Загадка, явно неразрешимая

May 18, 2016 22:46

Такие иногда интересненькие фортели выкидывают мозги и память, аж заходишься в офигении и недоумении. Только что внезапно случилось озарение и я вдруг поняла, отчего так горько рыдала моя подруга Ритка, выскочив с урока истории. Даже и не вспоминала об этом никогда, а сейчас вот бах - и все ясно как днем.
Учительница истории у нас была замечательная, фанат своего предмета, превращавшая сухие абзацы учебника в увлекательнейшие рассказы. Был небольшой прибабах в виде фанатения от коммунизма и лучшей в мире страны рабочих и крестьян, но мы ей это прощали, потому что про дедушку Ленина сотоварищи она нам впаривала не на каждом уроке, а все остальное рассказывала действительно интересно.
И вот проходим мы эпоху проклятого царизма, изучаем историю крестьянских восстаний на Левобережье Украины конца 18 века. Самым крупным и длительным было Турбаївське повстання, которое фактически запустило эту цепочку и с которым позднее всех и разделались, 4 года повстанцы сопротивлялись тому проклятому царизму. Об этом восстании в учебнике была пара сухих абзацев - дата начала-конца, краткое описание сути претензий жителей села к властям и то, что восстание было жестоко задушено. Но это ж Полтавщина, а учительница ведь была фанаткой истории рідного краю. В общем - об этом восстании нам было рассказано очень подробно - с чего и почему началось, как селяне 4 года жили сами по себе, на самоуправлении, как сопротивлялись карательным имперским отрядам. И о процессе разгрома вольницы было рассказано очень подробно - как взяли село в осаду, как приговорили главных зачинщиков к смерти, как их специальным указом "милостивая" царица помиловала, заменив смерть всего-навсего сечением шомполами, как их этими шомполами засекли всех насмерть на главной площади села. Как не таких главных зачинщиков тоже секли, но не до смерти, а потом, вырвав ноздри и поставив на лбы клеймо "вор", отправили в Тобольск на вечную каторгу. Как оставшихся селян посадили на телеги, вывезли из села, а потом на их глазах село сожгли. Я, как могла, рассказ дополняла - я была очень интересующейся историей девочкой.
И вот рассказывает учительница, как этих селян проклятые царские сатрапы разделили на две части и вывезли одну часть - в степи Херсонской губернии - а вторую часть - в степи же Таврийской губернии. Выгрузили посреди голой степи и повелели там отныне жить, навечно. И колодцы запретили рыть проклятым бунтовщикам. И стали селяне с плодородной черноземной Полтавщины жить в той песчаной степи. Вырыли сначала землянки, потом много лет строили хатки, воду возили возами за много-много километров из ближайших речек, пока через несколько десятилетий царские сатрапы их простили и разрешили вырыть колодцы.
И вот на этом месте интереснейшего рассказа об ужасах царизма моя подружка Ритка кааак зарыдает, кааак побежит из класса. Клас офонарел. Учительница посмотрела вслед Ритке и мотнула мне головой - мол, догоняй, успокаивай подружку. Ну, я, натурально, побежала, догнала в кустах сирени, обняла, попыталась успокоить, да где там - воет как белуга, бьется в истерике и ничего не может сказать. А я нифига понять не могу - чего это она? Селян что ли выселенных в степь жалко? Так всем жалко, но никто ж не рыдает как она. Да и чего рыдать, то ж давно было, при проклятом царизме. В общем - не получается успокоить, рыдает Ритка и останавливаться не собирается. Но тут пришли в кусты одноклассницы, принесли наши портфели и сообщили, что с последнего урока нас с Риткой отпускают и классная сказала, чтоб я ее домой отвела. Смотрят огромными глазами и спрашивают шепотом - чего это она. Я делаю огромные глаза и плечами пожимаю - мол, хз. В общем - отвела я подружку домой, сдала на руки бабушке Джамиле, она меня спрашивает - что с Риточкой, вы с кем-то подрались опять, сдачи наконец-то получили? Да, бандитки мы были еще те... Нет, говорю, ни с кем не дрались, Рита ни с того ни с сего начала плакать и вот никак почему-то не успокаивается. Начала подробно рассказывать, как дело было - бабушка тоже плакать начала. Я уже в совершенном офигении, заткнулась и стою не знаю что делать. Бабушка мне рукой машет и говорит - иди, деточка, спасибо тебе, что Риточку домой привела, иди.
Ну, я пришла домой, дождалась татусика, и давай ему взахлеб рассказывать - татусик же у меня умный и все мне объясняет. А татусик помрачнел и сказал, что ничего мне объяснять не будет, это взрослые дела. И взял с меня обещание, что я никогда Ритку об этой сегодняшней истории расспрашивать не стану, и ни с кем из детей и взрослых тоже не буду об этом говорить. Ну, я, натурально, смертельно на татуся обиделась, но слово дала. И держала. И, что интересно - когда Ритка через день в школу пришла - ее другие дети тоже на эту тему не доставали. хз, может, им тоже родители запретили, а может, сами решили что ну ее психованную.
Историю Риткиной семьи я от бабушки Джамили узнала уже в 90-х. И вот что интересно - когда я рыдала навзрыд, слушая рассказ о том, как умирали один за другим в вагоне сначала братик бабушки, которому еще недели не было, потом младшая сестричка, потом старенький дедушка, как они приехали в степь и рыли землянку, как они там выживали... В общем - не вспомнила я почему-то ту школьную историю. Очень странно, но не сложила одно с другим. А вот сегодня - пересматривала видео из Бахчисарая, с вокзала - и меня внезапно озарило, дошло наконец. Столько лет прошло, и не вспоминала я про ту историю, а тут вдруг закоротило что-то в мозгу, сошлись шестеренки.

Вот сижу я сейчас и думаю об учительнице. Явно же она все знала, явно же поняла, почему Ритка во время того экскурса в историю так плакала. Это ж мы, советские школьники - сказали нам, что наша новая одноклассница приехала из Узбекистана, мы такие - ух ты, а ты хлопок как растет видела? Девочка нам такая - не только видела, а и собирала, там все школьники хлопок собирают. А мы такие - а ты узбечка? Девочка нам, потупившись - нет, я татарка. Мы такие - ух тыыы... а ты можешь что-нибудь по-татарски сказать? А она такая - и по-татарски могу, и по-узбекски хорошо говорю. В общем - очень интересная девочка, сразу всем понравилась. Чего ее семью в тот Узбекистан занесло - никому и в голову не приходило спрашивать - ну подумаешь, Узбекистан. Колька вон в Армении родился, где папка служил, а Нинки Классен папа из Казахстана, а Игорь в Германии в детстве жил. Телятки советские наивные, да
А учителя - ведь наверняка знали все - и почему папа Нины из Казахстана, и почему Рита, татарка - из Узбекистана.
И вот интересно мне - поплакала ли учительница истории вечером дома о Ритке и ее семье, пожалела ли, что так подробно рассказала детям об ужасах царизма, который, сволочь, депортировал целое село, чем травмировала девочку? Или все же не проронила ни слезинки и ни о чем не пожалела коммунистка убежденная?

размышлительное

Previous post Next post
Up