Подробные русскоязычные рецензии на
Paying for it,
Clumsy и
HabibiЯ со многим не согласен, но написано хорошо, читать интересно и вообще на русском языке серьезной информации о комиксах практически нет. Так что выбирать не приходится. Об авторе ничего не знаю кроме того что блог к сожалению в основном посвящен супергероям и инди-издательствам
(
Read more... )
На меня Хабиби не произвела большого впечатления, но не из-за того что использование легенд Корана мне кажется сомнительным. Пропустить свою историю через древнегреческий миф или библейскую легенду что бы подчеркнуть ее вневременные качества - этот прием используется в литературе очень часто и ничего скользкого я в этом не вижу.
В том что Habibi мне не понравилась виновата не сама книга. Я не религиозный человек. Не атеист тоже, но в очередном пересказывании (даже таком красивом как у Thompson-а) библейских легенд для меня нет никакой мистики, никакой загадки. Просто не вижу в этом ничего магического и сокровенного. Предыдущая книга Thompson-а была о его исковерканном религией детстве. Мне кажется что в Habibi он пытается подобраться к религии с другой стороны. Для меня это тема никогда не была актуальной и видимо поэтому его книги оставляют равнодушным.
Что касается социальных трактовок, то я очень надеюсь что автор не ставил их своей целью. Имхо Хабиби это не больше не меньше вневременная любовная история и то что прошлое и будущее в ней переплетаются не стоит воспринимать слишком буквально.
Paying for it я еще не читал, так что ничего утверждать не могу. Судя по двум другим автобиографическим книгам Брауна выставление самого себя в крайне не выгодном свете это у него что-то вроде основного творческого метода. Эти книги вполне можно охарактеризовать выражением "Ё...й стыд". Браун несомненно странный (и очень талантливый) персонаж, но я бы не стал однозначно зачислять его в негодяи.
Clumsy один из самых любимых комиксов. Трудно сказать брал бы он так же за душу если бы был нарисован более аккуратно. Мне кажется нет, хотя трудно сказать наверняка.
Reply
О, у меня тоже есть Big Questions на бумаге).
Только там, с другими местами не сложилась - из одного я ушла из-за личных разборок до того, как нормально расписалась (кстати о: Вы на Спайдермедии были? Если говорить о "серьёзно про комиксы", то у Редсона, Плане Ви и Г.есса бывают интересные всплески - и я говорю это как человек, последние несколько месяцев о лично них говорящий практически исключительно матерно), с другим не смогла договориться во многом потому, что там нужны были еженедельные материалы по графику, а я... в общем I don't work that way. Не в качестве хобби уж точно).
Предпочитаю я дайри, ещё и потому, что с некоторых пор ЖЖ на работе у меня закрыт совсем ("Кубу" и "Историю насилия" - последнее, что я сделала, я сюда даже не выкладывала, хм, надо же, забыла).
Про Хабиби:
Тут два момента на самом деле:
С одной стороны, я не большой сторонник подхода "если этого туда не положили, то этого там нет, а если и есть, то не стоит этого искать". То есть я во многом согласна с Бартом с его мёртвым автором. Плюс, как чисто любовная история... ну в этом смысле "Хабиби" получается визуально шикарной, но неправдоподобно-интенсифицированной приключенческой мелодрамой уровня "Анжелики и султана". А поскольку у меня в принципе сложные взаимоотношения с рисунком (в том смысле что я "недостаточный" ценитель чисто визуальной эстетики), то это в сочетании с моим общим равнодушием к любовным романам отправило бы работу в категорию "красивое одноразовое чтиво".
С другой стороны, можно, конечно, рассуждать о том, насколько "может" автор искренне и без задней мысли использовать идеологически-сомнительные приёмы (я в этом смысле склоняюсь к тому, что такое использование - есть демонстрация нерефлексируемой, но гадости, от которой надо глобально избавлять культуру), а приёмы используемые Томпсоном в "Хабиби" крайне сомнительны - достаточно погуглить слово "ориентализм", чтобы понять это.
Но в данном случае эти рассуждения будут бессмысленными, потому что Томпсон знал, в какое культурно-идеологическое болото он засовывает руки. Отсюда:
" Edward Saïd talks about Orientalism in very negative terms because it reflects the prejudices of the west towards the exotic east. But I was also having fun thinking of Orientalism as a genre like Cowboys and Indians is a genre - they’re not an accurate representation of the American west, they’re like a fairy tale genre. The main influences and inspirations though were Arabic calligraphy, geometric patterns, and ornamentation."
То есть он осознанно взялся играть на этом поле, имея представление о заложенных там минах. И с этой точки зрения его "ошибки непонимания" предстают уже... несколько в другом свете. Я написала то, что написала, до того, как прочла это (в комментариях там любопытная дискуссия) или это, но поспорить мне там есть очень мало с чем. Томпсон осознанно вступает в спор с Саидом и, по крайней мере по моему мнению, Саид выходит из этого спора победителем.
Reply
Нет, ну есть же ещё комиксы про Счастливого клоуна Эда и биография Луи Риэля).
Но это я пока не читала - лежит на очереди.
Он не то что негодяй... он меня бесил первые две трети комикса (ну те, которые комикс), а вот после последней трети (которая чистый памфлет) я стала к нему испытывать скорее неловкую жалость. Специфически адаптированный к реальности человек со специфическим взглядом, который мне не слишком симпатичен (но поскольку это комиксы, тут всегда можно добавлять оговорку "ну хоть не Дэйв Сим!").
Эй, я, в отличие от Такера Стоуна, хотя бы не очень издеваюсь!
Про Clumsy:
Ааа, вот Вы как раз произнесли дилемму Кочалки: эмоциональное воздействие против искусности исполнения.
Я вот тоже не знаю ответа, но склоняюсь в другую сторону.
Про Брауна говорят, что он всё-таки слишком хипстерски-эгоцентрически-трогателен. Ну, знаете, с дёрганьем одной струны "про меня и мои трогательные чувства" (то, над чем Брайан Ли О`Мэйли в Скотте Пилигриме откровнее издевался). Но в конкретно Clumsy это работало, вот дальше - пока не знаю.
Вообще, говоря о Брауне и... Брауне можно вспомнить Тима О'Нила: Some of the most formally adventurous and aesthetically rewarding work produced in the late eighties and the nineties was the product of artists who grew up in the hothouse of men's adventure stories rebelling against the conventions of the dominant power fantasy by producing successive waves of anti-power fantasy - impotence fantasies such as I Never Liked You, It's A Good Life, If You Don't Weaken, the aforementioned Jimmy Corrigan, American Splendor (which, to be fair, began in the seventies when the undergrounds were not yet entirely dead), almost everything by Clowes with (of course!) the exception of Ghost World.
Reply
Leave a comment