сказать, будничны и обыденны. Юродивый предсказывает будущее, старец из монастыря таинственным образом перемещается в Иерусалим и обратно, но всё это - детали, атрибут событий духовной жизни.

Увы, но на вопрос, понравилась мне книга или нет, я не могу ответить однозначно: дело в том, что, по прочтении книги, у меня осталось чёткое ощущение того, что я её не понял. Не то, чтобы в романе нет мысли - книга полна мудрых высказываний, да и многие эпизоды вполне допускают многоуровневые прочтения. Однако общей идеи повествования я, к сожалению, уловить толком не сумел. Возможно, мне не хватило образованности - в особенности в области православной духовности и традиции.

Короче, угадал все буквы, но не смог прочитать слово. Однако определённое удовольствие от книги я получил, и периодически возвращаюсь к ней мыслями - что, по нынешним временам, не так уж и мало.

books

Previous post Next post
Up